Вардан Маркосян дебютировал в театре «Параджановское фойе»

В Москве в Колонном зале Культурного Центра Вооруженных Сил России при содействии Министерства культуры Московский художественный театр «Параджановское Фойе» отметил 80-ти летний юбилей Сергея Параджанова. Этой знаменательной дате было посвящено открытие выставки-музея «Параджановград» и неделя «Параджанова», в которой приняли участие выдающиеся деятели искусств России, актеры, режиссеры, критики кино и театра, искусствоведы.

Была показана ретроспектива кинополотен Мастера: «Арабески на тему Пирасмани», «Легенда о Сурамской крепости», «Цвет граната», «Тени забытых предков», «Ашик Кериб».

К юбилею Сергея Параджанова приурочена премьера спектакля-притчи «Параджанов» (Режиссер-постановщик Владимир Габбе). В роли Поэта дебютировал известный красноярский скрипач Вардан Маркосян, покорив экспрессивным исполнением московских зрителей. Музыкант не только исполнил на скрипке фрагменты народных произведений, но и участвовал в оформлении спектакля, предоставив для этой цели декорации.

А уже в начале октября театр открыл новый творческий сезон и Вардан Маркосян был зачислен в труппу театра.

Чтобы попасть в Московский художественный театр «Параджановское фойе» нужно войти в красивые чугунные ворота конца 18 века, пересечь аллеи парка, миновав памятник М.Фрунзе и открыв массивные двери войти в величественный особняк.

Тяжелая медная, причудливой формы ручка такая холодная, что, взявшись за неё, меня невольно охватывает трепет. Но нет никаких призраков прошлого, обычная бабушка-старушка с пуховым платком на плечах охраняет покой.

Великолепие и обыденность живут здесь по соседству: широкая парадная белого мрамора лестница ведущая вверх, позолота и статуи Нимф и Амуров. Но здесь же в едва освещенных коридорах с высокими сводчатыми потолками на крашенных, вчерашних панелях фотографии маршалов и генералов, бутафорские награды. Время неумолимо … и далеко не все сегодня знают, что культурный центр Вооруженных Сил — это и есть Екатерининский Дворец.

Театр начинается прямо в фойе. И прежде, чем войти в Колонный зал перед нами разворачивается фантастическое действо: предметы словно оживают, собранные вместе начинают повествование о Боге, любви и жизни, полное драматизма и неизбежно трагичное.

Что такое «Параджановское фойе»? Ворожба? Миф? Колдовство? Единственный в мире жанр — Параджановский…Постижение новых форм театрального пространства, его загадочного магнетизма? Мифологема образов и образность мифов? И всё же, что такое «театр Параджанова»? Ведь сам Маэстро никогда не работал в театре! И тем не менее вся его жизнь была ориентирована на бесконечный театр с его многослойной полифонией и подвластности всему земному: Богу…Судьбе…Силам природы.

В 2004 году Великому Мастеру исполнилось бы 80! ЮНЕСКО объявили нынешний год годом Параджанова!

Именно к этой знаменательной дате уникальный подарок своему духовному отцу: единственная в мире выставка музей «Параджановград». Город, где живёт Дух Параджанова, на узких улочках, которого можно встретить его друзей и соратников и попытаться постичь непостижимое.

Автор музея — художественный руководитель театра Владимир Габбе (коллажи, шляпы, инсталляции, куклы, ассамбляжи).

Здесь среди этого причудливого великолепия порхают экзотические бабочки, рассыпаны зерна граната или рубины? Или это драгоценные мерцающие немеркнущим блеском его алмазы и изумруды?

Перья. Шляпы, шелк и бархат нарядов дам. Женщины с ликом цариц. Какие они счастливые — они знали Параджанова: Алла Демидова, Белла Ахмадулина, Кора Церетели, Лариса Кадочникова, Тамара Гверцетелли и Софико Чаурели. Послы Армении, Грузии, Украины. Стремительно прошедший за кулисы Юрий Любимов, художники, скульпторы, режиссеры.

Вот чья-то рука в тонкой перчатке положила алую розу к бюсту Параджанова, а вот юноша засмотрелся на коллаж.

Чудо-коллажи! Фантастические мозаики из осколков бывших предметов, обычное место которых на свалке: черепки разбитой посуды, обезглавленная кукла, старый чемодан, истрепанные лоскутки ковров, тряпье, железный гребешок, метёлка. Конечно его называли Великим Барахольщиком! Он придумал язык взаимодействия выброшенных предметов, и в его руках они обрели свой новый неповторимый смысл, своё магическое содержание.

Но, что это? Взгляд наткнулся на что-то до боли знакомое: сетка, облака. и прямо под ногами разрозненные обломки города-острова. Декорации музыкально-философского спектакля «Наваждение» (автор Вардан Маркосян, режиссер-постановщик Александр Полубенцев) нашли своё пристанище в «Параджановграде».

Они нашли друг друга: Вечный странник Вардан Маркосян и театр, где оказывается кто-то «играет Параджанова», играет тонкую струну его богатого темперамента, царство коллажного многоцветия, роскошь жанров, зов предков и вековые столкновения истин. Мир Параджановского театра велик и калейдоскопичен. Становится понятно, почему они объединены парящим над суетой Ангелом. Кто это? Сам Параджанов — Ангел Хранитель, осеняющий своим крылом всё сущее или вечно мятущаяся душа Художника с волшебной скрипкой в руках. Картина художника Артура Казаряна стала основой оформления спектакля «Параджанов». Это притча-память вознесенная в Образ.

А я, с замиранием сердца наблюдая и участвуя, видела некую трансформацию, превращение и перевоплощение совсем другого спектакля, увиденного мною три года назад на сцене Красноярского театра Музыкальной комедии. Спектакль называется «Наваждение». «Наваждение» навеянное Параджановым.

Оно было задумано как калейдоскоп картин, в которых Музыкант погружается в пространственно-временной колодец. День сменяет ночь, за сезоном дождей следует солнечная пора, справляются свадьбы, встречаются влюбленные, куролесят Арлекин и Коломбина, ссорится с шутниками оперная Примадонна, считает валюту Мефистофель в бухгалтерских нарукавниках, гремят войны, горят дома… свидетель и участник всех событий движется к финалу, обозначенному через одну маленькую деталь — зонтик. Его как единственную защиту от проливного дождя расскрывает над Музыкантом Муза. Но все мы видим, что в раскрытом зонтике, как раз над скрипачом зияет огромная дырка, и он по-прежнему стоит открытый всем хлябям небесным…

В спектакле «Параджанов» Музыкант — Саят-Нова, Поэт ищущий истину, сам Параджанов. Вардан Маркосян — голос его сердца, его духовная суть воплощенная в музыке. Через хаос какофонии пробиваются, снова начинают жить звуки его многовековой печали.

Основой спектакля «Параджанов» стал сценарий фильма «Исповедь», задуманный и эскизно записанный в 1969 году. Творчество великого поэта-певца трёх народов послужило для Параджанова импульсом, приглашением к познанию истины и постижении смысла жизни. На странице рукописи сценария «Исповеди», над рисунком, похожим на автопортрет надпись карандашом: «Арутин — я, Саят-Нова — я». Не случайно имя Саят-Нова — Арутин — в армянском языке производное от слова «арутюн» — «воскресение». Удалившись в Ахпатский монастырь, Саят-Нова постригся в монахи. Но даже приняв церковный сан, поэт продолжал творить. Сохранилось свидетельство самого Саят-Нова: «Я поставил условие, что пока струны на моём сазе целы и не оборвались, я от них не откажусь. Когда меня постригли в иноки, эти струны были у меня в кармане, их освятили вместе со мной, так что я играю на освященных струнах».

«Град» Параджанова и его театр велик и исповедален, полон богатой и причудливой фантазии, сложных героев, неожиданных поворотов. В октябре театр вновь гостеприимно распахнул свои двери, открыв новый театральный сезон спектаклем, где волнующе звучит скрипка Вардана Маркосяна.

Комментарии