Классика в стиле рок

Классика в стиле рок

Классический музыкант, поп-рок-эстрадный скрипач. Виртуоз и отважный экспериментатор в области синтеза искусств Вардан Маркосян прилетел в Красноярск, чтобы в Большом концертном зале филармонии вместе с коллективом программы устроить грандиозный юбилейный концерт.

Вардан Маркосян — скрипач поистине виртуозный и делает большое дело: он доносит классическое музыкальное искусство до, в общем то, безразличного к шедеврам прошлого простого народа. Заряжает молодёжь, не пренебрегает традиционными дискотеками, шокируя и восхищая кислотных тинэйджеров. Сыскал благосклонность любителей поп-музыки, но и на внимание более придирчивой аудитории претендует в полной мере.

Маркосян — один из немногих приблизившихся с сольным инструментом в руках к музыкальному Олимпу, но в отличие от многих конкурентов не только умеет играть на скрипке, притом виртуозно, но не боится экспериментировать, а импровизирует со всей экспрессией своей многогранной натуры, упорно развивая идеи скрещивания классики и современности.

За последние 5 лет исколесил с гастролями обширные Российские просторы не оставив без внимания Якутск, Норильск и Петропавловск-Камчатский, где для закрепления успеха побывал не единожды. Со своей радиомикрофонной скрипкой музыкант стал настоящим откровением для слушателей.

Те, кому посчастливилось побывать на его концертах, были удивлены: оказалось, что даже знакомый до мельчайших подробностей «Чардаш» Монти звучит у него совершенно по-иному, удивительно свежо и искрометно. И, практически на каждом выступлении, из зала раздаются возгласы: «Это настоящий музыкант!», «Здорово!», «Браво, маэстро!». А ведь мало кто знает, что в детстве Вардан Маркосян отнюдь не мечтал стать музыкантом, а тем более скрипачем-виртуозом. Более того, он вообще не хотел посещать музыкальную школу. Только авторитет отца и страх перед наказанием заставляли заниматься музыкой. А позднее пришло увлечение, любовь к инструменту. Это стало настолько серьёзно, что даже не было вопроса куда поступать: конечно, в музыкальное училище, а позднее в Ереванскую консерваторию.

Дальше была работа в оркестре и сольная карьера.

Случился в его жизни казус, который мог навсегда поставить крест на его карьере скрипача. Спасло только одно — желание победить обстоятельства, во что бы то ни стало.

Вардан Маркосян служил в армии (его призвали на службу прямо из консерватории) и на учении повредил левую руку. Конечно, ни он сам, ни окружающие особого внимания травме не придали: поболит палец, да перестанет. Но все оказалось намного серьезней: палец распух и почернел. Когда наконец-то сделали снимок, то стало ясно — палец раздроблен. Вот тогда Вардан впервые испугался: вдруг он не сможет играть вообще? Хирург, сделавший операцию сказал так: «Если очень сильно захочешь и будешь тренироваться, ты будешь играть»! После армии Маркосян начал заниматься с утроенным усердием. И победил.

Как они занимались с профессором Арамом Шамшяном, этого лучше не видеть и не знать обычному слушателю, считает Вардан. Только на одну ноту могли потратить и час и два — все искали то звучание, которое будет единственно верным. Чтобы потом, когда заиграешь, пришла свобода. Секрет здесь один: браться за инструмент с хорошим настроением. Ибо скрипка, как говорил знаменитый профессор, — «это отражение твоей души».

Поступив в оркестр театра оперы и балета, музыкант Маркосян очень скоро понял: можно на всю жизнь остаться оркестрантом. Иными словами просидеть в оркестровой яме.

Тот, кто хоть единожды познал вкус аплодисментов, предназначенных лично тебе, поймет, что без этого пьянящего ощущения никак нельзя. И Вардан решил стать солистом. Легко сказать «решил»…Для воплощения этого решения нужно было очень многое — даже тот же пресловутый радиомикрофон, который стоил недёшево и казался несбыточной мечтой. Нужны были оригинальные аранжировки, знакомый слушателям, но всё-таки свой собственный, отличный от прочих репертуар… и работа закипела.

Как рождался «Парад страстей»?

Каждое произведение, включенное в программу не похоже на другое. Что роднит «Аве Мария» Шуберта с «Ночным танго в Париже»? «Танец с саблями» с «Симфонией № 40» Моцарта? Ответ один: «волшебная» скрипка и настроение музыканта.

В «Параде страстей» собраны воедино все человеческие эмоции: там есть радость, одиночество, горечь, безумное счастье, тоска по Родине…Испанские, ирландские, и конечно армянские мелодии льются из-под смычка скрипки Вардана Маркосяна, как горный водопад. Среди «своих» композиторов у него и Вивальди, и Паганини, и Оффенбах.

Первый концерт программы «Парад страстей» состоялся в 1999 году в Красноярске и сразу же принёс успех его создателям. А самого Вардана назвали «сибирским Паганини». Немного позднее увидел свет сольный альбом с одноименным названием, презентация которого состоялась в «Президент-отеле». Его тираж не залежался на музыкальных прилавках.

С тех пор Вардан Маркосян неоднократно становился лауреатом международных фестивалей искусств, «За творческий поиск и инициативу» награжден Союзом театральных деятелей России.

Он принимает участие во многих творческих проектах Москвы. В их числе: «Золотые хиты мирового мюзикла» на сцене Театра киноактера, ежегодный музыкальный фестиваль «Песня года Армении», где Маркосян не только поразил своим мастерством и зажег аудиторию, но и выступил строгим арбитром для конкурсантов в составе жюри (Театр Российской Армии). Звуки его скрипки, как воскресшая душа поэта в спектакле Московского художественного театра «Параджановское фойе» «Саят-Нова», а он сам зачарованный странник в авторской постановке «Наваждение».

Один раз, услышав его исполнение, уже не спутаешь ни с кем другим, так незабываема и неповторима манера исполнения. Музыка Вардана — это язык чувств. Пока люди будут понимать этот язык, будет жива душа народа.

Специально для «Ювелирного мира Сибири» мы спросили у маэстро как он относится к ювелирным украшениям:

Лично для себя я не нахожу удовольствия в украшениях, в том смысле, что ничего не ношу. Но я вырос в Армении, которая издревле славилась непревзойденными мастерами ювелирами. Являясь почиталем всего прекрасного с самого детства ходил в музеи, на выставки ювелирного творчества, а уже позднее, когда стал активно гастролировать посетил не только Алмазный фонд и Золотые кладовые Государственного Эрмитажа, прежде сокрытые от посетителей, но и Сокровищницу древнего и Великого Эчмиадзина, где ослепительно блистая брилльянтовой россыпью на белом золоте с гигантскими аметистами предстал во всей красе алфавит Мисропа Маштоца.

Из ювелирных камней я предпочитаю алмаз. Знаю истории наиболее известных алмазов как в России так и за рубежом и абсолютно уверен: можно не верить в магическую силу драгоценных камней, можно сомневаться в наличии связи между ними и человеком, но нельзя отрицать их бесспорное свойство: они пробуждают темные свойства человеческой натуры, пробуждают невиданные страсти.

Примеров тому великое множество — истории наполненные кровью и страданием. Хочу рассказать одну не очень известную — голубого алмаза, называющегося теперь «Надежда».

Около 1712 года французский путешественник Тавернье привез из Индии в Париж сверкающий голубой алмаз весом 115 каратов. Людовик Х (4)купил этот алмаз, а придворный ювелир Пито огранил его в виде треугольной пирамидки в 68 каратов. С этой формой и связывают все последующие неприятности: трехгранной пирамиде в отличие от четырехгранной приписывают обладание вредоносной энергией. Людовик Х (4)украсил трёхгранной пирамидкой своё жабо. Через семь месяцев он умер. Людовик Х (5) долго не использовал этот брилльянт, но как-то повелел вделать его в крест ордена Золотого Руна, который он носил. Не прошло и пяти лет, как король умер от оспы. Носили этот алмаз и королевские фаворитки — графиня Дюбарри, княгиня Ламбаль, наконец, Мария-Антуанетта. В революцию 1789 года Ламбаль была растерзана толпой, а Дюбарри и Мария-Антуанетта гильотинированы. В сентябре 1789 года алмаз был украден и объявился через некоторое время у голландского ювелира Гийома Фальса. Его у него украл собственный сын. От горя Фальс умер, а его сын, терзаемый муками совести утопился. В 1820 году голубой алмаз был куплен английским королем Георгом (4), и через некоторое время король стал проявлять явные признаки безумия. Бриллиант был за бесценок продан банкиру Хоупу, тот и назвал камень «Надежда». Внук Хоупа проиграл камень в карты американскому дельцу Франкелю. Франкель обанкротился, алмаз был продан с аукциона и попал к турецкому султану Абдул-Гамиду, который подарил его своей наложнице Зельме, но вскоре в припадке ревности заколол её кинжалом. В 1909 году Абдул-Гамид вынужден был отречься от престола, вскоре сошел с ума и умер. Следующий владелец голубого алмаза грек Мантаридас свалился в пропасть вместе с женой и дочерью. В 1941 году алмаз стал собственностью князя Калитовского: через два дня его труп нашли на парижской улице. В настоящее время «Надежда» — собственность коллективного владельца — Американского Смитсоновского института. Надеюсь, узнав эту историю, читатель поймет, почему к жабо моего концертного костюма пристёгнута лишь пуговица Сваровски, а не брошь с любимым камнем.

Комментарии