Гордость земли красноярской – Екатерина Иофель
Как профессор Иофель на своих уроках улавливает по голосу каждого ученика мельчайшие нюансы и физического, и душевного его состояния — загадка. Загадка талантливейшего педагога с мировой известностью. Каждое занятие заведующей кафедрой сольного пения и оперной подготовки Красноярской государственной академии музыки и театра, заслуженного деятеля искусств России Екатерины Константиновны Иофель неповторимо и являет собой настоящее артистическое действо, увлекающее и уводящее в особый мир человеческих чувств, переживаний, красоты
— Ее темперамент завораживает, — рассказывает концертмейстер, работающий вместе с Екатериной Константиновной пять лет, Татьяна Головач. — Она очень артистична, проигрывает перед своим учеником каждый характер будущего персонажа оперы или музыкального спектакля, все его оттенки. Помогая воображению солиста, она рисует целые картины — мимикой, жестами, голосом. Читает стихи — заслушаешься! Стихов знает колоссальное количество и вообще знание литературы просто потрясающее!
Будущий солист оперы — это не просто грамотный исполнитель арий, он должен петь так, чтобы «за душу хватало», считает сама Иофель. Стараясь развить чувства и воображение своих учеников, она придумала им собственные упражнения. Например, юношам предлагает выразить голосом тему «Море». Причем если это «Девятый вал» Айвазовского, то должна чувствоваться буря, шторм, а если это «тишь глубокая на море», то исполнитель должен видеть своим внутренним зрением именно теплую гладь ласковой бирюзовой волны… У девочек своя тема — розы. Пунцовую, или белую, или нежно-розовую представляет себе певица, Иофель чутко угадывает, угадывает она и если «картинка» вдруг стала приобретать новые оттенки…
У Иофель свой педагогический почерк, своя школа. Таких преподавателей вокала в России можно пересчитать по пальцам, не зря к ней отовсюду едут за опытом коллеги, она постоянно дает педагогам открытые уроки с учащимися музыкальных училищ сибирских городов и Красноярского края, а также мастер-классы за рубежом. Екатерина Константиновна подготовила около 100 певцов, которыми может гордиться: почти все имеют звания заслуженных или народных артистов России и лауреатов многочисленных всесоюзных и международных конкурсов.
Это и народный артист Чувашии, солист Чебоксарского театра оперы и балета Петр Заломнов, и Виктор Кригер, работающий в Германии, и заслуженная артистка России Раиса Смирнова, певица Кисловодской филармонии, это баритон очень красивого тембра Николай Путилин, лауреат многих конкурсов, народный артист РФ, солист Мариинского театра оперы и балета Санкт-Петербурга. Это Людмила Елесина-Попова, заслуженная артистка РФ, доцент кафедры Красноярской академии музыки и театра, Олег Алексеев и Елена Семикова — солистка Красноярского театра оперы и балета. Это, конечно, и прославленный баритон Дмитрий Хворостовский.
Вся жизнь Иофель — развитие и совершенствование двух своих незаурядных дарований: оперной певицы и педагога. Уже в 12 лет Катя любила «играть в учителя» и в то же время, воспитываясь в семье оперных артистов, унаследовала любовь к музыке, артистические способности, Поэтому и училась параллельно в педагогическом вузе и в музыкальном училище на отделении фортепиано и вокала. Причем и там, и там на нее возлагали большие надежды.
Ей привелось петь ведущие партии в Новосибирском, Ташкентском оперных театрах, работать в Кисловодской филармонии, Сочинском музыкальном театре, Горьковской консерватории. Однажды судьба свела с выдающейся певицей, народной артисткой СССР Валерией Барсовой, в то время членом худсовета Сочинского музыкального театра. Молодая Екатерина Константиновна попросила знаменитую певицу позаниматься с ней.
Та, уже прослушавшая всю программу Иофель, удивилась:
— А что, девочка, у вас все на месте. Екатерина объяснила, что хочет добиться большего совершенства.
— Ну, хорошо, голубчик, — ответила Барсова и провела несколько занятий, которые, кстати, убедили обеих еще раз, что у молодой певицы «все на месте». Но польза от этой встречи была в любом случае: именно Барсова порекомендовала Иофель идти в аспирантуру. Екатерина Константиновна закончила исполнительскую аспирантуру в классе профессора Натальи Шпиллер в Московском государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (сейчас-академия).
Долгое время возглавляла в Горьковской консерватории кафедру сольного пения и оперной подготовки. В 1978 году Иофель пригласили создать кафедру сольного пения и оперной подготовки в открывшемся в Красноярске государственном институте искусств.
— Я согласилась, потому что меня всегда тянуло в родной Красноярск, — вспоминает Екатерина Константиновна. — Я и раньше говорила всем: «Что мне море, вот наш Енисей!.." Узнав о намерении Екатерины Константиновны отправиться на берега Енисея, ректор Горьковской консерватории буквально орал и стучал кулаком. Правда, на ученом совете сказал с гордостью, что Екатерину Константиновну приглашают помочь поставить дело на должную высоту в новом институте.
К одной из недавних круглых дат Екатерины Константиновны красноярский поэт Роман Солнцев посвятил ей стихи. Я приведу только одно четверостишие:
И вот поет, пронзая душу, Мефистофель,
И вот нам Ленский что-то нежно говорит…
Екатерина Константиновна Иофель,
То не звезда-то ваша слава там горит.
Педагогическая слава Иофель действительно достигла звездной высоты. Причем это не та звезда, которая греется сама в своих лучах, это поистине путеводная звезда для многих артистов. Как-то на одном из конкурсов вокалистов к Екатерине Константиновне подошел красивый молодой человек, выпускник Казанской консерватории, и стал просить принять его хотя бы на подготовительное отделение. Рассказал, в чем дело. Из-за неправильного обучения он почти сразу же после выпуска лишился голоса и стал профессионально непригоден. Что было делать? Взять на повторное обучение после консерватории нельзя.
И Екатерина Константиновна принимает неожиданное решение — принять Владимира Кудашева в аспирантуру. Буквально за два года она его и вылечила, и выучила. Он стал лауреатом международных конкурсов, работал ведущим солистом в Перми, а сейчас — солист «Новой оперы» в Москве. Недавно прислал своей спасительнице письмо, в котором есть такие строчки: «Меня всегда переполняет чувство благодарности за то, что вы меня реанимировали как певца. Я знаю, каким трудом я вам достался, вы для меня яркий пример доброты и бескорыстности. Я вас люблю».
Поздравляя Иофель с днем рождения, концертмейстер класса недавно написала: «Спасибо вам, что в вашей жизни есть место и для меня. Спасибо, что учусь у вас всему. Таня».
Сама Иофель тоже не перестает учиться всю жизнь. Она все время читает, не пропуская ни одной новинки в своей области. За годы преподавательской деятельности Екатерина Константиновна стала многих научных и методологических работ, разработала новый курс общевузовской музыкальной педагогики и психологии творческих способностей для аспирантов специальностей. Она обобщила свои методические наработки в статье «Из опыта работы со студентами-вокалистами, поступающими на 1-й курс вуза без специальной вокальной подготовки». Благодаря практике она экономит государству деньги, а учащимся их годы, при этом заканчивают вуз они с отличными оценками.
Конечно, плодотворная, блестящая работа педагога российского масштаба не могла не снискать государственных наград. Иофель награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, Почетным знаком Министерства культуры СССР, Почетной грамотой ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.
Не так давно, пригласив к себе Иофель ректор КАМТ объявил, что в академию уже несколько раз звонили из Китая с просьбой принять на обучение 17-летнего юношу. Учиться он хотел только у Иофель. Приехал Ли Тинянь в Красноярск с матерью, поселился в общежитии. А когда пришел знакомиться с педагогом, сказал выученную на русском фразу, показывая поочередно на свою мать и на Екатерину Константиновну:
— Китай-мама, рус-мама.
Екатерина Константиновна тут же отправилась в книжный магазин за разговорником и словарем китайского языка и на сле- дующее занятие пришла с ответным приветствием на родном языке Ли Тиняня:
— Здравствуй, мой сынок.
Сейчас она расширяет свой словарный запас. Может ли в таком педагоге погаснуть творческая искра, иссякнуть интерес к жизни?
— Да, я живу моей работой. Иначе мне незачем жить,- соглашается Екатерина Константиновна.