Вся жизнь Екатерины Иофель — в учениках

Заслуженного деятеля искусств России Екатерину Константиновну Иофель представлять не надо. Она известна своей творческой, научной, педагогической деятельностью. Закончив аспирантуру института им. Гнесиных, преподавала в Горьковской, ныне — Нижегородской консерватории. А когда в Красноярске встал вопрос об открытии института искусств, Иофель, коренная сибирячка, вернулась домой, на родину, и создала в институте прекрасную кафедру сольного пения и оперной подготовки

 

Не так давно наградной список известного в мире искусства педагога пополнился медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

— С самого становления вокальная кафедра нашего института зарекомендовала себя очень высоко, — вспоминает Екатерина Константиновна. — Был первый выпуск, и событием для нас стал смотр выпускников-вокалистов всех музыкальных вузов России, проходивший в Красноярске.

Первые выпускники — это народный артист России, солист Мариинского театра Николай Путилин; заслуженная артистка России, доцент кафедры сольного пения и оперной подготовки нашего института Людмила Елесина-Попова; солистка Красноярского театра музыкальной комедии Галина Артемьева; Иван Грядов, достойно представляющий вокальное искусство Красноярской филармонии; Виктор Гавричков хотя и преподает в Красноярском училище искусств, но пение не оставляет. В числе последующих выпускников известной певицей, заслуженной артисткой России стала Татьяна Ворожцова. Она поет в Новосибирском оперном театре, часто выступает за рубежом.

— Екатерина Константиновна, вы учите петь не только студентов, но и артистов с уже сформировавшимся репертуаром. Вот только что вернулись из Санкт — Петербурга, где провели мастер-классы для певцов оперших театров северной столицы.

— Меня неоднократно приглашали давать мастер-классы и в Амстердам, на которые приезжали певцы не только из Голландии, но и из других стран. Проводила я мастер-класс в Софийской консерватории. Занятия в Санкт-Петербурге тоже были очень интересными, результативными для певцов. Тем не менее вся моя жизнь — это мои студенты-ученики. Радует, что и самые молодые из них достойно представляют оперное искусство. Например, в Красноярском театре оперы и балета работают солистами Елена Семикова, которая уже в дипломном спектакле исполняла партию Кармен (опера «Кармен» Бизе), и Олег Алексеев. Поют в нашем оперном студенты, еще не окончившие институт, это два баса Рустем Кутлубаев и Роман Шевчук.

— Вы берете на свой курс будущих певцов и певиц без специальной подготовки, хотя, как известно, при поступлении в музыкальный вуз абитуриенты должны иметь среднее специальное образование или 2 курса подготовительного отделения. Это ваш педагогический принцип — учить, а не переучивать?

— Нет, у меня просто отработана специальная система воспитания голоса, и за годы обучения в институте я успеваю подготовить профессиональных певцов. А мой педагогический принцип построен на воспитании разносторонне развитого музыканта; Еще Усатов, учитель Шаляпина, говорил: не издавай пустых звуков. И мои студенты знают, что петь правильно поставленным голосом — это еще ничего не значит. Надо петь музыку, чувства. Быть одержимым своей профессией. Слушатель может и не разобраться, правильно певец взял ноту или нет. Певец интересен лишь тогда, когда пение выразительное, «хватает за душу». Именно таких я должна и стараюсь воспитывать.

— Наверное, самый любимый ваш ученик — это Дмитрий Хворостовский?

— Я люблю всех своих студентов и с каждым занимаюсь так, как занималась с Димой. Но талант есть талант. Одни люди более одарены, другие — менеё. Дима всегда безукоризненно готовился к урокам. Еще в студенчестве подкупала его одержимость пением. И сегодня для Димы профессия — это его жизнь. Сейчас он больше поет в оперных спектаклях. Часто мне звонит. А сейчас находится в Швейцарии, в Женеве, где поет Дон Жуана в премьере оперы Моцарта «Дон Жуан».

— Сама жизнь для вас — каждодневное признание в своих учениках, подтверждение того, что занимаетесь нужным и важным Делом. А как относитесь к наградам?

— Получить награду приятно и почетно любому человеку, тем более такую — медаль ордена «За заслуги перед Отечеством». Спасибо государству, краю, которые оценили мою работу, а значит» и жизнь.

— Бытует мнение, что медали и ордена даются человеку за какой-нибудь подвиг. А вы всю жизнь зашиваетесь очень мирной и красивой работой — пели на оперной сцене, не одно десятилетие обучаете оперных певцов.

— Подвиг в моем понимании — это жертвенное служение своему делу. Он может проявиться во всем: при спасении погибающих или когда собирают хороший урожай и кормят хлебом людей. Но все мы знаем, что не хлебом единым жив человек. А если не только им, значит, и музыкой, пением, а это наиболее доходчивый вид искусства, потому что он связан со словом. Вот и я по сей день иду на работу с благоговением в душе к тому, чем сейчас буду заниматься.

— Однако жизнь человека в искусстве в рамках российской действительности — не лучшая доля, которую можно придумать, особенно сейчас.

— Да, мы многое сегодня не можем себе позволить в нормальной человеческой жизни. Но и в этой ситуации театры, артисты не могут работать недобросовестно. Единственное, чем можно попытаться поправить свое финансовое положение, так это где то, какому-то богатому — «новому» или «старому» — спеть, сыграть. Но блажен, кто верует. Мне верится, что все когда-то образуется. И многое здесь зависит от того, как люди относятся к своему делу. Тот, кто хочет завоевать место под солнцем, должен очень хорошо трудиться, всецело отдаваться делу, которому он служит, и тогда, наверное, наступят другие времена для всей страны, а значит, и для искусства.

Наталья САНГАДЖИЕВА

Опубликовано: «Красноярский рабочий»,27.02.99. Дата публикации: 16.10.2013

Комментарии