Владимир Зеленов

Владимир Зеленов

Голос, зовущий из далекой России…

Владимир Алексеевич Зеленов

Заслуженный художник России, скульптор, профессор

Член Союза художников России

Родился в апреле 1932 года на прииске Кельбес Западно-Сибирского края (ныне Кемеровская область). Двенадцатилетним мальчиком он уезжает из Южно - Енисейска, куда к тому времени перевели работать отца, и поступает учиться в Красноярскую художественную школу им.В.И.Сурикова. За один год проходит полную четырехгодовую программу обучения в школе. Затем поступает в Ленинградское художественное училище на отделение живописи. После пятилетнего обучения в училище в 1953 году поступил в Ленинградскую Академию художеств на скульптурный факультет. По завершению шестилетнего образования защищает диплом работой «Плотогон».

Истоки мастерства осваивал у разных мастеров живописи и скульптуры. Завершает обучение в мастерской академика, скульптора, народного художника СССР В.Лишева. В 1959 году возвращается в Красноярск. Здесь же был принят в члены Союза художников СССР. Постоянный участник краевых, региональных, республиканских и всесоюзных выставок. Большое количество произведений скульптуры в настоящее время находятся в Русском музее, Томском, Красноярском, и других музеях крупных городов России. В Красноярске, городах и районных центрах края установлены авторские памятники, барельефы и монументы Владимира Зеленова. Несколько графических и живописных работ находятся в частных собраниях США, Австрии, Австралии и Японии.

В 1980 годах заведовал кафедрой декоративно-прикладного искусства Красноярского института искусств. В 1984 году получил почетное звание «Заслуженный художник России».

После пристального знакомства с творчеством Владимира Зеленова создается впечатление, что у автора, несмотря на многообразие тем, выраженных в скульптуре и на полотнах за долгие годы, впереди много нереализованных идей и жизненных сюжетов. Снискали признание, и закуплены многими музеями России скульптуры «Северная красавица» - выполнена в граните, композиция «Плотогон» – о сплавщике леса на пороге буйной горной реки, «Трудная трасса», где молодые изыскатели трассы «Абакан-Тайшет» скорбят о трагически погибшем товарище, и много других, столь же ярких и понятных для восприятия произведений.

В 2003 – 2004 годах скульптор исполнил пожелания Виктора Петровича Астафьева и воплотил давнюю мечту: в музее - усадьбе села Овсянка – на родине великого русского писателя установлена скульптурная композиция «Астафьевы в Овсянке», отлитая в бронзе. В городе Канске установлен памятник Герою Советского Союза Н.С.Чапаеву.

И все же, главная тема - «Землепроходцы», осталась пока недоступной для людей. А именно она волнует скульптора со студенческих лет. Тема простых первооткрывателей - «ермаков», пешком пришедших в Сибирь и возводивших острог. Не Воевода же его рубил, и не князья, а простые мужики – деды и прадеды многих сибиряков, пришедшие из Орла, Смоленска, небольшого русского городка Малоархангельска, откуда родом прадеды самого Владимира Зеленова. Именно они с топорами в руках начинали создавать первые поселения в этих краях. Если углубиться детально в исторические тонкости и частности, то остроги старинного Енисейска, Минусинска и Красноярска срублены именно простыми людьми. Поэтому художник столь тонко и детально относится к личности простого человека. И мысль создать монумент не классическим и общеизвестным землепроходцам как Ермак, Хабаров и Дежнев, а именно этим достойным людям - оборванным, в лаптях, а то и босиком, но создавшим для нас вечные ценности - по сей день волнует Владимира Зеленова. Такого произведения в России пока нет. Во времена преклонения перед отдельными личностями эта тема была не востребована, поэтому в мастерской вот уже 30 лет дожидается своего воплощения последний скульптурный вариант композиции землепроходцев.

В более зрелые годы автор создает графическую серию полотен, выполненных в классической, но трудной и редкой технике: тушь, перо и бумага. В настоящее время с этим материалом работают немногие художники. Через легкие, тончайшие штрихи веет мощью сибирской тайги, и в то же время точно чувствуется, как хрупка сама по себе, наша природа.

Галина Захаренко