Александр Шемряков - певец сибирской романтики
14 февраля исполнился ровно год, как коварная смерть вырвала из наших рядов замечательного человека Александра Дмитриевича Шемрякова. Перестало биться сердце талантливого самодеятельного композитора, певца (исполнителя собственных песен), музыканта и драматурга, интересного собеседника и пытливого краеведа, лауреата премии Красноярского комсомола. Он прожил всего 75 лет
Очень трудно и тяжело говорить о человеке, которого ты неплохо знал, в прошедшем времени. До сих пор не укладывается в сознании то, что Александра Дмитриевича больше нет с нами. Утешает лишь то, что в сердцах сотен и тысяч красноярцев осталась память о нём, остались добрые воспоминания.
В годовщину его ухода я предлагаю вспомнить о жизни Шемрякова, его творческой деятельности, поговорить о его планах и замыслах.
Саша с детства любил музыку, легко и быстро запоминал мелодии понравившихся ему песен, музицировал на любом из попавшихся под руку музыкальных инструментов, будь то гитара, балалайка или гармонь. Но больше всего ему нравилась гитара.
Высшее образование Шемряков получил на юридическом факультете Красноярского госуниверситета, позднее окончил музыкальное училище. А до этого была служба в армии. Именно после демобилизации Александр и увлёкся написанием песен. И уже через два года прозвучала его первая песня «Летний вечер». Затем появилась песня «Почему ты не едешь сюда», написанная на слова журналиста И.Титова. А в 1965 году Александр Дмитриевич сочинил самую популярную и известную всем песню «Красноярск раскинул улицы», ставшую визитной карточкой нашего города.
Мелодией песни «Огни Дивногории», написанной на стихи Аиды Фёдоровой в конце 60-х годов прошлого столетия, начинало свою работу Дивногорское городское радио. А позывными Таймырского радио и по сей день является мелодия песни «Самый северный город земли», написанной А. Шемряковым на слова А. Петренко.
Но настоящий успех Александру Дмитриевичу как композитору принесла написанная на слова той же Аиды Фёдоровой песня об изыскателях «Сибтранспроекта» А.Кошурникове, А.Журавлёве и К.Стофато, трагически погибших на реке Казыр в 1942 году. После выхода в свет она многие годы звучала в программах радиостанции «Юность», в телефильмах, театральных постановках, исполнялась многими эстрадными певцами. Именно этой песней 17 октября каждого года (в День первопроходца) начинается линейка памяти в средней школе на станции Кошурниково.
В 1966 году вышел первый сборник песен А. Д. Шемрякова под названием «Мы с тобой, комсомол». И затем буквально каждую пятилетку издавались очередные его песенные сборники («Сибирь — планета комсомольская», «Мы зажигаем первые костры», «О Сибири, молодости и любви», «Земной поклон тебе, Россия»).
В 1995 году на компакт-кассете Александр Дмитриевич выпустил в свет довольно-таки оригинальный музыкальный альбом «Красноярск раскинул улицы», представляющий собой интересный, основанный на фактах рассказ о купцах-меценатах Енисейской губернии, сопровождаемый песнями, стихами и танцами.
В начале 90-х годов у А. Д. Шемрякова прорезался талант драматурга — он начал писать пьесы. Одну из них — «Забытые страницы памяти» — он показал журналистам газеты «Красноярский рабочий» в августе 1996 года. Вторая пьеса, вышедшая из-под пера Шемрякова, «Мы из деревни Дыркино», представляет собой музыкальную комедию для детей.
Примерно в это же время выходят ещё три аудиокассеты Александра Дмитриевича и Элеоноры Александровны Шемряковых. Это своеобразные исторические зарисовки о прошлом Енисейской губернии, о Красноярской железной дороге и Енисейском речном пароходстве под мелодичную музыку и песни.
В 2007 годы был выпущен очередной альбом песен Александра Шемрякова «Мы живём в самом центре России». Это необычный песенно-краеведческий сборник, сопровождаемый двумя дисками оркестровых фонограмм. Сборник также включал в себя песни и был прекрасно иллюстрирован редкими фотографиями и опять-таки историческими зарисовками. Последние выполнены супругой композитора, кандидатом исторических наук Э. А. Шемряковой.
Если прокрутить творческую биографию Александра Дмитриевича как киноплёнку, то даже невооружённым глазом будет видно, что она неразрывно связана с родным для Шемрякова Красноярским краем, с комсомолом, молодёжью, новостройками. А с многочисленными творческими поездками, концертами он изъездил не только весь наш край, но побывал во многих городах Советского Союза.
Красной линией через всё творчество Александра Дмитриевича проходят песни о комсомоле. И это символично, ведь он появился на свет в день рождения комсомола! Его песни сыграли огромную роль в деле воспитания молодёжи 60-х-70-х годов прошлого века.
Патриотизм, огромная любовь к своему городу и краю, романтика комсомольско-молодёжных строек — вот основной лейтмотив песен А. Д. Шемрякова. Хотя не обошёл он и военную тематику.
Секрет популярности его песен заключался в том, что они просты, мелодичны, легко запоминаются. Однако, как уже, наверное, стало ясно из вышесказанного, Александр Шемряков не ограничивался одним лишь написанием песен. Его творческая деятельность была многогранной. Он писал музыку для спектаклей, шедших не только в ТЮЗе и на сцене драматического театра имени А. С. Пушкина, но и в театрах некоторых городов России.
До личного знакомства с Александром Дмитриевичем (а это произошло более двадцати лет назад на почве любви к музыке и тяги к истории Красноярья) я хорошо знал его по песенным сборникам, публикациями песен на страницах периодической печати и, конечно же, по выступлениям на радио и телевидении.
Мне посчастливилось присутствовать на многих мероприятиях, связанных с именем Шемрякова (в том числе и юбилейных), с его творческой деятельностью, на презентациях его аудиокассет, проходивших в Доме техники, Доме актёра, краевом Дворце пионеров и школьников, в музее Красноярской железной дороги и других культурно-развлекательных заведениях города.
Каждое его выступление начиналось с рассказа о собственном творчестве. Нередко он делился впечатлениями о многочисленных поездках, о встречах с интересными людьми. Говорил всегда неторопливо, размеренно, непременно с лёгким юмором. На сцене вёл себя просто, непринуждённо, без всякой вычурности; песни же свои исполнял с глубоким чувством, пел душой, а не внутренностями, как большинство современных эстрадных певцов. Нельзя не отметить и свободное, безупречное владение гитарой.
Простой и обаятельный, общительный и приветливый, он сразу же завоёвывал симпатии слушателей, которые всегда тепло и сердечно, бурными аплодисментами принимали его песни, содержание которых было близко и понятно каждому.
Будучи своеобразным послом Красноярского края в системе «Росконцерта», с гастрольными поездками Александр Шемряков исколесил всю Россию. Он выступал на рыболовецких судах дальневосточных морей, на Камчатке, перед железнодорожниками БАМа, на пограничных заставах, в Мурманске и Архантельске, перед ангарскими геологами и лесозаготовителями, бывал у оленеводов Таймыра, а также выступал в Польше и Германской Демократической Республике.
Песни Александра Дмитриевича неоднократно звучали в передачах Всесоюзного и Российского радио, в концертных программах Центрального телевидения. Они входили в репертуар многих ансамблей, а мелодии Шемрякова исполнялись и оркестрами. О Шемрякове писали городские и краевые газеты, в стенах редакций которых он был желанным гостем. Ему всегда были рады также и на заседаниях историко-патриотического общества «Краевед», в музее геологии Центральной Сибири, в библиотеках Красноярска…
Александр Шемряков оставил огромное песенное наследие. Его соавторами были многие красноярские поэты. Сам же он признавался, что наиболее хорошо и легко ему работалось с А.Третьяковым, А.Фёдоровой, В.Кравцом, А.Петренко, В.Семерниным. Только близкое родство душ, общность интересов и взглядов на жизнь, чувство прекрасного и взаимопонимание способствовали гармоничному слиянию в одно целое стихов этих поэтов и музыки композитора. Следствием этого и становилось рождение истинных шедевров песенного искусства. В этом отношении я всегда сравнивал Шемрякова с Александрой Пахмутовой.
Александр Дмитриевич был скромнейшим человеком. Чтобы доказать это, могу вспомнить один весьма показательный эпизод.
В интервью, опубликованном газетой «Вечерний Красноярск», Эдуард Русаков спросил у Шемрякова: «А вас не огорчает то обстоятельство, что вы не являетесь членом Союза композиторов?». И вот что ответил Александр Дмитриевич: «Нет, нисколько. Для меня огромная радость, если кто-то исполняет мои песни, напевает их. Главное, чтобы людям нравилось. Людям-то всё равно — член я Союза или нет. Мне — тем более».
Шемряков никогда не старался выпятить себя, поэтому, видимо, и оставался в тени внимания краевых и городских чиновников от культуры. Да и сегодня только мечтать приходится о том, чтобы власти догадались назвать одну из улиц нашего города именем Шемрякова.
Но для тех, кто понимал его, любил и ценил его творчество, Александр Шемряков не только член Союза композиторов России, но и трижды заслуженный — и артист, и деятель искусств, и работник культуры Российской Федерации, а также дважды ПОЧЁТНЫЙ гражданин — Красноярска и Красноярского края.
Для нас же, очарованных и пленённых песнями Александра Дмитриевича, он навсегда останется подлинным рыцарем сибирской романтики! Так образно и точно назвал его поэт Анатолий Третьяков. А генеральный директор управляющей строительной компании «Сибиряк» В. А. Егоров назвал А. Д. Шемрякова «музыкальным летописцем новостроек», что, несомненно, тоже совершенно верно и справедливо.
Александр Шемряков оставил глубокий след в песенном искусстве. Верю, что память о нём ещё долго будет жить, передаваясь из поколения в поколение. Ты, Саша, для нас — любителей и исполнителей твоих песен — не умер, ты жив! Просто уехал в очередную длительную гастрольную командировку по городам России…
Николай СТАМБОРОВСКИЙ
Фото: Геннадий Каледа