Если бы Джакомо Казанова жил в наши дни? Что думают земляки о мюзикле «Казанова»?
О знаменитом герое-любовнике XVIII века Казанове, оставившем шлейф любовных похождений, пожалуй, по всей Европе, в наши дни больше всех в мире говорят в еще заснеженном, только-только почувствовавшем весну Красноярске. Казанова взбудоражил сибирячек как мартовский кот!
Очень символично премьеру мюзикла «Казанова», известных российских авторов Кима Брейтбурга и Евгения Муравьева, в Красноярском музыкальном театре подгадали к Международному женскому дню. Уже хотя бы по этим двум факторам премьера не зря объявлена мировой!
Кстати, что говорят молодые барышни (две подруги) о спектакле?
— Его сделали молодым и современным, хотя это старая тема. Интересно было смотреть, завораживают костюмы, декорации, танцы. Я вот «Голубую камею» так и не посмотрела, зато здесь окунулась в другую эпоху, и мне в ней было вполне комфортно.
— А я была на «Голубой камее», и мне тот мюзикл больше понравился. Артисты сегодня то ли сильно волнуются, то ли сильно стараются. Ладно, спишем это на премьеру. В целом смотреть было приятно, одно мне непонятно: главный герой слишком хороший, прям положительный, если посмотреть на выписанный образ через призму гламурной молодежи. Представьте его рядом с Тимати, например. Все б парни сейчас такие были! Впрочем, сказку создатели мне подарили. Я вот еще что подумала, когда сидела в зале, — переходя на явно ироничный тон, кокетливо молвила барышня, — как Казанова, согласно легенде, умудрялся покорять множество женских сердец и избегал наказания от ревнивых мужей и судей? Ведь у него не было ни сотового телефона, ни ноутбука, гаджетов там разных, не было самолетов, хороших отелей, одежды от кутюр, единой европейской валюты… Бедный Казанова, сколько препятствий ему приходилось преодолевать, чтобы вновь и вновь доказывать свою любовь!
Что ж, в этой шутливой фразе есть доля разумного. Джакомо Казанова, похоже, не бедствовал. Просто он совершенно случайно влюблялся в знатных дам, да и влиятельные покровители у него были, вплоть до принцев и королей. И по тем временам это был довольно образованный и продвинутый человек, знавший магию и математику, философию и психологию. Повзрослев и остепенившись, он сел за мемуары о своих похождениях, где, скорее всего, приукрасил действительность. Сказку о себе как о непревзойденном любовнике-романтике он создал, опять же, благодаря своим литературным способностям. Пусть для вcего мира он остался искусным ловеласом, но он умел добиваться целей. И в этом вполне современен. Так что полный респект вам, Джакомо!
«Зачем делать сложным то, что проще простого», — напел Вячеслав Бутусов в песне «Казанова». Поэт-песенник Евгений Муравьев, начавший свою карьеру песней «Ее высочество» в исполнении Ирины Аллегровой, видимо, уютно чувствует себя в XVIII веке. Когда Наталья Русанова предложила композитору Киму Брейтбургу создать еще один мюзикл, попросила лишь об одном: чтобы музыкальный театр был первым в мире, кто осуществит такую постановку.
Давний соавтор композитора Евгений Муравьев показал наброски про Казанову, который не повторяет ни образы, уже затертые в кино, ни самого Джакомо. В течение года авторы трудились над либретто. Пару месяцев назад Ким и Валерия Брейтбурги приехали в Красноярск и буквально поселились в музыкальном театре, чтобы успеть подготовить постановку к 8 Марта. Такую дату такому спектаклю было бы грех упустить! Благо возможности труппы и самого театра им хорошо известны.
С первым и вторым составом артистов определились довольно споро. Опытный продюсер, как волшебник, спрессовав время, запустил механизм превращения черно-белых листков сценария в цветную реальность. Мюзикл не оперетта, и многим артистам (здесь заняты и непрофессиональные актеры театра) приходилось нелегко: погружаясь в другую эпоху и сохраняя ее колорит, нужно было двигаться, танцевать и петь в ритме наших дней. По сути, Фигаро тут, Фигаро там. Тело в камзоле, а двигаться в нем надо в стиле диско. Так перекидывался мостик от того общества к современному.
Самое главное связующее звено, пожалуй, песни. Музыка, неподвластная времени и пространству, стала этаким мостиком, соединяющим эпохи. Веселые и грустные песни (мадригалы) пели (трубадуры и просто уличные музыканты) и тогда, а нынче волна лирических композиций просто захлестнула страну. В «Казанове» песни, как зонги, дополняют и расширяют портреты героев и основной текст: «На двоих теперь одна душа, нам на помощь ангелы спешат». «После нас хоть потоп. Кто поспел, тот и смел, знает каждый холоп». «Все кончено, все кончено, слова, как гвозди, в крест вколочены». «Я о тебе судьбу молю, за день с тобой я жизнь отдал свою. Одна из тысячи…».
Вряд ли имеет смысл пристрастно критиковать артистов после премьеры, это все равно, что наводить тень на плетень. Особенно для масштабной постановки, сделанной в суперсжатые сроки. Премьерный показ — начало для возможности шлифовать роль. Пока что главные персонажи делали много лишних движений и… сбивали дыхание. Где-то вступили чуть раньше, где-то переголосили, не все жесты были пронизаны музыкой, а здесь требуется экшен. Нужно, например, не выйти из образа светской дамы в пышном платье и парике, а песню выдать как на поп-сцене. Такую задачу ставит музыкальный руководитель Валерия Брейтбург. Тут переоценивать ситуацию не надо. Все встанет на свои места. А по пятибалльной шкале мюзикл сразу стартовал на твердую четверку.
Ещё один мостик в связке времен — это юмор, раскиданный и в репликах, и в песнях. Кое-что из врезавшегося в память.
* Казанова про судью бьющего молоточком по столу: «Я всегда любил тех, кто стучит».
* Какой подлец ужасный, какой подлец прекрасный (так обвинительницы пели про подсудимого).
* Судья Казанове: «Вы подрываете устои общества». — «Я что — крот?»
* Мадам Пике оркестрику в таверне: «Хватить пилить, от вашей музыки реальная депрессуха», «Да, поете вы как, на „Фабрике звезд“!»
* Казанова: «Мы к драке привычные, хоть за кредит, хоть за наличные». — «Ты кто такой? Давай отсюда!»
* Дюк: «Что ты кашляешь, ты же не в театре?» — «Это шутка от Мишутки!»
* Монашки, раздевая Дюка, томно: «Переодевайтесь быстро, вам надо исповедаться!
* Риккардо перед балом: «Заметут нас, ой заметут!»
* Графиня о песенке уличных музыкантов: «Ну, не Раймонд Паулс, конечно…« — «Как ты смел?» (Строго.) «Как ты смел и находчив!» (Нежно.)
Актерский состав (первый и второй составы играли 8 и 9 марта) подобран безупречно. Почти. Марина Вишневская (в роли Терезы) играет именно простую, милую девушку из таверны, а Настя Козлова и в таверне смотрится молодой графиней, просто не знающей о своем благородном происхождении, а не простолюдинкой. Она более эмансипирована и сногсшибающе эффектна. Неудивительно, что Казанова запал на нее с первого взгляда, подозреваю, что все мужчины в зале млели от ее обаяния и шарма. Хороша, чертовка! И ведь веришь, что такая не то что Казанову приручит и перевоспитает, а и такого завидного жениха, как Прохоров, охмурит!
Дима Злобин в главной роли выглядит моложе заявленных 32 лет Казанове и не добивается (надеюсь, пока) главного: убедительности преображения, готовности забыть всех женщин мира ради одной. Зато у него органичный в своей роли друг — слуга Дюк: Габриель Арма. Он купается в своей роли и готов отобрать лавры у Казановы. Женское внимание зала актер захватывает безоговорочно. А вообще-то Арма танцор, впервые играет роль такого плана, его выручает природная харизма и темперамент. Он красавчик! (Слышал реплику от дам за спиной.)
Быть пройдохой, достойным хозяина, не получилось в этой роли у Рустама Исанова. Он свободен, раскован, но какой-то стати, убедительности, что его могут полюбить, как Казанову, особенно в финальной сцене с грациозной графиней в исполнении Светланы Колеватовой, не хватает. Более точное попадание в образ у Алексея Орлова. Он уверенно играет ловеласа в расцвете сил, где надо озорной, где надо степенный и со смятением на душе, который устал от этой гонки за женщинами и хочет семейного покоя.
Очень милый разбойник Риккардо получился у Михаила Михайлова, просто лапочка! Пикантная роль в мюзикле у монашки Софи. В паре коротких сцен ей надо успеть обнажить и душу, и тело. Сначала убедительно оклеветать Джакому перед Терезой, чтоб та его возненавидела, а потом набраться смелости и признаться, что это не так. А между драматическими откровениями исполнить эротический танец перед Казановой. Танец — сон. Видение Софи. Более чувственной и страстной в этой роли мне показалась Мария Селиверстова. А Екатерина Червова, уверенно «предав» Казанову, приват-танец исполняла так, словно стеснялась своего полуобнаженного вида…
Однако вернемся к гласу народа. Автор отнюдь не претендует на роль глашатая истины.
Ангелина, молодой экономист: Позитивное настроение, как после концерта. Музыка хорошая, танцы современные, костюмы очень красивые и продуманы до мелочей. Артистка, играющая Терезу, очень подходит на эту роль. А что касается Казановы, то у меня много знакомых парней, которые раньше вели себя подобным образом, а сейчас остепенились, завели семьи, и все у них в порядке.
Лариса Марзоева, народная артистка России, педагог: Все работали хорошо, вроде соблюли все пункты приличия, и вдруг бабах — монашки с голыми ногами. Это чуть-чуть пошловато. На мой взгляд. Можно было не так навязчиво. И еще, мне кажется, много грома, который съедает тексты, может, аппаратура плохая. Оперетта свойственна этому театру, надо иметь две труппы, которые поют в разных манерах, а смешивать их — это терять голоса. Общее впечатление хорошее, спектакль для молодежи, они будут ходить.
Ольга Павловна, театралка с большим стажем: Музыка яркая, и впечатления яркие. Прекрасно отдохнула. Понравились работы художника: декорации, костюмы. Больше всех мне понравился голос Казановы (Алексей Орлов), я даже усомнилась, своим ли голосом он поет, очень похож по тембру на одного популярного певца, его частенько на центральных каналах показывают. Заподозрила, не подлог ли это? Очень хороший голос. Соседи подсказали, что сюда артистов набирали по кастингу.
Алексей Орлов и Настя Козлова (в первый премьерный день сидели в зале): Так волнуемся за ребят, что даже аплодировать не можем, очень переживаем. Мы болеем друг за друга. Сегодня нет слова «стоп», как на репетиции, идет полноценная игра, идет импульсивно, прием хороший, и нас это радует.
Ирина Шульгина, солистка ансамбля «КрасА», автор мюзикла «Ночное кафе»: Неожиданно для себя получила наслаждение от масштаба действа, сильны массовые сцены — заряжают энергией, а декорации и костюмы «включают» ассоциации яркости и красоты. Молодцы солисты — Леша и Настя. Орлов справляется с ролью, да и вокал у него шикарный от природы, но его Казанова нежный, мягкий, душевный. Может, он таким и задуман авторами, а устоявшееся об этом персонаже личное мнение требовало некой в нем чертовщинки, истеричности, буйства, а потом уж покорности. Нравится, что артисты сочетают вокал и много двигаются. Это наработка. Для этого надо пахать, тут надо отдать должное Валерии как педагогу по вокалу. Работа добротная.
Выслушав мнения сторон, уместно узнать, что говорит о своем новом детище композитор Ким Брейтбург.
— Думаю, что в форме, как автор, я не ошибся, — прокомментировал Ким Александрович. — Драматургия, заложенная мной в музыку, отчетливо воплотилась в жизнь благодаря стараниям Валерии, она репетировала с артистами. Спектакль получился динамичным и красочным. Это простая история любви, и мораль очевидна: любовь побеждает! Это сказка, только для взрослых. Что касается монашек с пикантным разрезом сзади, не вижу здесь ничего пошлого. По-моему, все естественно. Мы ориентируемся на современного зрителя, используем «крючки», которые понятны людям: они раскиданы в шутках и танцах. Это не погружение в другую эпоху, это повод пошутить, устроить праздник, при этом у спектакля есть внутренняя логика, четко построенный сюжет. Все продумано сотни раз. Это тщательно организованное театрально-эстрадное шоу. Это мюзикл-комикс. И это определение, мне кажется, абсолютно совпадает с тем, что происходит на сцене!
Фото автора