Михаил Боярский: «Раньше я просто жил в поездах»
26 декабря очередной 53-й день рождения празднует народный артист России Михаил Боярский, самый лучший Д 'Артаньян всех времен и народов (российских, по крайней мере). В этом году мсье Боярский, по счастливой случайности, материализовался в Красноярске, вызвав волну бурных эмоций у провинциальных барышень, коим повезло попасть на его творческий вечер в театре оперы и балета.
— У вас очаровательные женщины, такие радушные,-трогательно заметил Михаил Сергеевич на встрече,- вот уж действительно: чем дальше от центра, тем лучше люди. А в вашем крае я не был много-много лет, так что пора-порадуемся! И актер запел:
«…А что такое рыцарь без любви,
И что такое рыцарь без удачи?!
Пора-пора-порадуемся на своем веку
Красавице и кубку, счастливому клинку»
Мушкетерская песня утонула в овациях, а «гасконец» в цветах и поцелуях. После выступления было уместно поговорить о песне. Поющий актер дал эксклюзивное интервью для моей радиопрограммы «Звезды шансона», но по техническим причинам (брак при записи, увы, бывает) использовать этот материал на радио не пришлось. Пользуясь случаем — Днем рождением популярного актера и певца, предлагаю это интервью читателям вашей газеты.
— Когда-то вы спели дуэтом с Ольгой Зарубиной песню «Так не должно быть» в стиле диско, жаль что вы не стали королем русского диско, по сути, им стал в то время Челентано?
— Ситуация была следующей. Отснявшись в фильме «Три мушкетера», увидел сумку, с одной стороны которой было изображение Пугачевой, с другой мое. К счастью, тогда не было шоу-бизнеса, потому что при его наличии меня бы быстренько……….
— Прибрали к рукам?
— Да, сразу же меня в контракты, в кандалы и я бы до сих пор на сцене пел. Но я попал в театр, считал, что я достаточно мало умею, и прекратил работу на эстраде. 15 лет песня была у меня как хобби, я выбрал такую дорогу, мне было это симпатично. У меня даже группа «Сильвер» была, которую я потом покинул — нужно было выбирать: либо драма либо музыка, а мне театр показался ближе. К сожалению, Саша Федоров, наш бас-гитарист, один из лучших голосов Питера, уехал из страны. Наверное, будем что-то записывать, но в концертном варианте вряд ли будем выступать.
— Общаетесь ли вы с земляком Розенбаумом?
— Конечно, город небольшой, все друг друга знают. И на телевидении, на концертах, на праздниках по 5–6 раз видимся — Розенбаум, Сенчина, Пьеха, все там, Шевчук, ещё кто-то — это узкий круг постоянно встречающихся людей, мы все держимся вместе.
9 мая весь город в концертных площадках, кого угодно увидишь, с Таней Булановой я просто не расстаюсь, все время вместе. Когда у нас в городе проходят крупные мероприятия вроде ярмарки российских фермеров, там обязательно вся питерская когорта, а раньше москвичей было много, Колька Расторгуев приезжал. В этом же году они пригласили только питерских артистов, и в Москве тоже самое. Если дни какие-нибудь Питера в Москве, какие-то выездные сессии. Впрочем все равно артисты из Питера едут в Москву, чтобы получить известность.
— Вот и наш красноярец Вячеслав Медяник сейчас в Москве, в ранге звезды шансона. Вы, кстати, не знакомы с ним?
— Я лично с ним не знаком, но бывает что в клубах пересекаюсь с разными исполнителями, слышал некоторые его песни, сейчас припоминаю «Се — ля — ви», которую он спел с Успенской.
— Что для вас шансон, Михаил Сергеевич?
— Как ни странно, я воспринимаю шансон только как хорошие французские песни, не связанные с рок-н-роллом. Азнавур для меня идеал, Мирей Матье, Дассен и так далее, целый ряд прекрасных французских певцов. Что касается переноса этого термина в Россию, тут что-то не так: не рок-н-ролл, а называется шансоном. А может быть так и надо?! Русский шансон, в общем то, связан с блатными песнями, в большинстве случаев.
Я не знаю, как назвать песни О.Митяева, они очень хорошие, просто фантастические. Просто я обожаю этого человека, и в самых лучших, искренних интонациях хочу сказать, что это лучшее, что я слышал.
А Высоцкий — это бард, менестрель, поэт, скорее это поэт все-таки. Уровень Высоцкого непревзойденный, и вряд ли кто сможет превзойти его в его жанре. Тот же Митяев более лиричный, но как они работают над рифмами.
Никакого отношения к шансону не имею, я не пишу песни, сам я битломан, я заквашен на «Битлз», и все что с ними связано, сейчас со мной книжка Маккартни, я её вожу, читаю.
Я работал с прекрасными композиторами: Резник, Дунаевский, Гладков и многие другие, и большинство из песен, ставших известными связаны с драматургией, это песни из «Трех мушкетеров», песни Лебедева из «Гардемарины, вперед», очень женщины любят «Голубку»(«Лонфрен- лонфра», как её называют). Из зала всегда просят спеть «Лонфрен- лонфра», я не знаю шансон это или не шансон- она написана профессиональным композитором.
— Может в сочетании с вашим голосом песни получаются близкими к шансону?
— Что касается голоса, то я должен признаться, я не певец, я драматический актер, и мне было бы приятно, если бы меня причисляли к таким поющим актерам, как Миронов, Золотухин, Гурченко и т. д. Все они не певцы, это одна из граней актерского мастерства. Актер обязан быть музыкальным. Евгений Павлович Леонов пел великолепно, его песенка Винни Пуха — лучший рэп, я не слышал никогда более приятного. Чем интереснее голос, чем он неправильное, тем быстрее запоминается, как у Володина, который пел за волков в мультфильмах, а Вицин,- все зайчики, белочки спеты его голосом!
— Как получилось, что вы запели на эстраде?
— Должен заметить, я не считаю себя певцом, я начал выступать на сцене с рассказами о кино, начал халтурить. Мне не хватало денег на жизнь, и отснявшись в кино, я был приглашен от бюро пропаганды киноискусства выступать перед зрителями: рассказывать о творчестве, о съемках и о прочей баланде. Выступаю, а в зале вдруг засвистели, и кричат: «Кончай халтурить». Халтурить я перестал, взял гитару, тогда песен у меня практически не было: две песни из спектакля, из кинофильма «Мама» — хорошая песня, а больше не было, только 3–4. Потом, после «Трех мушкетеров» их стало 10, из «Собака на сене» — 4, потом из «Гардемаринов», потом из «Куда он денется». Лирическая пластинка вышла, так набралось до 300 песен. Конечно, не все они из спектаклей или кино, но львиную долю зрители знают из этих работ. Нет ни одной песни, которую бы не знал весь зал. Это не мое изобретение, это изобретение М.Дунаевского, который для меня писал. Я в дозах вкрапливаю туда новые песни, мне не хочется останавливаться на «Пора — пора», под которую меня похоронят (смеется).
В то же время новые песни не всегда влезают в репертуар. Очень сложно заставить зрителя полюбить новые песни. Им нужно идеальную песню, но В.Резникова нет, а были бы такие песни, все же я их изыскиваю и сейчас записываю новый альбом. Я часто выступаю в клубах, когда пою не танцуют — слушают, а потом опять бум- бум- бум- дискотека. В общем, на такой ритмический рисунок, я могу спеть много песен, но они не принесут мне удовольствия.
— Как появляются в вашем репертуаре не театральные, а эстрадные песни?
— Я пою только то, что мне нравится или вообще не пою, ко мне песни приносят композиторы и говорят, что видят их в моем исполнении. Как правило, эти песни не очень интересные, а я не могу петь то, что мне не интересно. Это болезнь, наверное, всех артистов делать то, что не могу то, что не дано. Человек невысокого роста мечтает быть двухметровым, высокий сутулится потому, что стесняется быть высоким, толстый хочет быть худым, худой пополнеть, человек без голоса хочет спеть арию, а человек с голосом — шепчет, в общем, это удивительно, человек хочет то, что не может. Для меня идеальным композитором был Виктор Резник, он умел писать для актеров.
— А в аэропорт за вами, случайно, не зеленоглазое такси прислали? По-моему, песня «Зеленоглазое такси» стала такой же вашей визитной карточкой как и роль Д′ Артаньяна?
— Нет (смеется), хотя как знать. А что касается появления этой песни, когда я её записывал, думал, ну когда же она кончится. Медленную песню петь сложнее, чем быструю. Быстрая не требует особых вокальных данных, тем более сильно тянуть не нужно, а тут о-о-о-о-о ну, скорей, парень, что тянешь!
Я записал и забыл про нее. На концертах я стеснялся её петь потому, что к концу второго куплета зрители начинали скучать и принимались кричать: «Давай „Пора- пора“…….Я три концерта её попел и подумывал о том, чтобы снять песню с репертуара. Потом приезжаю в один город: „Такси“ — из зала просят. Спрашиваю музыкантов: „Вы помните, ну давайте“.
То ли она для наркоманов, то ли для мужиков, ушедших от жен, сейчас много таких развелось. Какая-то ностальгическая нотка появилась и через 2 — 3 года сама собой песня стала известной. Я сделал её быстрее, под гитару. „Не, не, не, не так быстро — мужики говорят — мы, когда пиво пьем под нее оттягиваемся“.
Композитор Кваша говорит: „Мишка знаешь, я сейчас группу называю „Зеленоглазое такси“, у меня так проект называется и он на этой „Такси“ пиар себе делает. Потом мне звонят с „Русского радио“ из Москвы говорят, что песня первое место заняла. Я не заплатил ни копейки, ничего для этого не делал и вот мне вручили „Золотой граммофон“. Во-первых, это честно, я был потрясен. Песня пережила за шесть лет и падения, и взлеты, мое отвращение, потом я её полюбил или заставил себя, ну как же так, я ведь её исполняю.
— Благодаря этой песне вы стали, пожалуй, самым „зажигательным“ певцом страны?!
— Да- а- а, и теперь зажигалки горят на каждом концерте. Последний раз я выступал в 20- тысячном ледовом дворце, это так красиво, море огней. Там было так: я начал петь, а микрофон не включили потому, что звукооператоры решили, что я пою под плюс, я, как старуха, рот раскрываю, а звука нет. — Как, он в живую?! Тут скорее звук включили. Это видно даже на телевизионном варианте этого концерта. Я счастлив, что я могу петь те песни, которые могу спеть в живую, другого варианта не представляю и смысла не вижу, даже если я где-то „петухов“ пускаю. Бог с ним, у нас с птицей плохо в стране (улыбается).
— А ремикс на „Такси“ в исполнении группы „Ляпис Трубецкой“ вы слышали, они как-то согласовывали это с вами?
— Версию „Ляписа Трубецкого“ я знаю, но не знаком с музыкантами. Я спокоен, мне все равно кто и что поет, я только исполнитель. Композитор, к слову, предлагал эту песню нескольким исполнителям помимо меня, я ревновал, конечно, но он имел на это право.
Я знаю немало певцов, которые поют одну и ту же песню и у нас и за рубежом. Так песни „Битлз“ многие поют, но все равно они лучшие. Бывает, что песня находит своего исполнителя довольно долго. Когда мы встречаемся на концертах с Квашей, он говорит: " Такси“ сегодня я буду петь». Пожалуйста! Но все удивлены, когда автор поет. Правда, у него ремикс. Все сделано нормально.
— Известно, что вы державник, на выборах президента были доверенным лицом Владимира Путина, также были в числе тех, кто поддержал новую редакцию гимна…
— Я, между прочим, как и многие, новые слова не знаю, а старый текст помню: «Союз нерушимый республик свободных…». Тот дух во мне сидит с молока матери, а слова там не важны по-существу, это все равно слова, а не поэзия. У нас ноги сами поднимаются, когда гимн играет, тут не смысл важен, а дух. Гимны, они все одинаковы — торжественны, благородны. Ни у кого в государственном гимне ни рок-н-ролла нет, ни полечки. В гимне о «Зените» да, но это другого рода гимн.
Наш гимн силен духом и изысканностью гармонии, а не смыслом слов. Это как мама, она дана тебе такая, какая есть, ты её любишь и отличишь от всех других. Мне кажется, это правильный выбор, я его поддерживаю. Мне важно, чтобы звучала та музыка, при которой я родился, может быть кто-то хочет новое, не знаю. Надо слова, кстати, выучить, а то стыдно.
— Михаил Сергеевич, вы, похоже, их тех, про кого поется «.старость меня дома не застанет — я в дороге, я в пути». Гастроли — это работа, а отдохнуть в дороге удается?
— В поездах. Я вообще предпочитаю самолету поезд. Причем чем больше ехать, тем лучше, ведь только там я могу отдохнуть. Люблю, когда качает вагон, люблю смотреть в окно. И все было бы хорошо, если бы не постоянное общение с пассажирами. Заходят и сразу: «Почему в черном?», «Почему в шляпе?» … Предлагают выпить и очень обижаются, когда отказываешься. Когда же удается скрыться ото всех, тогда я готов засесть в поезд надолго.
— И часто это у вас получается?
— Не очень. Раньше я просто жил в поездах. В основном это были поездки по маршруту Москва — Петербург — Москва, поездки на юг и по Европейской части страны, реже до Урала. Не было такого проводника или начальника поезда, которого я не знал. По-моему, вокруг земного шара я объехал несколько раз. А вообще, самое интересное, что человека может ожидать в жизни — это приключения. И в поездах они всегда со мной случались…