Ирина Долженко: «Если понимаю, что могу, то сделаю. Такой характер!»
Если звезды зажигаются, значит это
— В обновленном Большом театре мне, как и большинству красноярцев, ещё не удалось побывать, а зрители говорят, что он стал ещё величественнее, вы знаете театр до и после, от и до, за двадцать лет службы в нем.
— Я всё ещё приспосабливаюсь к тому что стало из того что было. С гримерками пока непонятно, они оказались без окон, то есть стало больше этажей, но стали низкими потолки, а окна остались только в коридорах. Без окон тяжело, не все могут жить под кондиционерами.
— Попасть в труппу Большого, как известно, не так то просто, но всегда почетно, насколько тернист был ваш путь?
— Я попала в БТ уже отучившись, можно сказать, из не менее престижного театра, из Венской камерной оперы, где пела после участия в международном конкурсе партию Керубино. В 1995 году главный дирижер из Вены Петер Феранец нашел меня в Москве и пригласил на репетицию «Свадьбы Фигаро», спеть Керубино. Он был дирижером спектакля в Москве, а исполнительницы на эту партию не было. Так я оказалась в БТ. Особых терний не было, счастливое стечение обстоятельств.
— После работы в европейском театре
— Для меня, как для человека, который вырос в Детском музыкальном театре им. Н. Сац, а потом сразу попал за границу и впитал некие демократические условности, было в новинку, что здесь был
— Это в традиции советской классической школы. А в ней своя прелесть!
— Отношение к репетициям в театре оказалось очень высоким, и правильно. А перед первым выходом на сцену, казалось, что ни одной ноты не смогу издать, но ничего — привыкла. Это был 1995 год, а со следующего года я была зачислена в постоянную труппу Большого Театра.
— Зарубежные контракты остались?
— Сохранились. В те годы у меня был английский агент, сейчас работаю с агентом из Амстердама. Выезжаю на определенные спектакли, в последнее время реже, много работы здесь, я ещё и преподаю.
— В каком спектакле дебютировали?
— Первая моя постановка в 1994 году — „Борис Годунов“, причем, в Израиле. Честно скажу, мне было нелегко. Это другая редакция, два польских акта, под руководством немецкого режиссера Йоханнеса Шаафа. Тогда я
Были и другие сложные постановки. Бывают моменты, когда ты не можешь сказать нет и должен точно делать то, чего хочет режиссер. Так, в „Риголетто“ я стояла на пуантах. Мне приходилось вставать на „пятачок“ и
— Даже у оперных певиц бывают случаи получения травм на спектаклях, Монсеррат Кабалье, будучи грузной, не раз разбивала колени, падая на них по ходу роли.
- Да, хотя нам дают наколенники для таких сцен. У меня тоже травмы были, но, слава тебе Господи, не глобальные.
Испытанием для меня были 38 концертов с оркестром Большого по театрам США. Вместе с Денисом Мацуевым мы по очереди играли и пели, кто жив, кто мертв. Такой вот сложный маршрут был подписан.
Потом, есть вещи, которые ты должен делать на заказ. Я люблю то, что я люблю — русскую музыку. У меня есть контракт с радио „Европа“ из Бельгии, они имеют право записывать мои выступления с концертов. Нередко они просят исполнить те произведения, которых у них нет, в частности, сочинения Респиги.
Записывала для них русскую и советскую музыку — Шостаковича, Мясковского… Романсы, которые, практически, никто не поет. А запись на немецком языке, чтобы иностранцам было понятно, это надо и для себя все переварить, правильно расставить акценты. Чтобы им был понятен смысл русского произведения.
— Ирина Игоревна, слово „понятно“, подходящее для перехода нашей беседы в мир красноярского оперного театра, с которым вы знакомитесь в новой должности и который должен стать вам понятным во всех творческих смыслах?
- На текущий момент я ещё не определилась, кто я тут и что от меня зависит, а что нет. Пока я такая самоиспытуемая единица, мне надо не то чтобы точно понять свои обязанности, а то, что на этом посту я могу сделать в плюс. Мне это очень важно. Поясню на примере. Когда я пришла преподавать в Гнесинскую академию, учебный процесс уже шел. Мне говорят: почти всех студентов педагоги разобрали, вам остались, ну вот такие… А через месяц „такие“ вышли на экзамен и получили пятерки по вокалу. Коллеги на меня с удивлением смотрели, я даже не могла понять мне что, не надо было этого от них добиваться? Если я взялась, то и дополнительно с ними занималась. Ну, а как иначе, если у ребят экзамен на носу. Я не могу им сказать: спойте на экзамене как есть, как вы пели. Я внедрилась в процесс и поняла, что они — могут!
Главное дать молодым шанс, поддержать. Не то, что у них больше комплексов или меньше, чем у нас, мы воспитывались
— Быть примерным комсомольцем?
— Я в Эстонии жила и училась в школе, там это было не так принципиально, но в целом было в той координате ценностей. Мы развивались нормально и знали, что есть путь постепенного накопления знаний, опыта, связей, продвижения. Во всяком случае, нас бесплатно учили, возили на конкурсы, а сейчас попробуй. Молодым певцам
Это я говорю, потому что там бываю и слышу, что там происходит. Почему нас „душит“ Китай и Корея? Да потому что государство оплачивает. Если культурой не заниматься, её и не будет. Будет, но такая, какая есть — доморощенная. Вкладываем по принципу: сколько можем столько и даем. Что у вас тут плохие педагоги или певцы?
— Вокальная школа профессора нашей Академии музыки и театра Екатерины Иофель признана школой мирового уровня?
— Вот! Есть хорошие голоса, а вырваться, заявить о себе они не могут. Билет в Москву, а тем более на конкурс за рубеж — это бешеные деньги для молодого артиста.
— Насколько неожиданным было для вас предложение стать худруком для певцов сибирского оперного театра?
— На конкурсе „
С одной стороны, если я понимаю, что могу
— Теперь придется жить на два города?
— Да жила я на два города, и больше. Был такой период. В Стокгольме пела, в Большом по плану работала, в это же время пела в Берлинской опере и давала концерты в Мадриде. Только и делала, что летала между этими городами. В этом плане я закаленная, и семья у меня закаленная, все самостоятельные. Таковы были реалии.
— Певчее войско хоть и не большое, но каждый воин — товар штучный, надо всех оценить?
— Не каждый человек может раскрыться в классе: вот пришла я и слушаю. Мне хочется смотреть солистов в спектаклях, это уже не учение, а как в бою. Музыкальный артист, театральный человек должен раскрываться на сцене. А аттестацию, к слову, я считаю ужасной процедурой, создающей напряжение и для певцов, и для администрации. Тут разные нюансы. Люди, поющие вторые партии, могут звучать лучше, чем поющие первые партии. Но они все равно поют вторые партии, и ничего с этим не сделаешь, это психика. Если человек не может освоить большую партию, если у него характерный голос, он не может просить себе первую партию. Как и не все певцы могут петь современную музыку.
— Но вы, как я понял, за молодых, готовы ли рисковать,
— Да. Рисковать нужно, особенно с молодыми. Им надо давать возможность развиваться в разных вариантах. Я очень рада, что у вас идут детские спектакли. Когда видишь в зале детей, иначе работаешь, раскрепощаешься. Для начинающих солистов это хороший опыт.
К сожалению, нет певцов на конкретные роли. Не хватает крепких теноров. Один Михаил Вишняк в красноярском театре не может тянуть весь репертуар, физически. Он не может, к примеру, сегодня петь в „Пиковой даме“, послезавтра в „Садко“, а следом в „Отелло“. Для голоса это определенное напряжение. Тенор — это голос, который должен отдыхать. К тому же нельзя валить в одно русскую и итальянскую музыку…
— Карьера Марии Каллас так сорвалась, она пела много и охотно, в разных регистрах и…
— Всеядность — это травля для голоса. Я послушала народного артиста России Владимира Ефимова, он прекрасно звучит и может петь весь репертуар, но
— Ирина Игоревна, ещё далеко не все спектакли вы посмотрели, но уже
— Мне понравилась Дарья Рябинко, очень подвижная девушка. В "Риголетто" Алексей Бочаров прекрасен был, петь такие большие партии для молодого человека — достойно, это прогресс. Я на самом деле ещё мало кого слушала, но всё больше понимаю, что у ваших солистов есть перспективы роста.
— В труппе есть певцы, так сказать, старшего поколения, которые со временем все меньше задействованы в спектаклях?
— Есть тенденция везде ставить молодежь, я считаю, это не совсем правильно. Когда я начинала в Большом театре, меня поставили в "Аиду" с Юрием Мазурком и другими опытными артистами. Ответственность необыкновенная. Я видела, как они живут в ролях, и у меня по другому начинали работать свои моменты. Это очень важно. Таких артистов нельзя отпускать и упускать из виду. По сути, это люди, которые театр и создавали, и неправильно их отодвигать в сторону. Наоборот, надо дать им возможность работать с молодежью, особенно со стажерами, они знают театр, его традиции и могут рассказать много интересного, поделиться опытом.
— Поделюсь одним творческим парадоксом. У нашей солистки Анны Киселевой есть мечта спеть Татьяну в „Евгении Онегине“. Она отлично спела партию Татьяны в этом спектакле в Болгарии минувшим летом, а в родном театре не получается?!
— Вот это да! Надеюсь её мечта осуществиться. Тут в чем ещё дело? Мало спектаклей и режиссер берет тот состав, с которым эту постановку уже делал. Система немножко поменялась. В Большом театре то же самое. Бывает мало репетиций, а то и спевки нет перед спектаклем. Тут в выигрышном положении те, кто уже был занят в постановке и знает, что к чему.
Небрежности не должно быть. Публика не должна страдать, что в театре не дали лишнюю оркестровую репетицию, или солист приехал за один день и не успел, как следует прорепетировать. Лучше тогда брать своих солистов, и давать им возможность репетировать. К тому же, я считаю, солисты сами должны подавать заявки. Мы в Большом подавали такие заявки: дайте мне возможность выучить
Когда я первый год работала, то репетировала
И вот ситуация. Я репетирую следующий спектакль — „Свадьба Фигаро“. Ко мне прибегают с просьбой: ты можешь срочно выйти на сцену в „Трубадуре“? Время без 15 минут 19–00, а у солистки, которая пришла здоровой, начала гримироваться, резко начался отек Квинке, видимо, от покраски. Тут надо психологически быть готовым. Так как я роль учила, то вышла и спела, и спасла спектакль.
Все это я к тому, что с молодыми артистами надо работать, говорить о роли, а это режиссер или
Фото: Геннадий Каледа
Досье Территории культурных событий
Ирина Долженко исполнила множество партий из мировой оперной классики и покорила публику своим
В 1995 году молодая певица дебютировала в Большом театре в партии Керубино в опере
В апреле 2003 г., исполнила партию Наины в премьере оперы „Руслан и Людмила“ М. Глинки, поставленной по оригинальной авторской партитуре (
Ирина Долженко успешно гастролирует по миру, являясь желанным гостем европейских оперных площадок, которые приглашают её наперебой: Венской камерной оперы, Шведской Королевской оперы (Стокгольм), Немецкой оперы (Берлин). В театре Колон (
Выступала с выдающимися дирижерами — Геннадием Рождественским, Владимиром Федосеевым, Валерием Гергиевым, Михаилом Плетневым, Владимиром Юровским.
О творчестве Ирины Долженко снят видеофильм «Звезды крупным планом. Ирина Долженко» (2002 г., «Артс Медиацентр», режиссер Н. Тихонов).
С 1 сентября 2013 года является художественным руководителем оперной труппы Красноярского государственного театра оперы и балета, совмещая работу в Большом театре.