Артист и керамист Виктор Раков считает: — Не боги горшки обжигают…
Популярный артист театра и кино Виктор Викторович Раков появился на свет в Москве пятого февраля 1962 года. В школе занимался дзюдо, но в выпускном классе занятия спортом оставил. После окончания школы в 1979 году, не поступив в институт, год отработал на заводе электромонтажником, а на следующий год поступил в ГИТИС имени А. В. Луначарского. Учился на актерском факультете, на курсе Владимира Андреева. После окончания института Раков был принят в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола (ныне — «Ленком»).
На этой сцене он играл в спектаклях «Трубадур и его друзья», «Гамлет», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Королевские игры», «Мистификация». Наиболее заметные роли в театре — Глумов («Мудрец»), Фернандо Лопес и Пылающий еретик («Юнона» и «Авось»). В 1983 году ролью Гаврилы в телефильме «Клятвенная запись» актер дебютировал в кино. Первая большая роль в фильме Марка Захарова — Генрих («Убить дракона») 1988 год. Через два года сыграл Павла Власова в картине «Мать» Глеба Панфилова. В экранизации «Униженных и оскорбленных» (1990 — 1996) Ракову предложили роль Алеши, а в историко-приключенческой ленте «Гардемарины-3» (1992) актер сыграл барона Брокфорда.
Исполнил роль Мастера в картине Юрия Кары «Мастер и Маргарита», однако широкую известность ему принесла роль Николая Чечевинского в телесериале «Петербургские тайны» (1994 — 1995). Среди других работ в кино можно назвать «Жажда страсти» (1991), «Любить по-русски» (1996), «Закон» (2002), телесериалы «Сыщики», «Право на защиту»…
В спектакле «Трактирщица» по пьесе К. Гольдони, что ни персонаж — популярная личность: Татьяна Васильева, Валерий Гаркалин, Георгий Мартиросьян, Виктор Раков. Также известен красноярцам и режиссер спектакля Виктор Шамиров, недавно показавший в БКЗ мужскую комедию «Ladies Night», на сей раз зрителям предстояло погрузиться в историю.
Не знаю, бывали ли в трактирах прошлых столетий перерывы на обед, в «Трактирщице» перерыв был, точнее антракт, чтобы зрители могли заглянуть в кафе БКЗ и, пропустив по рюмочке, обсудить (переварить) увиденное. Артисты в это время тоже пьют, прямо в гримерках, Вот только напитки у них попроще — сок, чай, кофе. В этот небольшой отрезок времени артист Виктор Раков согласился выйти из образа, оставаясь в костюме 19 века, и рассказать о своей жизни в нынешнем столетии.
— Виктор Викторович, публика считает, что у артистов насыщенная и невероятно интересная жизнь. На примере своей жизни, вы можете это подтвердить или опровергнуть?
— Знаете, я попал в артисты давно, а раньше у меня была абсолютно обычная жизнь, хотя для меня она (жизнь) по-прежнему остается обычной, но, конечно, отличается от жизни человека не связанного со сценой. Я, честно говоря, плохо помню ту свою обычную жизнь — мальчишки из рабочей семьи. Интересы были другие, люди вокруг, да и сам уклад жизни.
Я уже давно работаю в театре «Ленком», а когда я начинал там служить, помню, Паша Смеян собрался уходить из театра, без видимых вроде бы причин. Я у него спросил: — Ты чего вдруг уйти надумал? Знаешь, подустал, — грустно ответил он. Я то был несказанно рад, что попал в такой знаменитый театр и, казалось, был готов работать день и ночь. По прошествии времени я стал понимать по состояние Павла Смеяна. За год у артиста происходит столько, сколько у нормального человека за два-три года. Я имею в виду вхождение в образ разных персонажей, сильные эмоциональные переживания. Туда надо успеть, сюда не опоздать, а гастрольные поездки чего стоят? А где взять время на творчество? Не будешь же творить на бегу. В какой-то момент работы над ролью нужно останавливаешься и погружаешься в эту историю, в этот образ, решая внутри себя серьезные вопросы касающиеся любви, ненависти, измены, жизни и смерти. В обычной жизни меня это тоже не обходило стороной, но происходило гораздо реже, чем в тех ролях, которые, я играю на сцене или в кино.
— Какие фильмы вы смотрели в своей обычной — юношеской жизни?
— Новые картины появлялись редко, времена то были застойные. Фурор тогда произвел фильм «Пираты ХХ века». Поскольку я немного занимался восточными единоборствами, дзюдо и пробовал себя в каратэ, то все фильмы связанные с этими направлениями мне были интересны. Например, «Тигры появляются ночью», картины японских мастеров. Смотрел и индийские фильмы, такие как «Месть и закон».
— А фильмы с участием Джеки Чана, Ван Дамма?
— Джеки Чан появился позже, его можно смотреть в плане развлечения, он молодец в этом смысле: как актер, постановщик и боец.
Ван Дамм появился на наших экранах, когда я уже отошел от единоборств и он импонировал мне в меньшей степени. В кино есть монтаж и тому подобные вещи и теперь не обязательно обладать супербойцовскими качествами, достаточно иметь растяжку как у Ван Дамма, а он, по-моему, был балетным человеком, потом уж переквалифицировался в каратиста.
А у нас был Тадеуш Косьян. Я всегда с восторгом следил за работой каскадеров в кино.
— Не это ли привело вас в кино?
— Когда учился в институте, усиленно занимался сценодвижением, саблями, шпагами… Думал, что если не стану актером, то поступлю в аспирантуру и стану педагогом по сценодвижению. Мне это очень нравилось.
К счастью, все сложилось удачно. Вместе с однокурсниками мы показывались в разные театры, в том числе пришли и в «Ленком», показали худсовету этюд с хорошо отрепетированной ковбойской дракой. В «Ленкоме» всегда обращали внимание на то как актер двигается и поет, а в тот момент отбирали поющих актеров для спектакля «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Благодаря своим навыкам я и стал актером этого театра. Но прежде чем стать актером, я успел попробовать себя в качестве каскадера, Не скажу, что у меня были большие успехи, все-таки это другая профессия, но я выполнял трюки в экшенах и исторических картинах: фехтовал, падал с лощадей, штурмовал высоты… Думаю, что ещё смогу в чем-то таком проявить себя, хотя появились некоторые проблемы со спиной.
— А давайте полистаем вашу картотеку любимых актеров?
— Мои детские киновоспоминания начинаются с фильма «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен». Мне очень нравились — Евстигнеев, Смирнов, Химичев, Пудовкин (сказки с его участием), Смоктуновский, Леонов (с «Полосатого рейса», а потом мне довелось работать с ним в одном театре), Леонид Быков, Татьяна Пельтцер, Андрюша Ташков (в картине «Сыщик», прошедшей в конце 80-х годов).
Потом стали появляться молодые артисты — Олег Мешьшиков, Евгений Миронов, Дима Назаров, Гоша Куценко, Оксана Фандера, Наташа Курдюбова, с ней я снимался в фильме «Закон». Тут какое дело, есть артисты хорошо владеющие профессией, а есть артисты плохие. Такой парадокс: они не владеют профессией, но снимаются в известных сериалах
Я не говорю, что все плохие, но есть такие коллеги с которыми трудно разговаривать, они чуть засветились и начинают звездить.
— А вам, в этом плане, не приходилось наступать на горло собственной песне?
— Я миновал этот период безболезненно. Смею сам себя и вас уверить, что меня это не касалось. Конечно, узнавали, особенно после моих ролей в таких картинах как «Любить по-русски», «Петербургские тайны», «Бархатов и его телохранитель», из последних работ «Закон», некоторым нравится фильм «Нина» Краснопольского и Ускова. Безусловно, приятно, когда в твой адрес говорят хорошие слова. А порой встречаются люди странные, говорящие не очень хорошие слова, лучше б тогда вообще ничего не говорили. Объявилась как-то у меня не совсем здоровая поклонница, Раздобыла мой телефон и звонила с требованиями развестись мне с женой, а то иначе она наложит на себя руки. Пришлось обратиться в милицию, чтобы успокоить эту телефонную террористку. По-разному бывает, так что я нос к верху не задираю, живу скорее замкнуто.
— А как насчет посещения Дома актеров и прочих тусовок?
— Ну, иногда приходится, хотя лично я по своей воле редко где проявляюсь. Бывает, жена просит сходить на какое-то мероприятие. На актерские тусовки ходят одни и те же люди, в основном, это актеры когда-то что-то сделавшие в искусстве, но в силу разных причин находящиеся не у дел. Вот они и находят удовольствие в подобном времяпрепровождении.
— А чем вы занимаетесь в свободное время?
— У меня семья. Супруга Люся и дети — Настя и Боря. Надо уделять время детям. Есть компьютер - макинтош. Интересно самому поснимать на видео, а потом монтировать на компьютере. В перспективе хочу заниматься керамикой. Я леплю, обжигаю и делаю керамические изделия. Точнее, делал, пока все приостановлено. У меня была печка, стояла на балконе, но это неудобно. Через годик-другой, когда обзаведусь отдельным помещением на даче, приобрету специальную печку и гончарный круг с электроприводом. Все это я уже приглядел в одной художественно-производственной компании, где покупал глину. Лепил вазочки, пепельницы, зверей различных и т. п. Я не спец, конечно, в этом деле, но данное занятие мне по душе, успокаиваю себя фразой: «не боги горшки обжигают». Впрочем, мои изделия людям нравились. Чтобы окупить затраты часть работ я даже продал, а так — дарю друзьям, всегда под рукой оригинальный подарок.
— Керамикой вы «заболели» недавно, а я слышал, было у вас ещё какое-то увлечение, связанное то ли с вязанием, то ли с рисованием?
— Не столь вязание, сколь вышивание. Ещё в детстве, азам вязания меня научила мама, но этот процесс мне не очень то поддавался, а вот вышивать крестиком или гладью получалось лучше. У меня были свои пяльцы. Освоил я и вышивку бисером, но не хватало усидчивости и несколько тогда начатых работ до сих пор лежат незаконченными. Однако руки помнят. Однажды жена приобрела новый халат, а я вышил ей гладью птичку, весьма симпатично получилось.
Ещё я рисовать люблю. Мой старший брат Александр классно рисовал, а я пытался ему подражать. Рисовал, что попало и где попало, в основном в школьных тетрадях, и со временем научился изображать людей и целые действия. В школе меня поэтому выбрали редактором стенгазеты. Набил руку до того, что стал расписывать маслом разделочные доски, которые продавал на рынке, так я окупал затраты и имел деньги на карманные расходы. Время от времени пишу картины. Не так давно знакомые организовали мне несколько выставок в московских музеях.
Люблю видеть плоды своего труда, своих рук. Больше всего сейчас жалею о том, что пришлось приостановить керамическую деятельность, занимаясь этим в квартире, приходилось травить и себя и близких.
— Вы один из своего рода выбились в артисты?
— Да. Я не из актерской семьи. Мои родители трудились на машиностроительном заводе «Молния», где я тоже успел поработать годик, в качестве монтажника радиоаппаратуры и приборов третьего разряда, поскольку сразу после школы поступить в институт не получилось. А вот мой отец хорошо пел, участвовал в художественной самодеятельности, выступал на сцене заводского ДК.
В детстве я был неугомонным, кривлялся и любил всех смешить. Мой дедушка говорил, что из меня получится клоун, и советовал поступить в цирковое училище. А я вот стал драматическим актером.
— А задатков предпринимателя в себе не разглядели?
— Бизнес не для меня, к тому же у меня никогда не было стартового капитала, чтобы вложить его в какое-то дело. Зато перед глазами был наглядный пример одного знакомого, который заложил две квартиры, а бизнес у него не пошел. Я вполне доволен своей профессией, она кормит мою семью. Вот обзаведусь керамической печью на даче, можно будет поставить на поток изделия от Ракова (смеется).
— Кто в доме хозяин?
— Обычно мое слово решающее, как скажу так и будет, как мужчина я отвечаю за своих близких. Мужик должен иметь собственное мнение, а не растворяться в женщине. У каждого человека есть недостатки, я от своих стараюсь избавляться, поэтому считаю себя хорошим мужем и отцом, и вообще нормальным мужчиной.
— Однако вы разошлись с первой женой, хотя у вас был совместный сын?
— Так сложилось, что не сложилось. Я не снимаю с себя долю вины, может ей не хватало внимания, но инициатором развода была супруга. Она нашла другого мужчину. Я тяжело переживал её уход, но благодаря этому многое осмыслил, стал более ответственным, а на первых порах был разбит и казалось, что никогда вновь не женюсь, однако судьбой мне была послана Людмила.
— Кто в кого влюбился?
— На один из спектаклей в «Ленком», Люсю привела одна моя поклонница, за компанию. Меня словно кольнуло в сердце, когда я принял от нее букет. Потом меня с ней познакомили, она стала одна приходить на мои спектакли, а я стал искать в зале её лицо и когда находил — играл с воодушевлением. Со временем я почувствовал, что она тот человек, который мне нужен. Обычное знакомство переросло в роман. Я даже умудрялся возить её с собой на гастроли. Какое-то время мы жили вместе без регистрации, а когда поняли, что Люся беременна — расписались. А после рождения дочери ещё и обвенчались. В стране было время перестройки. То ещё времечко! Я его хорошо запомнил, потому что поносился по магазинам в поисках пеленок, да и детского питания
— Вы докуриваете вторую сигарету подряд, не пробовали бросит эту вредную привычку?
— Пробовал и много раз, что-то пока не получается. Я курильщик с более чем двадцатилетним стажем, выкуриваю примерно пачку сигарет в день. Когда я дома, чтобы не дымить в квартире, выхожу на балкон или лестничную площадку. Когда почувствую, что пришло время — завяжу с курением.
— А как насчет небезызвестного выражения — «место артиста в буфете»?
— «Если артист не выпивает, он плохой артист», подобных баек мы наслушались в институте. Иногда я могу себе позволить, впрочем, не злоупотребляю этим делом, а в театре у нас строгая дисциплина. Если тебя поймают в пьяном виде на работе, могут уволить невзирая ни на что. Однажды, ещё молодым артистом, я позволил себе стопочку коньячку на репетиции — горло подлечить. Об этом узнал Марк Захаров, вызвал в кабинет и пропесочил. На первый раз простил, потому что это действительно была лечебная доза, но строго предупредил. Так что на работе я всегда трезв.
— В эротической роли себя не пробовали?
— В кино не пробовал и не хочу, хотя кое-какие предложения были. Снимать красиво эротические сцены у нас мало кто умеет, лучше не рисковать. А в спектакле «Мудрец» я появляюсь обнаженным, правда, со спины. Свою левую часть тела я показываю зрителям уже более десяти лет, и комплексов по этому поводу у меня нет, как и желания записывать себя в секс-символы.
Евгений Сергеев (псевдоним)