Вечный странник Вардана Маркоса

Вечный странник Вардана Маркоса

Шоу скрипача-виртуоза лауреата международных конкурсов Вардана Маркоса «Парад страстей» сегодня одно из самых востребованных в России. С 1999 года, когда музыкант впервые реализовал на сцене свою идею о classical crossover-проекте, состоялось уже более 1500 спектаклей. Программа находится в постоянном развитии. Меняется музыкальный материал, драматургия, декорации. В спектакле принимают участие различные музыканты и танцевальные коллективы. Общее число задействованных артистов может достигать 50–60 человек. Постоянно только одно — виртуозная игра Вардана.

Многие музыканты с классическим инструментом в руках сегодня оказываются перед большой проблемой: для кого они будут играть? Какая музыка необходима публике? Они ищут формы концертов, интересные сегодняшнему зрителю, и все чаще склоняются к синтезу искусств. В своих концертах-спектаклях скрипач Вардан Маркос, похоже, нашел актуальную форму и актуальную тему. Вардан Маркос — классический музыкант, который осуществил проект, доказавший, что классика может иметь серьезный коммерческий успех, будучи приближена по звучанию к современной музыкальной атмосфере.

Верность музыке и образ скитальца стали уделом этого музыканта. Его рождение в музыкальной семье (четыре сестры Вардана — пианистки) определило утонченную музыкальность и кровную связь с древним фольклором своего народа. Получив в армии серьезную травму левой руки, Вардан приложил все усилия, чтобы снова начать играть.

«Парад страстей» — необыкновенный концерт для акустической скрипки с усилителем, невидимого электронного «оркестра», солистов балета и конферансье с даром актера, поэта и немножко мага.

Взорванный чувством мир человека, его выражение в стихии музыки, пластики, поэзии, света — вот главная тема «Парада». Предельная откровенность, распахнутость души, исповедальность артиста на подиуме создают высокий и, вместе с тем доверительный тон. Музыкальную основу концерта составили сочинения, дошедшие до нашего времени благодаря своей красоте, выразительности и вечной актуальности содержания: одетые в современное «платье» — новые аранжировки, они несут сегодняшнему зрителю чувства и страсти, которыми будет болен и велик человек.

Главное, что отличает музыкально-пластические концерты-спектакли Вардана Маркоса «Парад страстей», «Наваждение», «Ещё раз о любви», «Ночной Маэстро» — это простота и глубина идеи. Спектакль «Наваждение» в вечном ключе решает тему Художника. Для режиссера и балетмейстера Александра Полубенцева — соавтора программы, Музыкант — это, прежде всего мыслитель и странник. Ему равно идут и чалма, и кипа, и плащ кабальеро. На Апеннинах ли, в Аравии или в Европе везде он свой и в тоже время, бесконечно одинокий чужестранец. Но стоит ему заиграть Моцарта, как из зала начинает казаться, что крыши фантастического города, на нарисованной декорации — это крыши Зальцбурга, где родился гениальный Амадеус. И не понятно, то ли Австрия заговорила звуками его «Симфонии 40», то ли скрипач, прикоснувшись к струнам, сделал так, что «город без особых примет» стал Зальцбургом или Парижем, или Москвой.

Музыкальные номера нанизаны на сюжет о виртуальном путешествии Музыканта по странам и эпохам в поиске вечных ценностей. В странствия музыканта-пилигримма влечет его Муза — клоунесса, воплощение детства и светлых надежд. Музыкальным символом «Наваждения» стала мелодия Астора Пьяццолы «Настроение», визуальным картина Артура Казаряна «Ангел». Оригинальность и сложность замысла спектакля обозначили существенное качество: стремление к развитию, поиску новых решений, неуспокоенность на достигнутом, ориентация на доброе человеческое общение.

Комментарии