Исторические концерты Анатолия Иванова
Никогда, ни в каких своих концертах не стремился известный флейтист, заслуженный артист России Анатолий Иванов, блеснуть виртуозностью, которой он владеет превосходно.
Никогда не стремился услаждать слух публики любимыми, знакомыми с детства, растиражированными на телефонные звонки мелодиями, типа «Мелодии» Глюка или «Шутка» Баха. Хотя и их играет, обычно «на бис» и, как правило, по просьбе слушателей.
Он всегда ставит в своих выступлениях иную задачу, которую можно назвать просветительской, а концерты его —
Идея эта пришла к нему не сразу. По окончании Ленинградской консерватории музыкант приехал в 1978 году в Красноярск, работал в симфоническом оркестре концертмейстером группы флейт, то есть был «первой флейтой» оркестра. Параллельно преподавал в открывшемся в 1978 году Институте искусств, где и сейчас является ведущим педагогом. А с 1980 года стал выступать с сольными концертами.
Молодой музыкант полюбился красноярской публике сразу: серебристый звук притягивал и завораживал слушателей. Казалось бы, публика была завоевана. Но Анатолию Иванову хотелось большего. Музыкант хотел не просто знакомить красноярцев с хорошей и разной музыкой, но организовать репертуар так, чтобы было понятно, как флейтовая музыка развивалась в разных странах: от своего истока к современности. Он стал выстраивать программы своих выступлений в виде циклов немецкой, итальянской, французской, английской, американской и, конечно, русской музыки, исполняя произведения в хронологической последовательности. Так возникли и продолжают существовать исторические концерты Анатолия Иванова, наполненные жемчужинами флейтовой музыки разных эпох и стран.
Недавно Анатолий Иванов вновь выступил с сольным концертом — шестым из его исторических циклов. На этот раз прозвучали сочинения композиторов Англии, Франции, Германии, Дании и Финляндии — стран Западной Европы 18 — начала 20 веков. Так возникла панорама европейской флейтовой музыки, объединенная временем создания, общностью стилистики представленных периодов.
Музыкант подчеркнул индивидуальность каждого автора — элегическую грусть датского композитора Йоахима Андерсена, увлеченность ориентальной культурой француза Эмиля Писсара, легкость и изобразительность немецких композиторов Вильгельма Поппа и Эмиля Кронке (дуэт «Две бабочки» в ансамбле с Анастасией Мироненко).
Наряду с многочисленными миниатюрами, прозвучали и крупные произведения: «Серенада» Макса Регера для флейты, скрипки и альта с фортепиано (скрипка — Лидия Савлюк, альт — Ульяна Лащева), «Концертино» известного французского композитора Шарля Гуно — автора бессмертной оперы «Фауст», три пьесы для двух флейт Э. Бозза (вторая флейта — М. Плыкина).
Украшением концерта в МКЗ краевой филармонии стала ария для сопрано, флейты и фортепиано из «Кофейной кантаты» Иоганна Себастьяна Баха, исполненная Анастасией Кабановой.
Завершил концерт «Большой полонез» Т. Бема — знакового для всех флейтистов немецкого мастера и композитора. Это именно он создал современный тип флейты, перейдя на использования металла для ее изготовления.
Блеск звучания, мягкость и задушевность, изящество и благородство отличало исполнение Анатолия Иванова. На протяжении всего концерта его выступление сопровождала пианистка Анна Толстова, выступив чутким и тонким ансамблистом. Концерт музыканта был тепло принят публикой, хорошо знающей и любящей красноярского исполнителя.
Наталья Еловская,
доцент Красноярского института искусств, член Союза композиторов России