Бизнес по-русски на взгляд предпринимателя

От редакции. После публикации нескольких материалов на тему «Бизнес и власть», мы обнаружили в редакционной почте спорный, противоречивый, но, безусловно, интересный и дискуссионный материал одного красноярского предпринимателя с 15-летним стажем. Наверное, подумали мы, существует немало и других точек зрения на бизнес по-русски, другое дело, что не все решаются честно высказать свое мнение. Насколько объективен взгляд автора судить вам. Мы готовы предоставить всем желающим место для дискуссии. Ведь истина, как известно, рождается в споре.

Два пути, две дороги

- Считаю, что в России сосуществуют две экономики, развивающиеся в противофазах.

Первая – государственный капитализм, объединяющий чиновников (не путать с клерками), крупный бизнес и государственные предприятия, устраивающий власть простотой управления и перераспределения собственности при смене участников.

Недостаток – неизбежный переход на сырьевые источники, такие как нефть, газ, минералы, устраивающий население до тех пор, пока получаемый доход распределяется более-менее справедливо, и полная зависимость от внешних рынков.

Результат – незаинтересованность в развитии внутреннего спроса (к чему лишние рты); развитие по интересам, при наличии избыточной денежной массы, без просчета экономической целесообразности, так называемые национальные программы; борьба с малым бизнесом как расширяющим внутренний спрос и уменьшающим доходность чиновников (не путать с клерками) и крупного капитала; угроза развала государства.

Вторая экономика – рыночная. Основанная на развитии малого бизнеса до 80% ВВП и на новых производственных отношениях, созданных после 1917 года за 70 лет советской власти, принцип «от каждого по способностям каждому по труду», и разрешающий основное противоречие дореволюционного капитализма «общественный характер производства – частный характер присвоения», т.е. наличие различных форм мелкой частной собственности, в т.ч. акционерной, при контроле за распределением через демократические институты власти, ориентирующий бизнес на труд во благо общества, хорошо изложенная В.И. Лениным в «Очередных задачах Советской власти» и К. Марксом в последних работах с критикой коммунизма.

Результат – развитие внутреннего спроса, инновационное развитие экономики, уничтожение коррупции, укрепление государственности. Недостаток – молодость.

А также третий, лишний, подарок советской власти: коррупционная система (рожденным в СССР не надо объяснять что это, для прочих – система поборов, взяток и принуждения, основанная на дефиците, далее К-система).

Рождение К-системы

Борьба между этими укладами идет с 1989 года. Вспомним закон о кооперации. Кто стали кооперативщиками? Правильно – изгои советского общества: спекулянты, отсидевшие сроки, и умные, но никому не нужные специалисты всех мастей. Вначале К-система группы лиц, использующих свое служебное положение в личных целях, для удовлетворения своих все возрастающих потребностей и неизбежно возникающих при отсутствии контроля за властью со стороны населения, возникшая в СССР как способ выживания чиновников в условиях диктатуры, постепенно подменившая и поставившая на службу себе многие государственные институты, но не все, и являющаяся главной причиной развала СССР в погоне за властью и богатством, не видела в них угрозы и относилась как к простакам, поверившим в сказку и добровольно отошедшим от «кормушки» – расхищаемой части государственного бюджета. Отсюда декларация о доходах на одном листе с разницей между строкой доходов и строкой расходов и налогом от этой разницы в 12,5%, сдаваемым один раз в год. А после развала Союза либеральное законодательство позволило заниматься почти любой деятельностью. Уменьшилась и кормушка. Появляются челноки, начинается бурный расцвет рыночной экономики, надо заметить, при отсутствии криминала.

НО ПРОИЗОШЛО СОБЫТИЕ: К-система осознала, что она потеряла власть, т.е. влияние на умы и судьбы людей. Народ задышал воздухом свободы. И тогда начинается борьба, казалось бы, проигравшей К-системы за свое выживание. Первый удар – введение общей налоговой отчетности: каждый предприниматель теперь обязан содержать бухгалтера. Начинает свою деятельность налоговая инспекция. Но предприниматели, не способные содержать дармоедов, вынуждены уйти в тень, там оказывается до 80%. И тогда на арену выходят силовые структуры К-системы, ими привлекаются беспредельщики и «суки» (читайте В. Высоцкого), создаются банды, «крышуемые» МВД, ФСБ и т.п., вводится рэкет как средство борьбы с предпринимателями, инициируется проституция, попираются права граждан, начинается дискредитация предпринимателей интеллигенцией – этой услужливой маской диктатуры, прикрывающей ее мерзости, создается и высмеивается образ «нового русского» – и по всей стране наступают ночи длинных ножей, гремят выстрелы, уничтожаются несогласные.

«Крышевание» бизнеса

Первыми реагируют предприниматели, вышедшие из осужденных. Ими создаются контрбанды – начинается «крышевание» бизнеса. Предприниматели начинают вооружаться и защищаться. Пришло время криминальных войн, и, пока предприниматели тонут в крови по всему СНГ и им не до политики, К-система подготавливает очередной удар: законодательство изменяется таким образом, что предприниматели оказываются отодвинуты от власти (нельзя избираться, если у тебя есть дело, и это в стране, где рынку без году неделя). Законодательно вводятся различные методы уничтожения бизнеса, например, через комитет по ценным бумагам при акционировании, все законы обязывают собственников самостоятельно разрабатывать различные проекты по СЭС, МЧС, Роспотребнадзору, Энергонадзору, воде, архитектуре, строительству и т.п.

При этом предприниматели должны пройти обучение и стать специалистами, а чиновники-профессионалы контролируют. Придумывается масса различных барьеров и препонов. Но за пять лет войн ценой огромных потерь, от Владивостока до Калининграда, в землю ложатся пять миллионов предпринимателей, иногда вместе с женами и детьми. Ушли новые русские Демидовы, Рокфеллеры, Морганы, Гейтсы, Соросы.

И все же предприниматели и контрбанды одерживают победу в криминальной войне с К-системой. В некоторых властных структурах отделяют К-систему от государства, например, в законодательных, некоторые же контрбанды одурманенные победой, скатываются в криминал, но достаточно быстро отказываются и занимают позиции защиты. Победить удалось потому, что в России с 1960 по 1990 годы произошел пассионарный толчок от севера Байкала узкой полосой через Красноярск, Новосибирск, Омск, Екатеринбург, Пермь до Санкт-Петербурга.

Произошел русский призыв: из всех деревень и окраин пассионарная молодежь двинулась за счастьем, спасать погибающую русскую нацию, а еврейский народ, до этого сдерживающий К-систему, получил возможность вернуться на свою родину, чтобы выполнить свое предназначение: подготовить второе пришествие. Быть предприимчивым становится почетно и необходимо, предпринимателями вырабатываются новые нормы поведения, Русская Православная Церковь, преображенная и возрожденная, служит им духовным источником и поводырем.

Борьба со следствием, а не причиной

В конце 90-х русский бизнес прорывается на внешний рынок и начинает успешно конкурировать. В результате всех этих событий к власти приходит новая команда. Наступают 2000-е годы. С этого времени предприниматели воспринимают президента и правительство как единомышленников. Но К-система вводит в действие третий этап борьбы: структурный. Напуганный успехом русского бизнеса, капитал США и ЕС идет на предательство, разумно рассудив, что лучше справятся с русскими предпринимателями русские же чиновники. Начинается рост стоимости нефти. Увеличивается кормушка, К-система, ненужная и отмирающая, пронизанная мерзостью коррупции, начинает пожирать и расширяться, коррупция достигает невиданных размеров. Она, еще ранее поразившая все государственные структуры: образование, здравоохранение, МВД, ФСБ, армию, суды, исполнительную и законодательную власти, промышленность и народное хозяйство, начинает предлагать предпринимателям рабочие места, одновременно начав давление на них. И в этот момент правительство совершает две ошибки: оно путает К-систему с государственными институтами – это раз. И второе – начинает борьбу с предпринимателями как источником коррупции, т.е. борется со следствием, а не с причиной.

В 2000 году в России 10 млн предпринимателей, после ликвидации челноков, введения новых условий работы бизнеса. В экономике рынка начинается кризис: к 2008 году предпринимателей 2 млн, за 7 лет – 8 млн, уходят в чиновники и в К-систему. А там пир во время чумы: льются дармовые деньги, коррупция приобретает новые формы, не зависимые от предпринимателей, и выходит из-под контроля власти. Правительству же кажется, что предприниматели не нужны, казалось, еще удар – и предпринимательство будет ликвидировано, но тут наступает общемировой кризис, приходит отрезвление власти от успехов и понимание того, кто есть кто. К-система начинает пожирать самое себя, потому что коррупционер – это преступник, и, как любой преступник, он стремится избежать ответственности перед теми, у кого ворует, а в России он стал воровать все больше у государства, и К-система начала сама отделяться от структур власти, так как поставила себе новую задачу: развалить государство.

Настал ли момент истины?

И настал момент истины, надеюсь: власть поняла, что предприниматели – ее союзники в укреплении, развитии государства и уничтожении коррупции, а с ней и К-системы. Но 8 лет власть демонстрировала предпринимателям свою враждебность, и, чтобы завоевать их доверие, необходимо многое сделать, особенно в законодательстве, а именно – допустить предпринимателей во власть, исключить возможность отбора бизнеса, устранить барьеры и препоны, как кто-то сказал – почистить авгиевы конюшни. До этого момента предприниматели будут продолжать свою «забастовку» и создавать новые предприятия не станут. И уходить из К-системы не станут. Зачем? И так сладко. Следовательно, и внутренний спрос расти не будет, а раз так, то растет только госэкономика, и как бы и кризиса нет, и легко вновь обмануться при желании.

А вот рыночная экономика будет находиться в кризисе, надеюсь, до 2016 года. И какие процессы происходили и будут происходить среди этих пассионариев, это уже божий промысел, а, исходя из опыта, видимо, осознание нового необходимого им государственного строя и мироустройства, идет сосредоточение, поэтому к 2014 году предпринимательство общими усилиями власти и К-системы будет ликвидировано. Затем в течение года цены на нефть упадут до 3-4 долларов за бочку, и после 2016-го начнется другая история. Да, воистину «божьи жернова мелят медленно, но верно». Непростые нас ждут времена!

Опубликовано: «Вестник Земли Сибирской», № 5, июнь 2010 г.

Комментарии