Группа «Хуун-Хуур-Ту» — солнце тувинской музыки!
Недавно в Красноярске прошло удивительное событие. Красноярск с единственным концертом посетил один из самых известных на мировой сцене коллективов из Азии, из бывшего СССР — тувинский квартет
Музыканты виртуозно владеют народными инструментами и блестяще исполняют горловое пение в самых разных стилях. В их репертуаре древние тувинские молитвы, боевые песни, песни о любви, всё, что артисты многие годы собирали по дальним кожуунам.
В действительности
Как ни странно, наши ближайшие соседи в Красноярске ни разу не были. И вообще в сибирских городах выступали только в Омске, Абакане,
Концерт был посвящён двум событиям. Первое в прошлом году широко отмечалось в Туве и узко в России — это столетие присоединения Тувы к России (в 1914 году Урянхай вошёл под протекторат России). Второе событие в прошлом годе не состоялось, зато пройдет в этом году — XVI Международный фестиваль живой Музыки и Веры
В небольшой концертный зал студии «Серебрянный дождь» набилось около пятисот зрителей. Люди чуть на головах соседей не стояли. И концерт прошёл на одном дыхании, полтора часа пролетели как один миг. Гостей встретили как, наверное, никаких звёзд не встречали.
Саян Бапа родом из
Алексей Сарыглар — главный перкуссионист группы. Сам изготавливает свои инструменты: дуюг из вываренных конских копыт, барабан кенгирге, обтянутый козьей кожей, мембранофон хапчыг и др.
Самый молодой участник коллектива — Радик Тюлюш — научился горловому пению у своего деда, к которому ездил в дальнюю таёжную деревушку. Сейчас много выступает сольно, играет на всех инструментах на дошпулууре, игиле, бызаанчы и флейте шоор.
А начали концерт
Когда все четверо певцов, удобно устроившись на сидушках, одновременно заревели мощными, грудными голосами, по коже и по всему залу прошла дрожь. Казалось, что сейчас этими звуками всех зрителей вынесет из зала. Настолько это было сильно и торжественно, вибрация пронимала до мозга костей.
Молитва плавно перешла в песню — название ее переводится не то чтобы «Чужая земля», а, скорее, «Другая земля». У каждого есть малая родина, откуда мы произошли, и кочевник закрывает глаза и видит свои родные места.
Когда звучит песня, ты явственно слышишь, как стучат копыта по степи, шумит в траве ветер и как путник поёт о доме.
Жизнь любого кочевника, и тувинца в частности, связана с лошадьми. И, конечно же, древние авторы никак не могли обойти их стороной и не сложить о них песен. Песня «Каурый иноходец» была сочинена в XVII веке, в ней рассказывается, как мужчина скачет на своём, быстром как ветер, скакуне с запада на восток, оставляя за спиной дом, род, завистников и врагов и поёт песню своему коню Чахо.
Как звучит горловое пение без инструментов, когда мужчина садится в одиночестве и поёт о своей любимой женщине, когда у него уже не хватает слов? Он начинает извлекать эти звуки — эссенцию чувств, эссенцию мыслей, которая рвётся из сердца, из груди. Именно такую песню спел в стиле сыгыт
Совсем другое дело — песня Одуген Тайга. Это священное место, сакральное. Здесь начинается
История этого коллектива начинается в далёком 1992 году, когда
— Хуун,
Свою миссию артисты видели в том, чтобы показать всему миру уникальные музыкальные традиции своей родины. При этом они не исключали в своей музыке появления элементов других стилей.
Поначалу музыканты экспериментировали с самыми разными инструментами: у них звучала и арфа, и шотландская волынка, и синтезатор… Альберт Кувезин через некоторое время ушёл из ансамбля, решив уделять больше внимания западной музыке, и стал работать на стыке традиционного тувинского пения, рока и европейского авангарда. Он создал свою
—
Впервые за рубеж поехали в Швецию. Тогда они работали, не сказать что в стиле
А коллективом
— Я с молодости занимался разнообразной музыкой: и классикой, и джазом, и
В том году
С тех пор
— В гастрольных поездках проводим примерно половину всего времени, — улыбаясь, добавляет Саян, — месяц на гастролях — месяц дома. Конечно, всё зависит от туров — иногда едем в Америку, оттуда в Европу. Или из Европы в Китай сразу же.
Но после гастролей постоянно возвращаются домой. Это просто необходимо, чтобы напитаться энергией, вдохновением от родной земли. Поэтому музыканты и закрывают глаза, когда играют, чтобы яснее представить родные просторы, дом, степь.
— Я представляю себе места детства — запад Тувы, — продолжает Саян, — наши красивые священные места, малую-малую родину. С братом мы объездили всю Туву и прекрасно её знаем. Каждая песня несёт частицу родины. Когда мы поём о
Древние традиции, шаманизм особо не влияют на творчество группы — осознание, его присутствие, что они родом оттуда, но никаких ритуалов не соблюдают. Они просто играют народную музыку, которую степняки сочиняли веками.
Тувинцы — народ музыкальный, поющий, а талантов всегда было мало. Но традиции до сих пор живут. Если музыканты в глубоком детстве заинтересовались этим, пели песни отцов и дедов, и это не прошло со временем, значит, эти песни будут жить. Сейчас наметился большой подъём. Музыкантов стало на порядок больше. Теперь в Тыве есть реальный культурный центр, где собрались все заинтересованные люди: уже есть оркестр народных инструментов, как был раньше, который содержался ханом. Сейчас это возвращается, только в другом виде.
— И в России в целом происходит то же самое: возрождаются оркестры, песни русские, балалаечники, такие как Алексей Архиповский, Сергей Старостин с русскими духовыми инструментами, певица Инна Желанная — они несут настоящую русскую музыку. Не как Бабкина, я ни чего не хочу сказать, но не считаю, что это исконно русское, — добавил Саян, — а вот эти ребята приподняли занавес и дали понять, что это не исчерпаемый вид искусства. Мы ездим по фестивалям по всей России и это есть везде и в Казани, и в Москве, и в Питере, все знают этих музыкантов, начинают ими увлекаться, а следом и этой древней культурой. Любой. Россия многонациональная страна и есть много интересных музыкантов и их последователей.
На вопрос, как давно певцы начали заниматься горловым пением и сложно ли научится этому, Саян Бапа чуть пожал плечами и ответил:
— Я начал петь позже, а ребята с детства. Это не то, чтобы учёба, а подражание, желание быть как старшие — они вот взрослые, ездят на коне и поют. И ты всё это пробуешь. Это естественно. Потом уже, кто хочет, продолжает занятия. У нас пастухи или шофера поют. То же самое с голосами птиц, животных. Если у тебя абсолютный слух — ты проецируешь на себя всё, ты слышишь и повторяешь, а это игра с детства. Вы подражали же коту, собаке. Как ты слышишь мир, как ты можешь пропустить его через себя…
Когда Саян Бапа объявил, что концерт заканчивается, и они исполнят последнюю песню, из зала раздался недоверчивый голос: «Да, ладно?!" Это вызвало в зале смех, но вместе с тем и понимание, что встреча заканчивается, а с нею заканчивается и свидание с прекрасной и не- повторимой культурой вечной степи. А под занавес
Всё в жизни меняется, сама жизнь очень переменчива, но
Нельзя терять связь с предками, с родиной, со всем тем, что помогает нам выживать в этом огромном мире.
Как сказали участники группы
— Раньше часто ездили, — с горькой усмешкой добавил Саян, — сейчас просто исчезла наша машина и мы ждём её появления. Был у нас хороший УАЗик. Нам просто необходима машина. На самом деле мы пробиваем этот вопрос — люди спрашивают, и у нас есть огромное желание поездить.
Нам остаётся только ждать. Может и в Красноярск они ещё раз заедут.
Альфир ФАХРАЗИЕВ для Территории культурных событий
Фото автора