Янов день — праздник Балтийских народов или какой цветок искали прибалты на сибирской Блин-горе в Академгородке

Янов день — праздник Балтийских народов или какой цветок искали прибалты на сибирской Блин-горе в Академгородке

Янов День традиционно состоялся 23 июня 2012 года в Академгородке на Блин-горе.

Организаторы: национально-культурные объединения: Эстонское национально-культурное общество «Ээсти», Литовская национально-культурная автономия «Лиетува» и Латышское национально-культурное общество «Дзинтарс». При финансовой поддержке Администрации Губернатора Красноярского края.

Приглашены были ремесленники и фольклористы. Александр Архипов преподавал желающим уроки кузнечного дела, Любовь Яныгина показывала как традиционно плели венки из цветов и трав, все пришедшие учились стрелять из лука и метать топоры под чутким присмотром руководителя стрелкового клуба. Особый колорит внес фольклорный коллектив «Шкатулочка» (Красноярский Педколледж, рук. Л. Е. Харченко).

Присутствовавших поздравили председатели Эстонского, Литовского, Латышского, Финского обществ, пастор евангелической лютеранской церкви Глеб, пасторы ингрийской лютеранской церкви Вячеслав и Вилле.

Самый большой летний праздник Балтийских народов традиционно под открытым небом!

Эта дата в солнечном календаре наших предков связана с днем летнего солнцестояния. Самые главные праздники в году связаны с днями зимнего и летнего солнцестояния. В церковном календаре это день Иоанна Предтечи. А у прибалтийских крестьян быстро этот день стал Яновым днем. Дом украшали березовыми ветками, считалось, что так можно оградить свой дом от молний и пожаров.

Из цветов плели венки, одевали себе и животным. Обязательно дарили венок пастуху и готовили ему угощение. Особым лечебным свойством обладает и роса Яновой ночи.

Природа северных широт к этому дню проявляет себя в полной красе и мощи. Леса и луга утопают в цветах, травы благоухают, лес наполнен птичьими голосами. Это врем самых кротких и самых светлых ночей. Когда вечерний закат почти не расстается с утренней зарей. Старинные легенды о Закате и Заре — это встреча жениха и невесты, которая бывает лишь один раз.

Всегда варили пиво и качались на качелях, и всегда разжигали костер. Песен и танцев может быть теперь меньше, чем в старину, но найти в лесу цветок папоротника мечтают все.

Нашедший этот цветок станет богатым и счастливым. Обретет возможность превращаться в невидимку и открывать все замки. Молодые всегда считали, что искать цветок папоротника лучше вдвоем. КТО НАЙДЕТ ЭТОТ ЦВЕТОК, СМОЖЕТ С ЕГО ПОМОЩЬЮ СДЕЛАТЬ ВСЕ, ЧТО ТОЛЬКО ПОЖЕЛАЕТ, НО ДОБЫТЬ ЕГО ОЧЕНЬ ТРУДНО И ОПАСНО!

Мы верим в чудо в эту ночь. Верим в сказки и добро, этот праздник воспитал в нашем народе особое, очень святое отношение к природе. 
Наши предки поклонялись земле, в этот день и сейчас на камень рядом с костром возлагают венок, приговаривая; «Мать Земля! Ты дала мне, теперь я приношу тебе, прими, что тебе дано!».

Историческая справка

Ли́го (латыш. Līgo) или Я́нов день (латыш. Jāņi) — латышский народный праздник. Отмечается обычно 23 и 24 июня (ночь с 23 на 24 июня — самая короткая в году) и считается одним из самых больших и популярных праздников среди латышей.

День перед Лиго называют Зелёным днём или днём Лиги (Лига — латышское женское имя). Считается, что травы, собранные до Лиго, имеют особую силу, поэтому день до Лиго называется не только Зелёным днём — Zaļā diena (что, вероятно, является искажением от похоже звучащего Дня Трав), но и Днём Трав (Zāļu diena). В этот день все девушки с именем Лига отмечают именины.

День после — днём Яниса, как и его именины. В Латвии эти два дня являются официальными выходными. Праздник связан с культом солнца и плодородия, является праздником летнего солнцестояния, в частности, похож на Иванов день, который празднуется славянскими народами. Название праздника Лиго представляет собой припев праздничной песни. «Лиго» — возглас ликования[1], восклицание līgo из песен понимается учёными как повелительная форма от латыш. līgot(ies) «качать(ся), колыхать(ся)».

Понимание Лиго как «божества радости» не основывается на реальных фактах и является плодом «кабинетной мифологии»: в качестве божества Лиго появляется в латышских письменных источниках лишь с рубежа XVIII — XIX веков. Название «Янов день» — от имени Иоанна Крестителя.

В выходные на Лиго латыши традиционно выезжают на природу, разводят костры, поют песни характерные только для этого праздника с припевом «Лиго-лиго» и плетут венки из дуба и полевых цветов. Венок из дуба принято дарить тем, кого зовут Янис, однако в наши дни иногда их дарят и просто мужчинам. Янис должен всю ночь Лиго ходить в дубовом венке, после чего повесить его дома на стену, где он будет висеть до следующего Лиго.

Дата публикации: 25.06.2012

Комментарии