Карнавала не будет: выступления зарубежных суперзвезд в России в 2015 году
Промоутеры отказываются от топовых исполнителей, а зарубежные звезды — от гастролей в России.
Российским зрителям придется забыть о насыщенной концертной программе и доступных билетах: падение рубля и «украинские» санкции не только увеличили стоимость привоза иностранных артистов почти в два раза, но и закрыли доступ в страну десяткам звезд.
Периферия Европы
Москва и Петербург всегда считались периферией для зарубежных музыкантов. Ехать в Россию затратно и по времени, и по деньгам:
Промоутеры обычно завлекали топовых звезд гонорарами, которые существенно превышали европейские «цены по больнице», рассказывает Евгений Ладыженский, основатель компании Smart. Network Agency, занимающейся букингом иностранцев и организацией гастрольных туров. Теперь у участников рынка пропадает интерес к артистам
В 2014 году московский Stadium Live успешно принял несколько знаковых
«Предположить, что можно увеличить ее в два раза, просто нелепо: никто из зрителей не сможет себе этого позволить. В итоге приходится работать над снижением гонораров, издержек, но получается с трудом», — признает бизнесмен.
«В 2013 году нас посетило около 220 000 человек, в
По мнению Евгения Ладыженского, количество привозов зарубежных артистов сократилось примерно на 30%. «Думаю, в 2008 году спад был меньше: тогда все происходило резче, и период падения был короче», — отмечает эксперт. Оценки владельца Ray Just Arena Сульянова еще пессимистичнее: начиная с марта 2014 года, после референдума в Крыму, объем привоза иностранцев обвалился на 50%.
Музыкальные «отказники»
У проблем концертного рынка две основных причины: кроме падения курса рубля это внешнеполитическая ситуация, накалившаяся после присоединения Крыма и начала вооруженного конфликта на Украине. В Россию отказались ехать американцы Black Keys и исландцы Sigur Ros, рассказывает Чистяков. На площадке Ray Just Arena отменила выступление
Украинские события ударили и по русскоязычным музыкантам, которые стали персонами
«Некоторым [артистам] запретили выступать в России в течение 12 месяцев, а некоторых „не одобряют“. Это еще больше сужает выбор репертуара для площадок», — констатирует Александр Чистяков. В конце декабря 2014 года прокремлевская «Инициативная группа московских студентов» пыталась сорвать первый концерт группы Brutto, созданной
Промоутеры все чаще задумываются, стоит ли вообще связываться с «проблемными» артистами.
На фоне призывов Кремля воздержаться от гастролей по Северной Европе и Прибалтике, отношения с которыми обострились, появляются «прямые и косвенные» рекомендации Госдепартамента США и других структур не работать с Россией, говорит Чистяков. И в Британии, и в США есть свои министерства культуры, которые советуют музыкантам бойкотировать Россию, соглашается Анатолий Сульянов. И звезды уровня Бейонсе и Мадонны, радеющие об имидже, прислушиваются к чиновникам.
Серьезный урон по имиджу России наносят выходки православных активистов. «Если твоей жизнью не интересуются православные [активисты], значит ты
По словам Сульянова, за рубежом эти инциденты активно обсуждаются, что портит имидж концертных агентств. Артисты могут спокойно реагировать на подобные происшествия, но «ситуацию накручивают их агенты и менеджеры, чтобы получить более высокий гонорар», говорит Чистяков. «Интересно будет посмотреть на списки выступающих традиционно „звездных“ фестивалей типа Kubana или Park Live, — усмехается он. — Пока они выглядят очень сильно». По данным «Коммерсанта», уже летом
Выбор не в пользу концертов
Прогнозы на ближайшие несколько лет мрачные: по промоутерам ударят рецессия в экономике, падение рубля и снижение общего уровня благосостояния.
«Людям придется выбирать между развлечениями и покупкой еды и одежды. Выбор явно будет не в пользу концертов», — уверен Никита Новицкий.
Организаторы выступлений ищут способы снижения издержек:
В 2015 году не будет неожиданных премьер: промоутеры думают только о том, как провести уже заявленные выступления суперзвезд. Где точно обойдется без крупных зарубежных артистов, так это в Крыму, согласны все участники отрасли. На полуостров звезды не поедут, так как это сильно отразится на имидже за рубежом, объясняет Новицкий. Президент компании «Русский
Однако он призывает не хоронить промоутерский рынок раньше времени: как минимум в Россию едут Metallica и Scorpions. «Есть ребята, которые в гробу видали министерства (с рекомендациями не посещать Россию) — и это не может не радовать: и Metallica, и Placebo», — говорит Анатолий Сульянов. Компания Зубицкого уже ведет переговоры с U2, организация концертов которой считается самой сложной с точки зрения логистики.
«Есть и положительные нотки в кризисе, — подытоживает Новицкий. — Рынок должен оздоровиться».
«Агентства не будут так рьяно гоняться за артистами, перебивая предложения по гонорару. Количество мероприятий снизится, у зрителей выбор станет меньше, но выровняется спрос и предложение», — заключает он.
Евгений Медведев, внештатный автор Forbes.ru
Фото Геннадий Каледа (на снимке