— Я только начинаю учиться жить! (интервью на тему благотворительности с Юрием Ковеленовым)
В выставочно — деловом центре «Сибирь», в рамках юбилея Василия Сурикова, состоялся благотворительный вечер организованный одним красноярским благотворительным фондом совместно с международным благотворительным фондом «Меценаты столетия». Специально на это мероприятие из Москвы приехал председатель экспертного совета фонда Юрий Петрович Ковеленов. Ему выпала почетная миссия награждения красноярских меценатов орденами и медалями фонда. А известный своей благотворительностью предприниматель Владимир Венедиктов, первым из сибиряков, был облачен в мантию академика международной академии меценатства, он же был одним из организаторов мероприятия, которое почтили своим вниманием самые уважаемые люди города:
Владыка Антоний, глава города Петр Пимашков, спикер ЗС Александр Усс, главы районов и крупных предприятий, популярные артисты и, конечно, художники, представившие свои картины для благотворительного аукциона.
Ковеленов, журналист по образованию, много лет проработавший диктором программы «Время», сразу согласился на интервью — надо, значит надо.
— Юрий Петрович, фонд «Меценаты столетия» ведет работу во многих регионах страны, что значит для вас красноярский край?
— Честно скажу, и это мнение руководства фонда, на ваш край мы делаем хорошую ставку, понимая, что здесь есть два важных для нас фактора: открытость людей, живущих в этом суровом крае и регулярная работа. То есть не эпизодическая, а планомерная. Мне это нравится. Значит, не ради красного словца собрались люди в общественном совете фонда по краю. Знаю, что руководством отделения фонда на лето планируются интересные акции, мы их с удовольствием поддержим. Это могут быть встречи с интересными людьми или благотворительный круиз по Енисею…
— Как я понял, помимо общественного совета, вы предполагаете создание у нас своего филиала?
— Общественный совет останется, это как говорят языком дипломатов, — протокол о намерениях. Мы столкнулись с тем, что долго решается вопрос по месту, где будет размещен архитектурно — парковый комплекс «Добрый ангел мира». Не будем кривить душой, вся работа по линии фонда здесь обуславливается деятельностью отдельных личностей. Время лозунгов кончилось, нужны практические дела. Владимир Венедиктов показывал мне места в городе, где предполагается возведение комплекса. Лично мне понравилось место на ул. Павлова, где строится храм, а рядом могла бы быть парковая зона, а далее современный торгово — развлекательный центр. Такой комплексный проект значительно повысит престижность Кировского района.
— А как вам прошедшее мероприятие в «Сибири»?
— Мне понравилось, что основным наполнением дня рождения великого русского художника, были действия являющиеся пропагандой благого дела. Без похвальбы в адрес Владимира Николаевича могу сказать, что роль личности в любом деле остается ролью личности. Он проявил инициативу и твердость характера настояв, чтобы в Красноярск приехал представитель фонда. Награждение меценатов прошло по — деловому, торжественно, и стало стержнем благотворительного вечера.
— Какие крупные мероприятия готовятся фондом в ближайшее время?
— В апреля открытие монумента «Добрый ангел мира» состоится в Пхеньяне, туда приглашен и Венедиктов, его имя будет среди других достойных меценатов столетия навечно запечатлено в граните.
Это первый комплекс, который мы открываем в мире. Идут переговоры по установке комплексов в Словении и в Вене. А вообще первый монумент был установлен в Новозыбково, город на границе России, Украины и Белоруссии, над которым было «расстреляно» облако после аварии на Чернобыльской АЭС. Осенью прошлого года я был вместе с Венедиктовым на открытии комплекса в Абакане. Есть предложения от других городов и государств. Что ещё? Пройдет небольшая реорганизация внутри фонда, с этой инициативой выступил президент фонда Олег Олейник. На сегодня мы наградили орденами и медалями фонда порядка двух с половиной тысяч человек, но будем откровенны, есть те, кто получив награду успокоился, а есть те, которые продолжают работать на ниве благотворительности с удвоенной энергией. Красноярск как раз такой пример.
— Надо отдать должное, медали, а особенно ордена, которые учредил фонд «Меценаты столетия» смотрятся очень солидно. Кто занимался их разработкой?
— Российский геральдический клуб, с которым у нас установлен тесный контакт. Там есть художник Валерий Лысенко, не так давно, кстати, в одной центральной газете была его статья о работе геральдического клуба. В ней он отмечал, что мы не Иваны не помнящие родства, а люди начинающие понимать историю государства российского. Мы изучили какие ордена вручались в царской России, так что руководство фонда заказывает награды с учетом истории и законов геральдики.
— Наверняка есть цели и задачи с которыми фонд обращается к депутатам как Госдумы, так и регионов?
— Фонд поднял такую, я считаю, государственную проблему как создание Национального совета по благотворительности и социальному партнерству, чтобы сегодня договориться с властью о социальной ответственности, о корпоративной ответственности. Это большая проблема. По данному вопросу выходим в Думу и другие госструктуры, чтобы определить порядок благотворительной деятельности в стране. Перед местными депутатами эту проблему поднимает как раз Венедиктов.
Депутаты Думы и московской области с пониманием относятся к нашим предложениям, мы находим поддержку в управлении делами президента, в управлении делами дипломатов, в русской православной церкви. Все понимают, что дело, которым занимается фонд «МС» — благое дело и касается оно не только Москвы. Раньше у исконно русских людей существовало такое понятие как «десятина»: часть доходов состоятельный человек отдавал на благие дела. Сейчас никто не требует этих денег, боже упаси, это по желанию. Люди по-настоящему относятся к тому, что надо помогать ближнему. На примере Красноярска это очень хорошо видно.
— Юрий Петрович, я обратил внимание, что вас узнают люди старшего и среднего возраста, но мало кто, что-либо знает о вас?
— А что о себе-то говорить. Ну, ладно. Родился в Ханты-Мансийске 29 августа 1939 года, старый такой «лев». В армию ушел поздно в 22 года, до этого три года работал диктором радио и телевидения в Омске. Служил в ПВО. Потом закончил университет и высшую партийную школу, получил журналистское образование. Работал по специальности в Ярославле, после конкурсного отбора прошел на ЦТ. С 1965 года живу в Москве, там родились мои дети. Дочь — балетмейстер — живет и работает в Италии. Сын от второго брака — студент Афинского университета информатики, на каникулы приезжает домой. У меня двое прелестных внуков 13 и 14 лет.
Один из авторов программы «Утренняя почта». После окончания высшей партшколы появилась возможность, и я перешел на программу «Время». До 1995 года трудился диктором информационного блока программ «Время» и «Новости». Вел многие правительственные концерты в Колонном зале Дома Союзов, в Кремлевском Дворце Съездов, несколько парадов и демонстраций, но не все. Это тяжело, а потом у нас была здоровая конкуренция, плюс ко всему, я сторонник того, чтобы человек в своем творчестве был свободен. Я смотрю, скажем, на Владимира Николаевича, он бизнесмен, но в то же время он свободен в своем выборе. Я никогда не бегал за начальством с просьбами поставить меня в такую-то программу. Этого надо достигать своим умением работать, как бизнесмену, что делает Венедиктов или, как мне, становиться высокопрофессиональным диктором, чтобы о тебе говорили, чтобы тобой интересовались и приглашали в разные передачи. В середине 70 — х я дебютировал в качестве ведущего «Песни года», было множество выездных концертов по стране. И до сих пор я остаюсь мобильным человеком, могу собраться в командировку за полчаса. Мне интересно жить, встречать разных людей, обретать новых знакомых. В поездках понимаешь, что страна в которой ты живешь хороша, велика и удивительна. А люди, населяющие её, преподносят такие уроки, дают такое подчас понимание жизни, что кажется, ты только начинаешь учиться жить.
— Помимо мобильности, вы прекрасно сохранились внешне! В чем секрет?
— Вы удивитесь ещё больше, узнав, что перед вами сидит человек со сломанной спиной. В 1997 году я сломал себе спину в районе города Иркутска. Я ездил с концертами по погранвойскам. Влетел в волчью яму и сломал себе спину. В Москве мне была сделана операция, она длилась пять с половиной часов. Сшивали позвонки, они были раздроблены. После этого полтора года реабилитации. Вначале был гипсовый панцырь, а потом мне по спецзаказу сделали хороший корсет в Ленинграде. В нем я даже концерты вел, в костюме на два размера больше. Затем я научился тибетской гимнастике, мне её показали монахи. А ещё у меня нет вредных привычек, я не пью, не курю. Мне это не доставляет удовольствия. Зато мне доставляет удовольствие жить. Я смотрю на Володю Венедиктова, а мы встречаемся и тесно общаемся не в первый раз, ему ведь тоже доставляет удовольствие жить, и что особенно ценно в нем — он испытывает радость помогая людям, делая красивее свой район и город. А когда человек просыпается утром и ему не нравится погода за окном… Старик, а разве ты можешь изменить погоду? Слава Богу, нам дано право жить в этом мире, а погода бесплатное приложение к тому, что ты живешь. Радуйся солнцу и не гневи Бога за снег и ветер. На то и контрасты. Можно сколько угодно говорить о том, что мир не совершенен и не справедлив, но, как сказал поэт, «каждый выбирает по себе». Вестник национального согласия № 9, март 2009 г.