Анна Киселёва: Мои лучшие партии ещё впереди!
Разговор с солисткой Красноярского театра оперы и балета
Анну Киселёву я впервые услышала лет десять назад в опере «Кармен»: знакомая меломанка посоветовала. «Ну как, — спросила она после спектакля, — понравилась молодая звёздочка?». К определению «звезда» я всегда отношусь осторожно, но певица брала не только голосом, но и пластикой движений, внутренней энергией. Это была действительно обжигающе страстная Кармен.
Позже, видя афиши сольных концертов Анны, я старалась попасть на них, правда, не всегда это удавалось: билеты раскупались мгновенно. Время от времени в прессу попадали сообщения об успехах Анны Киселёвой на разных международных певческих конкурсах, о присуждении ей престижной Всероссийской премии «Известность» в Москве.
Получалась какая-то дисгармония: чем больше утверждалась певица на международной сцене, прославляя наш Красноярск, тем реже появлялась она на подмостках родного театра. Даже на сайте Красноярского театра оперы и балета одна портретная фотография и лаконичная подпись: лауреат международных конкурсов. Без всяких расшифровок.
Вот об этом мне и хотелось поговорить, но Анна повела беседу совершенно в другую сторону.
— Давайте начнём с того, что Красноярск — мой родной город, что здесь много настоящих ценителей музыки и классического пения. И когда я пою при полных залах, понимаю свою меру ответственности при формировании репертуара. Там не должно быть ни вкусовщины, ни погони за модой. Я пою только то, что приемлет моя душа и сердце. Как правило, музыка мне снится. Если она пришла во сне, это знак того, что мой зритель её примет.
— Возьмём ваш последний концерт в Органном зале вместе с известным красноярским органистом Андреем Бардиным. Два, я бы сказала, полярных отделения: старинные арии под орган и романсы на музыку Чайковского и Рахманинова.
— Сначала была, естественно, органная музыка, которую я обожаю. Не так уж много в России городов, которые могут гордиться своим органом. А в Красноярске и свой орган есть, и замечательный органист Андрей Бардин. Во втором отделении осуществила свою давнюю мечту — спела романсы на музыку Чайковского и Рахманинова. Программа этого отделения родилась после общения с моим педагогом. Я учусь в аспирантуре Астраханской консерватории, у меня там замечательный наставник — профессор Валентина Михайловна Усольцева, в прошлом красноярская певица.
— Астрахань далёко от Сибири, неужели поближе аспирантура не нашлась бы. Правда, в Астрахани, как говорят, построили отличный театр оперы и балета. Там классическое искусство на подъёме. Как тут не вспомнить, что в прошлом году Красноярский оперный театр покинуло несколько солистов…
— Да, это так. И мне искренне жаль, что эти талантливые артисты теперь у нас не работают. Астрахань для меня интересна своими вокальными традициями. Этот город дал России таких певиц как Мария Максакова, Валерия Барсова, Тамара Милашкина. Со своим педагогом по аспирантуре Валентиной Михайловной я и подобрала свой репертуар романсов. На концерте мне аккомпанировал на рояле Андрей Бардин. Я рада, что мы друг друга понимаем с полуслова.
— Дружба у вас не только с Бардиным… Известно, как хорошо к вам относятся и оркестранты Красноярского городского духового оркестра. Я была на том концерте в Малом концертном зале. Вообще, как возникла идея пения именно с духовым оркестром, и почему вы назвали эту программу «С первым снегом…»?
— Под такую музыку воспитывалось не одно поколение. Я помню, как моя бабушка Мария Григорьевна Самойлова, имея от природы редкой красоты голос, пела с духовым оркестром. Это я запомнила на всю жизнь. Но чтобы спеть в сопровождении духового оркестра, который, к счастью, сохранился в нашем городе, должно было пройти какое-то время: мы приглядывались друг к другу, пока не отработали репертуар на концерт из двух отделениях.
Название концерту дала великолепная песня советского композитора Валерия Зубкова.
Я стала работать с оркестром, когда им руководил заслуженный работник культуры РФ Михаил Эйдлин, эти взаимоотношения продолжаются и при новом руководителе Виталии Трояне.
Он сделал много оркестровок к нашему концерту. Теперь мы думаем, как обновить репертуар. Жизнь не терпит топтания на месте. Эту мысль любят повторять мои родители. Этому следую и я.
— В прошлом году, помнится, в Органном зале вы пели и под аккомпанемент инструментального ансамбля: скрипка, рояль, две виолончели. Был привычный на ваших концентрах аншлаг, море цветов. Не хочется повторить успех?
— Нет, повторяться не будем. Этот инструментальный ансамбль примечателен тем, что он семейный — три сестры Чепурные: Елена, Ирина, Наталья и Сергей Гавриленко — муж Натальи. Они тонко понимают и чувствуют музыку. Работать с ними — праздник. Сейчас готовим новую программу, посвящённую Дню Победы, премьера которой состоится 6 мая в Малом концертном зале.
— Опять вам приснился сон…
— На этот концерт меня вдохновил тот русский Алёша, который возвышается над болгарским Пловдивом. Я была на Международном конкурсе оперных певцов в Болгарии. По его завершении, нас повезли в Пловдив на концерт. Памятник русскому солдату по величию сравним разве что с Родиной-матерью на Мамаевом кургане. Попросила организаторов конкурса помочь мне попасть к подножью памятника.
И вот там, на высоте птичьего полёта, когда перед тобой, как на ладони, раскинулась чужая страна, политая кровью наших дедов, а мой дед тоже был фронтовиком, я решила создать концертную программу памяти не пришедших с войны. Чтобы до конца прочувствовать тему, много читаю о войне, особенно мне к душе стихи Константина Симонова.
— «Анна Киселёва, Красноярск, сопрано, Николай Ерохин, тенор, Москва», — так, кажется, звучало в апреле прошлого года под сводами концертного зала имени Чайковского. Волновались, когда вышли на сцену прославленного зала?
— На удивление, нет. Хотя всегда волнуюсь перед выходом на сцену. Может, эти стены, впитавшие в себя лучшую мировую музыку, были так благосклонны ко мне, певице из далёкой Сибири, что была спокойна, как никогда. Тенор Николай Ерохин пригласил меня на свой юбилейный концерт. Мы вместе с ним исполнили дуэт из оперетты Кальмана «Сильва».
— Я была на двух ваших совместных концертах в Красноярске. Анна, скажите, как прибился такой великолепный тенор к красноярскому концертному берегу? Он же — не красноярец.
— Нет, но когда он ещё был студентом Новосибирской консерватории, а я только начинала работать в театре, мы вместе с ним пели в нашем Органном зале. Потом Николай пропал из моего поля зрения лет на десять. И вдруг звонок из… Нью-Йорка.
Оказывается, Ерохин какое-то время жил в Доминиканской республике и не занимался пением. Вернулся в Москву, окончил столичную консерваторию и был принят в театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. Вот тогда и позвонил…
Так мы возродили нашу творческую дружбу, благодаря которой красноярцы услышали две концертные программы: «Дороги любви» в сопровождении замечательного музыканта Марины Кузьминой и «Помнишь ли ты…" в сопровождении Красноярского филармонического русского оркестра под руководством Валерия Шелепова.
Я благодарна Николаю, что он нашёл в своём достаточно плотном графике выступлений время для концертов в нашем городе и надеюсь, что он ещё не раз будет петь у нас. В Красноярске у него появилось немало поклонников.
Можно понять и мою радость, когда получила его приглашение спеть в зале имени Чайковского в сопровождении академического оркестра русских народных инструментов Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании. Это дорогого стоит.
Был ещё один подарок судьбы — моё участие в осеннем балу «Русское сияние», который проходил в московском Суриков-холле. В нём в основном были задействованы артисты Большого театра. В сопровождении оркестра этого театра я спела арию Леоноры из оперы Верди «Сила судьбы».
— А мне бы хотелось услышать Лизу из «Пиковой дамы» в исполнении Анны Киселёвой на сцене Красноярского театра оперы и балета. Дважды была на этой опере, но вы были не задействованы в тех спектаклях.
— За три года «Пиковая дама» в нашем театре шла, боюсь ошибиться, раз 13–14, а исполнила я партию Лизы к сожалению, один раз, и то при одной оркестровой репетиции и одной спевке. Мне самой хотелось бы увидеть себя в роли Лизы, но увы — сие не от меня зависит.
Осенью я спела Купаву в «Снегурочке», пою Керубино в «Свадьбе Фигаро». В настоящее время в театре готовится к постановке опера Бородина «Князь Игорь». Мне дали партию Ярославны. Мечтаю также спеть Аиду, Мими, Чио-Чио-Сан…
В моей оперной карьере как-то всё получается нескладно: когда я была неопытной певицей, вчерашней выпускницей академии музыки и театра, мне давались серьёзные роли. Начинала я с партий Любаши в опере Римского-Корсакова «Царская невеста» и Кармен из оперы Бизе. Но вот пришёл жизненный и сценический опыт, а моё место во время спектаклей теперь чаще не на сцене, а в зрительном зале.
Решила, что должна это достойно пережить, и, чтобы профессионально не деградировать, поступила в аспирантуру. Стала заниматься концертной деятельностью. Пою там, где меня готовы слушать. И это не обязательно должен быть большой академический зал. Вот и в библиотеку-музей В. П. Астафьева в Овсянке меня каждый год приглашают петь.
Этими концертами я горжусь, потому что в Овсянке, на Енисее, всё пропитано светлым обликом нашего знаменитого земляка. Вместе с православной христианской миссией мы дважды плыли из Красноярска — до Дудинки, и в каждом населённом пункте клубы не вмещали всех желающих попасть на концерт. Для меня не важно, какая сцена и как светят софиты, главное — чтобы зал был полон.
— «Анна Киселёва, лауреат международных конкурсов…», — так объявляет ведущая перед вашим выходом на сцену. А как попадаете на эти конкурсы?
— Тут нет никаких проблем. Благодаря Интернету, общению с коллегами из других российских и зарубежных театров приглашения сами находит меня. Если есть какие-то препоны, так это только финансовые — деньги на поездку добываю сама. Готовлюсь серьёзно, поэтому, наверное, ни разу не вернулась домой без наград. Конкурс для меня — это серьёзное испытание сил и возможностей. Поёшь в чужом зале в сопровождении чужого оркестра. Но я ни на минуту не забываю, что представляю не только саму себя, но и свою страну, родной Красноярск, театр, свою семью, маленькую Ксюшу, у которой одно на уме: «Мамочка, возвращайся поскорей!».
Когда у меня спрашивают, что для меня значит конкурс, отвечаю: это хобби. Шучу, конечно, но я благодарна своим родителям, которые настояли и помогли финансово, чтобы девять лет тому назад я поехала в Румынию на свой первый конкурс памяти известной румынской певицы Хариклеи Даркле. Конкурсы, особенно международного уровня, способствуют повышению профессионального уровня. Я счастлива, что подружилась здесь со многими певцами, и не только российскими. Тот же Интернет позволяет мне поддерживать теперь с ними связь.
Беда наших многих актёров в том, что финансирование культуры по остаточному принципу замыкает актера в информационных рамках одного театра. Могу сказать с уверенностью, что мне удалось избежать незавидной судьбы затворницы.
— Анна, раз мы сегодня говорим о вещей роли снов в вашей судьбе, то какая театральная роль вам снится?
— Это роль Татьяны из оперы Чайковского «Евгений Онегин». В 2010 году, участвуя в очередном международном конкурсе имени Хариклеи Даркле в Румынии, где я получила премию «Exelenta», в первом туре исполнила сцену письма Татьяны. Во втором туре пела другие арии, но жюри попросило в третьем туре и на гала-концерте почему-то спеть Татьяну, хотя эта сцена идёт более 13 минут. К сожалению, в родном театре Татьяну пока так и не спела.
Думаю, театральная судьба ещё будет ко мне благосклонна. Я — оптимист, верю в лучшее и считаю, что позитивные мысли настраивают на созидание. Этим и живу. Так что мои лучшие роли ещё впереди.
— В жизни любого творческого человека большое значение играет учитель. Кто вас вёл по жизни?
— С педагогами мне особенно везло. О своей наставнице по аспирантуре я уже рассказала. В училище моим педагогом была Н. А. Костюкова, в академии со мной занимались заслуженные артистки России Н. П. Алексеева и Л. М. Попова. Брала уроки у опытных красноярских педагогов Л. А. Лазаревой и А. Т. Лысенко. Своим педагогом могу также назвать руководителя фонда Ирины Архиповой — народного артиста СССР Владислава Ивановича Пьявко. Он не только помогал мне в работе над партией Лизы, но с ним можно было посоветоваться по многим другим вопросам, и не только творческим.
Кстати, он тоже родился в Красноярске. В прошлом году прислал приглашение участвовать в его концерте. А мне как раз надо было ехать на международный конкурс в Болгарию. Позвонила, объяснила ситуацию. «Аня, жаль, конечно, что ты не приедешь, но конкурс для тебя важнее», — ответил он. Это я восприняла, как благословение. Кстати, за исполнение арии Аиды стала лауреатом.
Своим учителем в профессии и по жизни считаю и маму — преподавателя Красноярской академии музыки и театра Людмилу Васильевну Киселёву. Участвую в созданной ею антрепризе «Кошкин дом» на стихи С. Я. Маршака. Музыкальная сказка, которая учит нас добру. Мы уже дали в красноярских детских садах, школах, детских домах более девятисот спектаклей. Несколько раз возили его на фестиваль в Москву. Нет зрителя благодарнее и честнее, чем дети.
— Анна, вы счастливы?
— В известном фильме «Доживём до понедельника» один мальчик написал вместо сочинения о счастье такую фразу: «Счастье — это когда тебя понимают». Мне кажется, что меня понимают и поддерживают не только родители и друзья, но и мои зрители. Спасибо всем им за это.
Мирослава ДЕМЬЯНЧУК
Фото: Геннадий КАЛЕДА