Арт-фонд Филатовых приобрел картину мастера русского авангарда Лентулова
Собрание Арт-фонда семьи Филатовых пополнилось работой одного из самых выдающихся представителей русского авангардного движения. Фонд приобрел картину «У овощного прилавка» (1932 г.) — редкое полотно Аристарха Лентулова, чьи работы оказали влияние на творчество Казимира Малевича, Василия Кандинского и многих других художников
Аристарх Лентулов родился в 1882 г. в Пензенской губернии. Он был младшим ребенком в семье обедневшего сельского священника. Учился живописи в Пензе и Киеве, затем продолжил образование в Санкт-Петербурге и Париже. В 1911 г. посещал парижскую художественную академию La Palette, которая пользовалась в то время репутацией центра кубизма и футуризма. В 1910-х годах Лентулов становится одним из самых заметных представителей русского авангарда и создает собственный неповторимый стиль, сочетающий черты кубизма и футуризма с элементами традиционной иконописи и лубочного искусства. В 1920-х художник постепенно возвращается к реализму и переходит от крупных живописных полотен к менее масштабным формам. Его произведения входят в собрания Государственной Третьяковской галереи в Москве и Русского музея в Санкт-Петербурге, а также некоторых областных музеев изобразительных искусств.
Картина «У овощного прилавка» (1932 г.) изображает сцену на городском рынке. В центре сюжета — покупательницы и продавщица у фруктово-овощного рыночного лотка, вокруг — нагромождение ящиков и корзин с яркими фруктами и овощами. Расположение предметов напоминает скорее геометрический узор, нежели реальный антураж прилавка. Фигуры выписаны тщательно, в реалистическом стиле, что кардинальным образом отличает эту картину от огромных ранних полотен Лентулова. Линии, складывающиеся в геометрический рисунок, в сочетании с яркими цветами и резкими контрастами, напоминают о смелых экспериментах художника с футуризмом и кубизмом.
По словам основателя Фонда Андрея Филатова, «Аристарх Лентулов известен как один из основателей „Бубнового валета“ — художественного объединения русских авангардистов, а вот о его более поздних экспериментах с реализмом и импрессионизмом мы знаем гораздо меньше. Цель Арт-Фонда — популяризация „незамеченных“ произведений искусства этого времени, и картину „У овощного прилавка“ мы выбрали именно потому, что в ней тончайшим и неповторимым образом сочетаются элементы обоих периодов творчества художника».
Арт-фонд семьи Филатовых, возглавляемый предпринимателем, совладельцем транспортно-инфраструктурной группы Андреем Филатовым, был основан в 2012 г. Фонд планирует ежегодно приобретать по 10–12 произведений искусства, созданных с 1917 по 1991 год, и со временем собрать одну из наиболее полных коллекций, посвященных этому периоду. Наряду с формированием собрания художественных произведений эпохи социалистического реализма Фонд ставит перед собой задачу популяризовать это направление искусства для международной аудитории. С этой целью Фонд предоставляет работы для экспонирования художественным музеям и галереям России и других стран, а также издает книги и каталоги, посвященные известным художникам и произведениям искусства.
Дополнительная информация
Аристарх Лентулов (1882—1943 гг.) родился в семье сельского священника в Нижнеломовском уезде Пензенской губернии. В 1897—1905 гг. учился живописи в художественных училищах Пензы и Киева, в 1906 г. — в частной студии Дмитрия Кардовского в Санкт-Петербурге. С 1909 г. жил в Москве, был одним из основателей творческого объединения художников-авангардистов «Бубновый валет», которое вело активную деятельность вплоть до своего роспуска в 1916 г. В 1910—1911 гг. Лентулов занимался в студии Ле Фоконье и в академии La Palette в Париже, где познакомился с такими французскими художниками, как Альбер Глез, Жан Метценже, Фернан Леже и Робер Делоне, и, пройдя период увлечения кубизмом и фовизмом, выработал самобытную манеру письма, в которой важная роль отводилась использованию ярких цветов. По возвращении в Россию (1912 г.) он многое сделал для развития русского футуризма и в особенности кубофутуризма. В 1928 г. Лентулов вступил в Общество московских художников, куда входили живописцы, ранее связанные с творческим объединением «Бубновый валет». Преподавал в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС).