Филатов создает арт-фонд для показа «утерянных» советских шедевров
Семья Филатовых во главе с Андреем Филатовым создали первый арт-фонд, задачей которого станет коллекционирование русских и советских картин, рисунков и скульптур, вывезенных за пределы России, в том числе после распада СССР в 1991 году
Фонд призван сделать эти работы, многие из которых десятилетиями числились среди «утерянных», доступными для общественности в целях содействия лучшему пониманию значимости и мастерства художников постреволюционной России.
Арт-фонд Семьи Филатовых изначально намерен приобретать ежегодно от 10 до 12 произведений искусства, созданных в период c 1917 по 1991 год, что позволит фонду стать своеобразной точкой отсчета для изучения этого художественного периода. После распада Советского Союза многие произведения искусства этого периода были проданы частным коллекционерам из США и Европы и с тех пор большинство из шедевров не были доступны широкой публике.
Первоначальное финансирование фонда внес предприниматель Андрей Филатов. На сегодняшний день, Андрей Филатов поддержал выставку работ Николая Фешина, выпустил книгу о работах Виктора Попкова и выступил спонсором проведения матча чемпионата мира по шахматам в Государственной Третьяковской галерее в Москве, подчеркнув международную значимость этого музея. Поддержка фонда является продолжением его приверженности идее продвижения русского искусства.
Фонд будет следить за международным рынком искусства в поисках возможностей для приобретения произведений, которые позволят увеличить художественную и коммерческую ценность коллекции. Три значимых работы этого периода уже обнаружены и приобретены фондом: макет «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной (скульптура), «Ромашки» Николая Фешина (живопись) и «Письмо с фронта» Александра Лактионова (живопись).
Помимо коллекционирования произведений периода социалистического реализма, задачи фонда включают повышение осведомленности и международного признания этого стиля в искусстве посредством организации выставок, предоставления работ для экспонирования российским и международным музеям, частным художественным галереям и другим общественным выставочным пространствам, а также публикации книг и каталогов по ключевым художникам и работам. Искусство этого периода всегда было чем-то большим, чем просто частью советской пропаганды и включает в себя сильные элементы ар-деко, импрессионизма и даже синтетического стиля современного искусства.
Андрей Филатов, основатель и спонсор фонда, отметил: «Хотя многие из их американских и европейских коллег более известны, советские художники за железным занавесом также создавали картины и скульптуры мирового уровня. Значительная часть этого искусства оказалась в частных коллекциях за пределами России и была потеряна для широкой публики. Задача фонда состоит не в репатриации этих шедевров, а в том, чтобы впервые показать широкой международной аудитории всю широту и глубину этого движения и мастерства этих художников. Работы, приобретенные для запуска фонда, являются одними из самых сильных образцов таланта авторов и подчеркивают необходимость показа его широкой общественности».
Некоторые работы, приобретенные фондом:
Вера Мухина «Рабочий и колхозница» (163×112×116, гипс) — гипсовый макет знаменитого образца монументального искусства, представляющего собой динамичную скульптуру из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Сама скульптура высотой 24,5 метра была изготовлена из нержавеющей стали Верой Мухиной в 1937 году для Всемирной выставки в Париже и впоследствии перевезена в Москву. Этот гипсовый макет был сделан художником и использовался для отлития скульптуры из бронзы, на основе которой был создан окончательный вариант для Всемирной выставки. Скульптура является образцом социалистического реализма и стиля ар-деко. Рабочий возносит в воздух молот, а колхозница серп, создавая всем известный символ советской эпохи.
Николай Фешин: «Ромашки» (1930 масло на холсте, 110×100 см, подписано автором) — Эта невероятная картина была обнаружена в США и приобретена фондом у дочери очень хорошего друга семьи Николая Фешина. Работа показывает способность художника запечатлять игру света в стиле лучших образцов импрессионизма. Русско-американский художник Фешин (1881–1995) известен своими портретами, особенно портретами американских индейцев. Он родился в России, но в 1923 году эмигрировал в Нью-Йорк, а через несколько лет, после того, как у него развился туберкулез, переехал в более сухой климат Нью-Мексико.
Александр Лактионов «Письмо с фронта» (1951 масло на холсте, 225×155 см, подписано автором) — картина выкуплена из частной коллекции на Багамских островах, где она оказалась после того, как в начале 1990-х годов частный коллекционер из США приобрел ее у семьи художника. Александр Лактионов был Народным художником РСФСР и членом Академии художеств СССР. За оригинал картины «Письмо с фронта» Лактионов в 1948 году удостоен Сталинской премии. Оригинал выставлен в Государственной Третьяковской галерее в Москве и никогда не покидал ее пределы. Приобретенная картина была написана по заказу Иосифа Сталина для демонстрации превосходства мастерства художников Советского Союза и участия в различных международных выставках (с 1950 по 1970-е годы).