По строгим канонам ислама
Все в облике этого человека говорит о спокойствии, надежности, силе и доброте. Он относится к тому не часто встречающемуся типу мужчин, рядом с которым можно быть уверенным: он не подведет, не обманет, не предаст
Алихан Керимханов родом из Дагестана, из села Хив, где проживают люди одной из самых малочисленных народностей — табасаранцы, известные самой высокой рождаемостью в мире. Средняя семья там имеет десять детей, много — это когда шестнадцать, а если восемь, говорят — малосемейная. Большого достатка в семье не было, а в Махачкале даже для поступления в техникум нужны были деньги. И для получения профессии паренек из далекого дагестанского села едет в подмосковный город Волоколамск и поступает в сельскохозяйственный техникум. Оттуда ушел в армию, служил в войсках ПВО в Германии.
Однажды во время поисков работы на глаза попалось объявление: в Красноярске набирают метростроевцев. Приглашали молодежь, обещали обучение. Алихан поехал не задумываясь. Но в Красноярске уже начинались проблемы со строительством метро, и Алихан приходит в строительную организацию сначала учеником, потом становится плотником-мозаичником.
Десять лет трудился на отделочных работах самых различных объектов, начиная с комбайнового завода, детской поликлиники, кончая отделкой фасадов десятков домов. В середине 90-х годов, когда рушились привычные устои, останавливалось производство, и страну захлестнула безработица, перед Алиханом остро встал вопрос: как жить дальше?
К этому времени он уже чувствовал ответственность за судьбу еще двух людей — жены и маленькой дочери. И Керимханов организовывает фирму по производству и продаже сетки-рабицы. Как строитель, он знает, какая нужда в этом материале, а как человек, он делает эту сетку и по размерам заказчика, и по доступной цене, не гонясь сразу за прибылью, чем грешат до сих пор многие частные фирмы. Поэтому и дела у Алихана пошли в гору, и строительные организации заинтересованы в контакте с ним.
Табасаранцы — нация мусульманская. Алихан помнит, какая истинно верующая была бабушка Фатима. С детства в его сердце отложились обычаи жизни семьи, традиции, бережно сохраняемые в селе. Это, прежде всего, уважение к родителям, старикам, соседям. Это строгое беспрекословное послушание детей, основанное не на страхе наказаний, которых вообще нет, а на спокойном разъяснении старших, что можно делать, а что — нельзя.
Потом, спустя много лет, когда Алихан начнет читать книги по исламу, в Коране он найдет подтверждение всему, чему учили его в детстве. Как нужно уважать родителей, если законы шариата ставят их вторыми после Бога, как недопустимо пьянство, если мусульманину запрещено все, что может одурманить Мозг — водка, вино, наркотики. Запрет водки сильнейший, ведь, по законам ислама, если на 40 хлебов сверху капнуть каплю водки — весь хлеб считается испорченным!
Как можно поднять руку на человека или обмануть его, если это — тяжкий грех? Ислам запрещает обман в любой сфере деятельности человека, будь то политика, торговля, личные взаимоотношения. Самый страшный грех — убийство. В Коране сказано: одного человека убил — вселенную уничтожил. Так какое же тяжкое наказание ждет убийцу? Ни один истинный мусульманин не возьмет этот грех на душу! А святая обязанность мусульманина — помогать ближнему.
Когда Алихану исполнилось 27 лет, родители сообщили: приезжай, нашли невесту. Ехал в родное село, волновался: какая она, будущая жена? Хотя знал, что родители выберут достойную, недаром не один год приглядывались и к семье, где росла девушка, и к ее воспитанию по канонам ислама, и к ее поведению. Сначала увидел ее издали — девятнадцатилетняя Майя сразу покорила его сердце. При первой встрече, словно искра между ними пробежала, и через 5 минут они поняли, что рождены друг для друга. А потом, спустя время, Майя призналась, что еще за полгода до их встречи видела во сне человека, очень похожего на него, Алихана.
Уже 15 лет они вместе. Пока в семье трое детей: Тамиле 14 лет, Фатиме — 10, Мухаммаду еще только три, но он уже ходит с отцом в мечеть, копирует движения взрослых во время молитвы. Тамила выучила арабский язык и свободно читает Коран, как отец. Как и положено мусульманке, молится 5 раз в день. В семье ждут еще одного ребенка, а может быть, и двух. Воспитание детей — основная обязанность женщины-мусульманки. Ведь недаром в мусульманских поселениях нет детских домов, нет беспризорников.
Алихан трижды совершал хадж один, в четвертый раз поехал с Майей. Мекка произвела очень сильное впечатление. Их переполняли чувства: ведь все, о чем читали в книгах, теперь видели воочию. Неописуемая красота Каабы, где молятся с чистыми сердцами миллионы людей со всего земного шара, мотала пророка Мухаммада (мир и благословение Аллаха!) — это никогда не забыть!
Алихан много читал, беседовал с образованными людьми. Наконец, созрел, и восемь лет назад принял ислам. Сейчас он — заместитель муфтия Красноярского края. Проводит воспитательную работу, ездил с муфтием на закладку первого камня в строительство мечети в Ачинске. В Красноярске намного увеличилось число мусульман, приходящих в мечеть. Если 8 лет назад их было около 200, то сейчас на молитву приходит 2,5 тысячи человек.
Алихан с возмущением говорит о бандитах, прикрывающихся знаменем ислама, в то время, как ислам — религия миролюбивая, религия добра, света и уважения. И с гордостью говорит о том, что в Красноярске нет вражды, дружат главы всех конфессий, дружат люди различных вероисповеданий и сотен национальностей.
Евгения ВИЛЕНСКАЯ
6 июня 2008