История празднования иудейского праздника Песах
Самый древний праздник иудеев, Песах, связан с ключевым событием из истории еврейского народа — Исходом из Египта и освобождением евреев от рабства
Празднование Песаха ежегодно начинается 14 числа месяца нисана по еврейскому лунному календарю. В самом Израиле этот праздник семидневный, за его пределами — восьмидневный. В григорианском летоисчислении дата праздника каждый год разная и высчитывается отдельно. В 2013 году праздник начинается с заходом солнца 25 марта и заканчивается 2 апреля.
Справка
10 казней египетских — это, согласно Библии, бедствия, постигшие египтян за отказ от освобождения израильтян из египетского рабства. Всего их было десять, каждое наказание следовало за отказом фараона отпустить евреев на свободу.
Память об Исходе — чудесном освобождении евреев от египетского рабства в середине XIII века до н. э. (Библия, Книга Исхода, гл. 12–15) — основа для всей системы иудаизма. История, согласно библейским текстам, повествует о том, как Моисей по велению Бога выводил народ Израиля из Египта. Случилось это накануне последней казни египетской, когда за одну ночь 14 числа месяца нисана погибли все первенцы Египта, за исключением еврейских. Их дома, помеченные кровью жертвенных ягнят, кара небесная обошла стороной. После этого израильтяне под предводительством Моисея массово покинули египетские земли. Именно в честь того, что кара небесная «обошла мимо» израильские семьи, и был назван праздник. Слово «Песах» в переводе с иврита собственно и означает — «миновать, обойти или пройти мимо».
Песах также называют праздником паломничества в Иерусалим, наряду с двумя другими паломническими праздниками — Суккот и Шавуот. Для израильтян это время массовых экскурсий и поездок по всей стране и, в особенности, в город Иерусалим.
Традиции праздника Песах
До наступления праздничной недели евреи собирают по всему дому всё квасное (хамец) и сжигают в утро перед Песахом. Квасным считается любое мучное блюдо, при готовке которого в тесте прошёл процесс брожения (отметим сразу, что в течение всех дней празднования Песаха запрещено есть квасное, а также рекомендуется избегать тех продуктов, которые могут забродить).
Кроме того, существует традиция собирать перед началом праздника «меот хиттим», что буквально означало деньги на муку для мацы, а позднее — на праздничный стол для бедняков (маца — это специальные пресные лепешки из неквашеного теста, в память о том, как евреи, покидавшие Египет в спешке, взяли с собой хлеб, сделанный из теста, которое ещё не успело взойти).
Первый и седьмой дни празднования считаются для евреев нерабочими, в остальные дни работа разрешается, но с некоторыми ограничениями.
Первая ночь и первые два дня праздника (в Израиле — только первый день) называются Йом-Тов, что дословно можно перевести как «добрый, праздничный день». Первый день Песаха в синагогах проводится торжественное богослужение: читается молитва о росе, а также псалмы благодарения Богу под названием Халлел.
Вечером 14 нисана еврейские семьи собираются за трапезой дома, где читают Седер корбан Песах (порядок пасхального жертвоприношения), после чего собственно начинается Песах. Трапеза называется седер, проводится она в первую и вторую ночь праздника в строго определённом порядке. Во время седера принято читать Хаггаду, молитву, в которой рассказывается об Исходе израильтян из Египта.
Седер является очень важным элементом Песаха. За время трапезы каждый должен выпить 4 бокала вина в честь четырёх чаш, упоминаемых в Торе, а на столе должно быть три (иногда две) мацы, положенные одна на другую. Кроме того, на столе должно быть куриное яйцо и куриное крылышко как символ жертвенного агнца, сосуд с солёной водой — напоминание о слезах израильтян во времена египетского рабства, марор (сельдерей, хрен или другая горькая трава) и харосет (сладкая смесь из фруктов, орехов, вина и муки) в память о глиняном сырье, из которого евреи изготавливали кирпичи во времена рабского труда на египетских стройках. К концу трапезы открывается входная дверь, означая «ночь бдения» для всех «сынов Израиля». Принято также на седер приглашать всех нуждающихся.
В последний день Песаха, связываемый с переходом евреев через Красное море, читают в синагогах Хазкарат Нешамот — молитву поминания погибших. Кроме того, существует традиция в этот день пойти к водоёму и петь отрывок из Торы, посвящённый событиям Исхода, под названием «Песнь на море». Седьмой день Песаха, как уже упоминалось, считается также нерабочим.
Что общего у еврейского Песаха и христианской Пасхи
Само название христианского праздника «Пасха» считается прямым перенесением названия иудейского праздника. То есть «Песах» по-русски — «Пасха». Но на этом сходство кончается.
Дело в том, что события Страстной седмицы в христианстве — а именно Крестная смерть и Воскресение Христа — по времени совпали с праздником еврейской Пасхи. Более того, согласно новозаветному толкованию, сам Христос в своей искупительной жертве уподобился невинному ягнёнку (агнцу), которого по обычаю евреи закалывали перед началом Песаха (Евангелие от Иоанна, 1:29; 1-е Послание к Коринфянам, 5:7).
Поскольку по времени события евангельской истории совпали с иудейским праздником, христианский праздник изначально был более или менее близок к иудейской Пасхе по времени празднования.
Почему не должны совпадать Песах и Пасха
Церковь определяет, что день Христова Воскресения не должен совпадать с днём еврейской Пасхи, то есть с 14 нисана по еврейскому календарю: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, святый день Пасхи […] с иудеями праздновати будет — да будет извержен от священнаго чина» (Апостольские правила. Правило 7).
Дело в том, что, в соответствии с Евангелием, само Воскресение Христово произошло после иудейской Пасхи. Именно поэтому, то есть для соблюдения хронологии евангельских событий, празднование Пасхи было установлено Первым Вселенским Собором так, а не иначе.
По вопросу о возможности совпадения празднования еврейской и христианской Пасхи до сих пор ведутся споры. Но, как уточняют священнослужители, было бы крайне странно явно противоречить в определении даты важнейшего христианского праздника самому Евангелию.
Использованы материалы Энциклопедического словаря (2009), сайтов Pravoslavie.ru, Pravmir.ru.
Ольга Звонова, Алена Кухарь