На фестиваль — с камней за пазухой

Не все можно объяснить логически. К примеру, мне совершенно не понятно, как в глубинке, на сибирской земле, в Шушенском, вырос фестиваль, на который сегодня съезжаются участники чуть ли не со всей России. А может, это колдовство? Ведь неспроста каждый год на речку Шушь приезжает шаманка. Хотя лучше всего об истории фестиваля, трудностях и успехах узнать у его основателя — Андрея КАТАЕВА.

— Андрей Александрович, как появился фестиваль «Саянское кольцо»?

— Когда я занимался туристическим бизнесом, очень много ездил по Хакасии, Туве, был в Шушенском. Видел творческий потенциал, который есть в этих местах. Но идею создать этнический фестиваль на шушенской земле, сам того не зная, подал руководитель Шушенского фольклорного ансамбля. Он попросил финансировать поездку коллектива на московский этнический фестиваль. После этой встречи у Андрея Катаева возникла идея создания фестиваля «Саянское кольцо».

— Сначала был фестиваль этнической музыки, теперь мировой. В чем разница?

— Дело в том, что на Западе понятие world music подразумевает этническую музыку, к которой может относиться и рок, и джаз. Под данным термином понимается музыка, которая имеет корни. Тот жё стиль кантри — это мировая музыка. У нас же это фольклор: частушки, «Калинка-малинка»Какое-то негативное отношение к фольклору. Хочется, чтобы наш фольклор стал частью world music, чтобы он воспринимался наравне с музыкой других стран.

Надо сказать, что кроме негативного отношения к фольклору «Саянскому кольцу» приходится преодолевать еще один барьер: негативное отношение к Сибири, а точнее, полное ее незнание.

Мы тут живем и этого не замечаем. Но когда начинаешь работать в туристическом бизнесе, то видишь, что люди боятся. На Западе вообще существует мнение, что из Сибири не возвращаются. Это место, где умирают на каторге, где холод, медведи. И это поражает. Поражает то, что москвичи и питерцы думают так же. Поэтому хотелось рассказать, что Сибирь интересна. Здесь уникальное культурно-историческое наследие. Хотелось показать, что Сибирь богата своими традициями, а не только недрами.

— Как проходит отбор на фестиваль?

— На первом фестивале было 42 участника. Особого отбора не было, брали всех. Сейчас требования стали жестче. Территория расширилась. Если в первом фестивале принимали участие коллективы Хакасии, Тувы, Бурятии, Кемеровской области, а также Алтайского и Красноярского краев, то сегодня фестиваль уже охватывает территорию от Сибири до Якутии, даже до Дальнего Востока.

— К третьему году существования у фестиваля появились традиции?

— …Шаманка Ай Чурек. В этом году она приедет не одна. Обряд будут проводить три шамана: из Хакасии, Тувы и Красно- ярского края, В прошлом году в Шушенском появилась каменная Ова. Хотелось бы, чтобы люди приезжали со всей Сибири и привозили с собой камни.

— Как удается привлекать известных людей?

— С Артемием Троицким мы были знакомы до фестиваля. Поэтому стать председателем жюри он согласился буквально по-дружески. А привлекать известных людей получается не всегда. Известный музыкант Гаспарян, к примеру, не приедет, хотя предлагали ему поработать в жюри.

— В этом году фестиваль начнет свою работу в день Ивана Купалы…

— Поэтому тема Ивана Купалы будет ключевой. В прошлом году тоже проводился купальский обряд. Нынче — кроме обряда — будет театрализованное зрелище на самом открытии фестиваля.

— «Саянское кольцо» — это сезонная работа?

— Это работа, которая идет в течение года. Хотя первые два года были очень рискованными. Каждый год фестиваль был на грани срыва из-за недостатка финансирования.

— А не проще переместить фестиваль в какой-нибудь крупный город?

— В Шушенском другая атмосфера, другая аура. Доставить коллективы, правда, сложнее, но ты туда уезжаешь, вырываешься, и это похоже на погружение.

Опубликовано: «Сегодняшняя газета» Дата публикации: 04.07.2005

Комментарии