Александр Рудин (виолончель, Москва). Вечера с симфоническим оркестром
4 октября в 19:00 в Малом концертном зале выступит народный артист России Александр Рудин (виолончель) и Красноярский академический симфонический оркестр под управлением Марка Кадина.
В исполнении Александра Рудина в сопровождении симфонического оркестра прозвучит Концерт № 1 для виолончели с оркестром (1865 г.) Антонина Дворжака.
Другая часть концертной программы посвящена теме карточной игры в музыке. Прозвучит две музыкальных трактовки знаменитого сюжета А. С. Пушкина — увертюра «Пиковая дама» Ф. Зуппе и музыка к/ф «Пиковая дама» С. Прокофьева; а также музыка балета И. Стравинского «Игра в карты».
Так совпало, что музыка Прокофьева к «Пиковой даме» и балет Стравинского написаны в одно время — в 1936 году.
В 1937 году должны были отмечать 100-летие со дня смерти Пушкина, и к дате была намечена большая программа. Сергей Прокофьев писал «Пиковую даму» для кино (режиссер — Михаил Ромм, «Мосфильм»), «Евгения Онегина» для спектакля Камерного театра Таирова, «Бориса Годунова» для Мейерхольда и «Моцарта и Сальери» для театра-студии Ю. Завадского. По разным причинам постановки «Бориса» и «Онегина» не состоялись, не вышел и фильм. Затем лучшие музыкальные фрагменты композитор употребил в других произведениях (в том числе в симфониях и операх).
Премьера «балета в трех сдачах» Игоря Стравинского состоялась в 1937 году в «Метрополитен-Опера» (балетмейстер Дж. Баланчин). Сюжет составляет партия покера, разыгрываемая несколькими игроками на зеленом сукне игорного стола. В первой «сдаче» один игрок терпит неудачу, но два других остаются с картами. Во второй «сдаче» игрок, обладающий джокером, побеждает благодаря четырем тузам, которые легко берут верх над четырьмя дамами. Но вот начинается третья «сдача», и действие становится все более напряженным…
Александр Рудин — народный артист России, лауреат государственной премии России в области литературы и искусства (2003), лауреат международных конкурсов, среди которых: И. С. Баха в Лейпциге (1976), Гаспара Кассадо во Флоренции (1979), П. И. Чайковского в Москве (1978, 1982).
Сегодня виолончелист Александр Рудин является одним из безусловных лидеров российской исполнительской школы. Его артистический почерк отличает неповторимо-естественная и обаятельная манера игры, а неизмеримая глубина интерпретаций и тонкий вкус музыканта превращают каждое его выступление в изысканный шедевр. Перешагнув символичный полувековой рубеж, Александр Рудин обрел статус легендарного виртуоза, открывающего для тысяч слушателей неизвестные, но прекрасные страницы музыкального наследия мира. В юбилейном концерте в ноябре 2010 года, ставшем знаковым рубежом его творчества, маэстро поставил своеобразный рекорд — в один вечер он исполнил шесть Концертов для виолончели с оркестром, включая сочинения Гайдна, Дворжака и Шостаковича!
Александр Рудин принадлежит к редкому типу музыкантов-универсалов, не ограничивающих себя одной исполнительской ипостасью. Виолончелист, дирижер и пианист, исследователь старинных партитур и автор оркестровых редакций камерных произведений, Александр Рудин помимо своей сольной карьеры выступает как художественный руководитель Московского камерного оркестра «Musica viva» и ежегодного Международного музыкального фестиваля «Посвящение». Авторские циклы маэстро, реализованные в стенах Московской филармонии и Государственной Третьяковской галереи («Шедевры и премьеры», «Музыкальные собрания в доме Третьяковых», «Серебряная классика» и т. д.), были тепло встречены московской публикой. Во многих своих программах Александр Рудин выступает одновременно как солист и дирижер.
«Великолепный музыкант, один из самых авторитетных мастеров и виртуозов, редчайшего класса ансамблист и умный дирижер, знаток инструментальных стилей и композиторских эпох, он никогда не слыл ни разрушителем основ, ни атлантом-охранителем на пафосных котурнах… Тем временем именно Александр Рудин для огромного количества его сверстников и более молодых музыкантов нечто вроде талисмана, залог возможности здравых и честных отношений с искусством и партнерами. Возможности любить свое дело, не теряя с годами ни критической способности, ни исполнительского мастерства, ни профессионализма, ни живости, ни искренности» («Время новостей», 24.11.2010).
«Ему всегда удается сочетать абсолютную классичность, ясность и одухотворенность интерпретаций с актуальным исполнительским подходом. Но при этом его интерпретации всегда выдержаны в исторически корректном тоне. Рудин умеет улавливать те вибрации, которые связывают, а не разъединяют, словно следуя постулату Августина Блаженного, считавшего, что нет ни прошлого, ни будущего, есть только настоящее. Именно поэтому он не режет историю музыки на части, не специализируется на эпохах. Он играет все» («Российская газета», 25.11.2010).