Плюсы и минусы приватизации объектов культурного наследия

За 2008–2011 годы в крае приватизированы 35 зданий (помещений в зданиях) — объектов культурного наследия. Всего на этот период в план приватизации были внесены 44 здания (помещения в зданиях) — это памятники архитектуры, истории пяти городов края (Ачинск, Канск, Минусинск, Енисейск, Красноярск).

Приобретение памятника в частную собственность имеет свои положительные и отрицательные стороны. Собственник объекта культурного наследия принимает на себя охранные обязательства, что является обременением его права собственности. В случае невыполнения условий охранного обязательства, нарушений законодательства в области охраны объектов культурного наследия к собственнику могут быть применены штрафные санкции, а в случае бесхозяйственного содержания памятника он может быть изъят у собственника в судебном порядке.

Кроме того, собственник обязан предоставлять доступ граждан к памятнику. Проектирование и проведение различного рода работ на территории памятника запрещено, за исключением работ по его сохранению, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения. При проведении работ на территории объекта культурного наследия требуется соблюдение режима использования данной территории, установленного нормативными документами.

Большая часть работ по сохранению объекта культурного наследия проводится в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утверждаемыми федеральным органом охраны объектов культурного наследия. При этом проводить работы по сохранению объекта культурного наследия могут только юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Предмет охраны памятника подлежит сохранению. Предметом охраны может быть цветовое решение и архитектурное оформление фасадов, сохранившиеся исторические инженерные элементы, декор и многое другое, в том числе и объемно-планировочная структура объекта. Если планировка помещения отнесена к предмету охраны, то изменению она не подлежит. Этот же запрет действует и в отношении внешнего облика здания, если он является предметом охраны.

Любые работы по сохранению памятника производятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выдаваемых собственнику министерством культуры края, и в соответствии с документацией, согласованной министерством культуры края. Обязанность получить указанные документы лежит на собственнике объекта. После проведения работ по сохранению памятника собственник обязан представить в министерство культуры края отчет о выполненных работах.

Отметим, стоимость работ по сохранению памятника выше стоимости работ на объектах, не являющихся объектами культурного наследия.

В соответствии с планом работ по сохранению объекта, указанном в охранном обязательстве, которое заключается при приватизации объекта, министерство культуры края осуществляет контроль за выполнением собственником данного плана и условий охранного обязательства (плановая проверка). Кроме плановых проверок соблюдения собственниками и пользователями законодательства в области охраны объектов культурного наследия, проводимых не реже одного раза в пять лет, могут быть внеплановые проверки.

Одной из целей приватизации является сохранение памятника. Будущий собственник при приватизации принимает на себя охранные обязательства, в которых определены виды и сроки работ по его сохранению. Следовательно, нагрузка на бюджет снижается, высвободившиеся средства могут быть направлены, в том числе, на развитие социальной сферы. И это безусловный плюс программы приватизации объектов культурного наследия.

Объекты культурного наследия расположены в исторической части города, то есть, как правило, в центре, что является привлекательным для предпринимателей. На фоне современной застройки внешний вид здания, приведенного в надлежащее состояние, неизбежно вызывает к нему интерес, памятник становится «лицом организации» и служит прекрасным ориентиром для ее поиска.

Стоимость объекта приватизации определяется исходя из технических характеристик здания. Так как срок эксплуатации реализуемых объектов, в среднем, 100 лет, то цена на такой объект ниже рыночной. При этом не приватизированные в текущем году памятники повторно предлагаются на приватизацию без объявления цены. Таким образом, имеется возможность приобрести объект за минимальную цену.

По мнению Бориса Шаталова, почетного архитектора России, председателя правления Красноярской организации Союза архитекторов, «приватизация памятника — это один из способов нахождения его эффективного собственника, который сможет добросовестно выполнять условия охранных обязательств и получать прибыль от коммерческой деятельности, связанной с объектом. Это идеальное сочетание, когда памятник включен в культурно-хозяйственный оборот, а, значит, становится более доступным. Конечно, непросто найти для объекта назначение, которое соответствовало бы его историческим особенностям (есть объекты, которые по определению нельзя отдавать в частные руки), но и совсем исключать его из культурной и экономической деятельности нельзя. Объекты культурного наследия по возможности должны сами „зарабатывать“ на свое сохранение, потому как бюджеты всех уровней не смогут обеспечить содержание всех памятников края».

В настоящее время министерство культуры края совместно с агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края готовят пакет документов на рассмотрение Законодательного Собрания края для включения в план приватизации 2012 года 10-ти объектов культурного наследия, расположенных на территории края.

Опубликовано: Администрация Губернатора Красноярского края Дата публикации: 07.02.2012

Комментарии