Геннадий Рукша о культурных процессах на берегах Енисея

Геннадий Рукша о культурных процессах на берегах Енисея Геннадий Рукша о культурных процессах на берегах Енисея Геннадий Рукша о культурных процессах на берегах Енисея Геннадий Рукша о культурных процессах на берегах Енисея Геннадий Рукша о культурных процессах на берегах Енисея Геннадий Рукша о культурных процессах на берегах Енисея Геннадий Рукша о культурных процессах на берегах Енисея Геннадий Рукша о культурных процессах на берегах Енисея Геннадий Рукша о культурных процессах на берегах Енисея Геннадий Рукша о культурных процессах на берегах Енисея

Большинству россиян Красноярский край известен, скорее всего, как огромная территория в центре страны, где несет свои воды могучий Енисей, берега которого соединила одна из крупнейших в стране ГЭС. Неслучайно изображение плотины печаталось на десятирублевых купюрах. В эпоху освоения Сибири эти места славились Августовской ярмаркой в Енисейске, ныне, кстати, возрожденной. И всякий вспомнит слова Михаила Ломоносова о том, что «могущество российское прирастать будет Сибирью». В том числе, будем полагать, и духовное. Эта земля дала миру немало талантливых людей, таких как живописец Василий Суриков, библиофил Геннадий Юдин, олимпийский чемпион Иван Ярыгин, певец Дмитрий Хворостовский

В 70-80-е годы прошлого столетия всей стране был известен лозунг «Превратим Сибирь в край высокой культуры!». Много воды с тех пор утекло в Енисее, а что осталось, чем нынче насыщенна культурная жизнь края?

Об этом беседа с министром культуры Красноярского края Геннадием Рукшей. Вся его жизнь связана с культурой, поэтому успехи и болевые точки отрасли он знает досконально, пройдя ступень за ступенью путь от должности администратора Красноярского ТЮЗа в 1969 году до начальника краевого управления культуры в 1984-м.

C 1992 по 1998 — председатель комитета по делам культуры и искусства администрации Красноярского края. В 2000-е годы занимается преподавательской деятельностью, профессор СФУ. Заслуженный работник культуры России. В 2007 году работал советником губернатора края А. Г. Хлопонина. Три года назад правительство Красноярского края, учитывая знания и опыт Геннадия Леонидовича, предложило ему пост министра культуры края, поставив новые цели и высоты.

— Геннадий Леонидович, в 2012 году в краевом центре пройдет масштабный фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона, некогда имевший место быть в Красноярске, если фестиваль возрождается, значит, как говорится, это кому-нибудь надо? В чем принципиальные отличия возрождаемого фестиваля?

— Каких-то двадцать пять лет назад Красноярск был закрытой территорией. Я отчетливо помню, с какими сложностями монтировался орган в Красноярске. Целая эпопея была, чтобы принять пять настройщиков из Чехии.

При всем том 80-е годы прошлого столетия были этапом бурного развития музыкальной культуры Красноярска. На тот момент появление этого фестиваля стало открытием границ и новым витком культурной жизни всего края. При достаточно интенсивной театрально-гастрольной деятельности местных артистов, иначе знакомство со всем спектром мировой музыки и визуальных культур, нам не представлялось.

Поэтому фестиваль стал, а я и тогда им занимался, своеобразным толчком, генерировал новые смыслы культурной политики. Каждый фестиваль, а их прошло два, строился на разных жанрах: оперного искусства, балетного, народного творчества. Это позволяло представить всю палитру культуры в странах региона. Кроме того, фестиваль дал возможность установить системные контакты, которые мы используем до сих пор. К тому же, мы находимся как раз в центре Азии, рядом Кызыл, где установлен обелиск, извещающий об этом. Поэтому наше предложение о возобновлении фестиваля было поддержано не только на уровне правительства края, а также одобрено президентом России. В культуре много явлений, которые рождаются не директивным образом. И, слава богу!

Свято место пусто не бывает, пока не было фестиваля стран Азиатско — Тихоокеанского региона, на нашей земле появился этномузыкальный фестиваль «Саянское кольцо», где не только коллективы Сибири демонстрируют первоклассные образцы фольклора, а приезжают известные музыканты из других стран, вплоть до Африки. Этот фестиваль пользуется огромным вниманием жителей края, южной части Сибири, Хакасии, Алтая и Тувы.

С нашей точки зрения, не все желающие из миллионного Красноярска могут поехать за 500 км в Шушенское, на «Саянское кольцо», а интерес к этнической культуре сильно вырос, поэтому уместно восстановить прежний фестиваль в краевом центре. Фестивали разные по жанровой направленности, но они будут логически друг друга дополнять.

Дело ещё и в том, что «ушла» страна, при которой был создан фестиваль. Бывшие союзные республики стали отдельными государствами в Средней Азии — Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан. В столице края представлены диаспоры этих стран, и нам важно включить их в контекст культурной жизни. Мы привлекаем на фестиваль музыкантов академических жанров (опера, балет, оркестры) и одновременно ищем тех, кто может показать весь спектр традиционной национальной культуры стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

В фестивале также примут участие оригинальные коллективы Сибири и Якутии. Проведены переговоры с дирижерами из Сингапура, Японии, Сиднейской оперы, с филиппинским «Балетом Манилы», руководит которым Лиса Макуха. Интенсивно работаем с посольствами стран-участниц. Будем стремиться так подготовиться и провести фестиваль, чтобы он стал весомым событием в культурной жизни и Сибири, и России!

 — Министерство культуры края в последние годы настолько активизировалось, что, кажется, перемен и без того хватает?

— В культурной политике Красноярья сейчас происходят довольно серьезные перемены, при этом мы наблюдаем нестандартную ситуацию нерегулируемого культурного предложения. В сезон, чуть ли не ежедневно, в Красноярске происходят гастроли исполнителей, групп, антрепризных спектаклей из Москвы. С одной стороны, они представляют интерес для публики, нельзя сказать, что это плохо. С другой стороны, надо сохранять баланс в культурном предложении по художественному уровню. Делать это становится всё сложнее.

К сожалению, нет нормативных документов. Я не имею рычагов, нет лицензирования этого вида деятельности (гастролей). Можно придти на раскрученное имя, например в антрепризе, и получить халтуру. Это вызывает определенную тревогу. Можно говорить о конкуренции в культуре, но она должна быть на равных. Затраты на постановку в местном стационарном театре кратно больше, чем у гастролирующих со спектаклями московских артистов. А ведь мы планируем репертуарный сезон исходя из логики культурного процесса на территории.

Пока робко, но у значительной части населения появляется осмысленность в выборе предложения, — куда пойти. Это хорошее качество, сигнал, что мы все-таки находимся в нужном русле. Не случайно, у нас полные залы на концертах Хворостовского, Плетнева, Мацуева… Думаю, что мы скоро научимся существовать в многоаспектности культурного предложения.

Я считаю, нужно исходить из позиции, что музыка должна быть разной, но при этом хорошей. В этой ситуации не надо противопоставлять академическую музыку всей остальной, а наоборот — использовать тягу, стремление молодежи к чему-то другому. Так, нынешней осенью мы впервые организовали открытый фестиваль «Енисейский джаз» — с именитыми музыкантами, лекциями и кинопоказами.

Да, гастрольные агентства проводят немало концертов, в том числе с артистами с большой буквы, но не все могут позволить себе купить билет на коммерческий концерт. И мы не должны оставлять значительную часть публики без внимания.

Общий фон показывает, что ситуация быстро меняется. В наших залах мы отмечаем: зрительская аудитория помолодела. Значительно увеличилась загрузка в прошлом сезоне театра оперы и балета, музыкального театра, филармонии, причем за счет молодежи.

 — Нанотехнологии в культурном процессе не везде применишь, а что вы думаете о модернизации в отрасли?

— В культурологи такой процесс часто называют модернизацией органической и неорганической. Модернизация материально-технической базы отрасли будет требоваться всегда. Появляется оборудование, о котором в 70 и даже в 80-е годы, мы и мечтать не могли. Этот процесс в крае идет активно. Ввели после капитального ремонта БКЗ с современным акустическим оборудованием, два зала в Академии музыки и театра, полностью модернизировали театр оперы и балета, завершен ремонт кукольного театра. На рассмотрении проект реконструкции Музыкального театра. С января на капитальный ремонт закрывается старейший драмтеатр края им. А. С. Пушкина. Постоянно обновляется материально-техническая база художественных коллективов.

А вот модернизация художественного процесса не может генерироваться, для этого должны появляться одаренные люди, которые поведут за собой. Например, новый балетмейстер поставила в театре оперы и балета стилистически необычный балет. Люди с креативными идеями есть среди организаторов международного Канского видеофестиваля, Красноярского биенале…

Спектр инновационных предложений, в котором мы работаем, достаточно широк. Мы слышим разные оценки, в данный период времени, тем не менее, этот процесс, с моей точки зрения, представляет большой интерес. Нам постоянно надо помнить, что культура края не определяется только Красноярском. Для нас в связи с этим был важен краевой этнокультурный фестиваль «Дети одной реки». Ансамбль «Вольница», брасс-квартет, солисты театров плыли на теплоходе по Енисею от Красноярска до Дудинки, выступая в небольших населенных пунктах, куда артисты не добираются годами.

В предыдущем году солидный творческий десант высаживался и в самой северной точке края: на Диксоне. Мы стараемся, чтобы процесс подобных акций расширялся. В прошлом сезоне провели Год села. В крупных райцентрах были даны концерты ведущими коллективами края: ансамбль танца «Енисейские зори», лауреат премии «Золотая Маска» Светлана Кольянова и джазовый ансамбль… Мы привозили не только артистов, но и сцену, свет, звук, чтобы сельчане могли послушать качественную программу. В этом направлении мы тесно сотрудничаем с другими министерствами края, которые проводят большое количество образовательных программ.

 — Судя по публикациям в прессе, музыкальная жизнь кипит не только в Красноярске, а и в территориях края. Как разделяются культурные потоки?

— Естественно, что основные события происходят в краевом центре, вместе с тем развитие музыкальной культуры должно происходить в крае в целом. Для нас это главная цель. На это направлены усилия и губернатора и правительства края. Министерство культуры края выполняет координирующую роль в этом вопросе.

Важно рассматривать музыкальную жизнь во многих ее составляющих: собственно музицирование и включение в процесс специальных учебных заведений (подготовка кадров, профессиональная ориентация), чтобы пополнение коллективов новыми музыкантами было системным.

Сейчас созданы все предпосылки, чтобы сделать этот процесс более результативным. Давайте исходить из того, что в Красноярске музыкальное искусство представляют два краевых театра: оперы и балета и музыкальный, театр оперетты в Железногорске, а также академический симфонический оркестр, филармонический русский оркестр, академический ансамбль танца Сибири им. М. С. Годенко, муниципальный камерный оркестр, муниципальный духовой оркестр и многие другие коллективы.

 — Надо полагать, что не только эти коллективы, базирующиеся в краевом центре, вносят свой вклад в общую культурную палитру?

— Естественно, в формировании культурного пространства края принимают участие наши учебные заведения. В первую очередь — Красноярская государственная академия музыки и театра, у которой есть свой студенческий симфонический оркестр, хоровые коллективы, исполнители и профессура, активно создающие среду, необходимую для развития музыкальной культуры края. Это Красноярский и Норильский колледжи искусств, последний, по сути, выступает в роли «малой филармонии» на севере края.

Задача в том, чтобы совершенствовать процесс продвижения всех видов музыкального искусства и сделать его доступным для максимального количества жителей края. На это направлены многочисленные и разнообразные проекты, реализуемые министерством культуры вместе с подведомственными учреждениями. Например, фестиваль камерной музыки «Айдашинская лира», проходящий в Ачинском районе. В разные годы в фестивале принимали участие народные артисты СССР Святослав Рихтер, Бэла Руденко, Дмитрий Хворостовский, Эдуард Грач и другие выдающиеся исполнители. Мы и сегодня приглашаем для участия в нем замечательных, в том числе и зарубежных, музыкантов. Непростое мероприятие в организационном плане, затратное, но все окупается, когда видишь полные залы, особенно восторженные глаза детей. Это такой культурный «ручеек», но очень животворный!

Чтобы палитра культурной жизни края была более яркой, насыщенной, мы включаем очень много музыкальных коллективов в образовательные проекты. Осенью состоялся ежегодный культурно-образовательный маршрут «Енисейский экспресс». В нем приняли участие филармонический русский оркестр, солисты оперного и музыкального театров, учащиеся хореографического колледжа с балетом «Щелкунчик», профессора Красноярской государственной академии музыки и театра, красноярские композиторы. Артисты выступили с концертами в Канске, Ачинске, Лесосибирске, Минусинске и районах края.

Немало времени мы уделяем развитию этнокультурных процессов. Самый масштабный проект — международный этнофестиваль «Саянское кольцо». В этом году он проходил при поддержке Министерства культуры России. Аудитория фестиваля в п. Шушенское увеличивается с каждым годом и собирает до 30 тысяч зрителей.

 — После войны Красноярск быстро развивался как индустриальный город, а как прививалась классическая музыка «рабочему» народу?

— Это, конечно, заслуга предыдущих поколений. Я, как долгожитель в культурном пространстве края, помню, как 30–40 лет назад в Красноярск летом приезжали симфонические оркестры из Томска, Новосибирска и выступали в Центральном парке культуры и отдыха. Своего оркестра еще не было. Пожалуй, тогда и стал формироваться слушатель, понимающий и любящий классическую музыку. Заводы строили свои ДК, где возникало множество музыкальных коллективов. Причем развивалось не только исполнительство, но и появлялись самодеятельные композиторы, объединенные ныне в Союз композиторов-песенников Красноярского края.

На той волне в край начали приезжать профессиональные музыканты и композиторы, что позволило образовать Красноярскую организацию Союза композиторов России. Сейчас ею руководит доктор искусствоведения, профессор академии музыки и театра Людмила Гаврилова. Деятельность организации по проведению концертов, где звучит музыка местных авторов, и таких мероприятий, как Сибирский фестиваль современной музыки, стала неотъемлемой частью культурной жизни края.

Это все единый комплекс. Заметное место в нем занимает такое массовое явление, как хоровое пение. В крае уже много лет проводится фестиваль «Весенние хоровые капеллы». В этом году мы провели его в обновленном БКЗ филармонии. И лично меня порадовало, как много детей приобщается к хоровой музыке!

В краевой филармонии существует хор мальчиков и юношей «Каприччио», при театре оперы и балета — детская оперная студия. Это тоже знаковые культурные институты. За пределами края получили известность хор Германа Шахраманяна, детский хор Людмилы Стебеньковой, победители международных конкурсов… Отличные хоры есть на севере края — в Норильске, Дудинке. Почти во всех районах есть хоровые коллективы высокого уровня.

В прошлом сезоне более десяти лучших хоров из территорий края впервые за последние годы были собраны на концерт под названием «Золотые россыпи народной песни». Он с аншлагом прошел в Малом концертном зале филармонии. Мечтаю заложить в Красноярске традицию большого хорового праздника, подобного тому, что раз в пять лет проходит в Латвии. В 2003 году традиция Праздника песни и танца в Литве, Латвии, Эстонии была включена в список шедевров устного и духовного наследия человечества ЮНЕСКО.

С учетом того, что в крае живут представители всех народов, населяющих Россию, и у многих из них очень сильны корни и национальные традиции, в том числе хорового пения, моя мечта не так уж неосуществима.

— Может ли Красноярск, как главный культурный субъект края, обладая мощным потенциалом, стать центром музыкальной жизни Сибири?

— По количеству учреждений культуры нам все понятно, а вот вопросы художественного уровня требуют более внимательного отношения. Нужно, чтобы интенсивность культурной жизни соответствовала планке большого мегаполиса. Подобную задачу мы должны решать…

Вот о чем подумалось: иногда глобальные лозунги играют положительную роль. Вот смотрите: если бы не движение под девизом «Превратим Сибирь в край высокой культуры!», в Красноярске могли бы не появиться театр оперы и балета, хореографическое училище, симфонический оркестр и малый концертный зал для него, полуторатысячный большой концертный зал с просторной сценой для ансамбля танца Сибири, академия музыки и театра, художественный институт… Культурный облик краевого центра формировался в рамках этого движения.

Надо отдать должное прозорливости тогдашних руководителей города и края. Я человек, который не очень любит громкие определения, но мы сегодня совместно с общественными организациями, крупными фондами обеспечиваем интенсивность и художественный уровень культурной жизни за счет собственных кадровых ресурсов и привлечения в край известных музыкальных коллективов и исполнителей. Это факт.

Достаточно интересен, с моей точки зрения, нынешний сезон. Начался он оперой Верди «Трубадур» итальянского театра марионеток «Карло Колла и сыновья». Прошел юбилейный десятый фестиваль «Сибирь — Европа». Состоялись концерты национального симфонического оркестра Михаила Плетнева, нашего земляка певца Дмитрия Хворостовского, прошли гастроли театра «Геликон-опера». Концерты пианиста Дениса Мацуева, скрипача Никиты Борисоглебского, известных органистов — это лишь малая часть палитры сезона. Важно соблюдать баланс: сколько провести концертов, чтобы культурное предложение было востребованным, а не ограничивалось каким-то одним жанром.

 — Давайте рассмотрим такой аспект. Министерство культуры края изыскивает средства для приобретения инструментов для музыкальных школ, а есть ли кому на них играть?

— Это одна из самых больших проблем, по-моему мнению, при все том, что в крае создана практически идеальная схема художественного образования. Взять изобразительное искусство. Действует сеть художественных школ, есть хорошее художественное училище, институт и отделение (?) Академии художеств России. В музыкальном образовании в крае 127 школ, три средне-специальных учебных заведения, Академия музыки и театра. Огромное количество детей занимается музыкой, а проблема в принятии ими решения: станет ли образование предметом их дальнейшей творческой и трудовой деятельности. Не всегда данный момент реализуется. Это связано с комплексом вопросов, прежде всего социальной востребованности и оценки труда. Это общенациональная проблема, которая, надеюсь, будет решена.

Правительством края выделяются средства, чтобы обеспечить разноплановый музыкальный процесс во всех территориях. В крае системно увеличиваются ассигнования на культуру. А по количеству концертов понятно, что эта деятельность требует дополнительного финансирования. Это же не шоу-бизнес, мы не можем продавать на академические концерты дорогие билеты, поэтому все время стараемся поддерживать баланс доступности.

Отмечу, что мы наблюдаем феминизацию в отрасли. Меня тревожит, что все меньше юношей появляется в классах. Набор мальчиков для хореографического колледжа существенная проблема. Что можем — делаем. Для детей, проживающих в интернате колледжа, в этом году установлено бесплатное пятиразовое питание. Появилась новая программа «Одаренные дети», инициированная губернатором края Львом Кузнецовым, а это дополнительная возможность приобретать инструменты для учащихся. К слову, по основным инструментам в оркестрах мы позиции выпускниками закрываем.

— Обеспечиваются ли выпускники, молодые артисты достойной зарплатой?

— Вопрос не только к нам, это общероссийская проблема. Во всяком случае, правительство края при поддержке депутатов приняло постановление о том, что творческие работники из учреждений, имеющих статус «особо ценных объектов культурного наследия Красноярского края» (это симфонический оркестр, театр оперы и балета, ансамбль танца Сибири, Государственная универсальная научная библиотека, Минусинский, Красноярский и Норильский драматические театры, краеведческий музей), получают социальные выплаты.

Такая поддержка артистам ведущих коллективов наше завоевание. Я надеюсь, сфера такой поддержки расширится или будет решена на государственном уровне.

В крае есть ещё один стимул для творческих работников: денежное поощрение по итогам года в размере 70, 100 и 200 тысяч рублей. Их получают артисты, музыканты, библиотекари, музейные и клубные работники, добившиеся весомых результатов, в том числе и преподаватели профильных школ и училищ.

 — Как говорил вождь пролетариата: «важнейшим из искусств, для нас является кино». В 90-е годы киноустановки в сельских клубах закрылись. Сейчас на этот вид искусства, особенно в райцентрах, обращается внимание?

— Восстанавливаются не старые киноустановки, хотя кое- где в клубах они сохранились, а идет переход на цифровые показы. В данном вопросе есть положительная динамика, хотя в целом она ещё несопоставима. Если в крае действовало полторы тысячи киноустановок, то сейчас около полуторасотен. Было и того меньше. Тут надо понимать, что уменьшилось и количество зрителей, а связано это не столько с проблемой зала, сколько с проблемой репертуара. Идет засилье американского кино, которое уже не пользуется популярностью. Мы, со своей стороны, не забываем про документальное кино. Так, по заказу министерства, отснято несколько фильмов об известных красноярских художниках. И эти картины мы показываем там, где есть возможность.

 — Наверное, и вам, как министру культуры огромного края, приходится сетовать на то, что возможности ограничены?!

— Должен отметить, что многие проекты в крае не были бы реализованы без поддержки Губернатора края Льва Кузнецова, правительства края и Законодательного собрания. Руководители края внимательно, можно сказать, трепетно относятся к данной отрасли. Губернатором лично инициируется много проектов, в частности, в области изобразительного искусства. Недавно завершилась масштабная выставка «Енисей — Иртыш», совместно с художниками Омской области. Целая серия масштабных выставок прошла в течение года.

Масса творческих коллективов постоянно находится в режиме фестивального движения. Драмтеатр побывал на фестивале в Ярославле, Канский театр на «Золотой маске», Красноярский ТЮЗ съездил в Сочи, Минусинский театр в Саратов. Губернатор не только решает, если требуется, эти вопросы, а подстегивает к участию наших лучших творческих сил в конкурсах и фестивалях. Закрытой территорией мы уже были, творческий потенциал накопили, и теперь охотно делимся им с жителями России.

 — В чем вы видите стратегию министерства культуры края?

— Тут выдумывать ничего не надо. Есть направления культурной политики края, они утверждены, в соответствии с ними мы и работаем. Лично для меня основное направление — это доступность музыкальной культуры, в какой бы точке края человек ни жил. Как руководитель отрасли я должен смотреть на разность подходов к данному вопросу. Я глубоко убежден, что воспитание и музыкальное просвещение — мощнейший ресурс гармонизации общества.

Геннадий Каледа

(От автора) Как Енисей, берущий начало в верховьях Саян и складывающийся в могучую реку из множества ручейков, так и культурный облик Красноярья складывается из множества культурно-образовательных акций, премьер, форумов, театральных лабораторий, инсталляций арт-искусства, концертов, фестивалей. О Красноярском крае вновь все чаще говорят как о крае высокой культуры. Во всяком случае, регион уверенно движется в этом направлении.

Дата публикации: 07.12.2011

Комментарии