Елена Паздникова: «Наша задача — сделать культурную жизнь более насыщенной и интересной»
Спустя 17 лет в нашем крае возрождено колоссальное по масштабу межнациональное событие: III Международный музыкальный фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Только за это лето у нас прошло и много других не менее значимых событий.
Столь высоким уровнем и динамикой культурного потока может похвастать далеко не каждый регион России. О специфике и многогранности культурной жизни края беседуем с министром культуры Красноярского края Еленой Паздниковой.
— Елена Галактионовна, как, на ваш взгляд, выглядит Красноярский край на культурной карте России?
— Сегодня можно по-разному относиться к советским лозунгам, но масштабный проект ХХ века «Превратим Сибирь в край высокой культуры!» стал яркой программной кампанией, с помощью которой в крае была создана мощная инфраструктура учреждений культуры, которая успешно работает и сегодня.
Красноярский край занимает центральное географическое местоположение в России, но он очень удален от западных и восточных культурных центров. Это накладывает свой отпечаток на развитие векторов культурного процесса в крае. Исторически сложилось, что труднодоступная Сибирь привлекала пришлых людей. Государственная политика всегда выстраивалась таким образом, чтобы Красноярский край становился самодостаточным регионом, накапливал свой экономический и культурный потенциал, был толерантным к самобытной культуре народов, проживающих на его территории.
Поэтому, с одной стороны, мы можем говорить об автономизации, которая способствует внутреннему развитию региона. С другой — есть серьезные проекты по развитию края и его культурной составляющей.
Наш край — один из немногих регионов от Урала до Дальнего Востока, который имеет полную инфраструктуру культурных учреждений.
— Многие объекты музыкальной культуры были построены еще в ХХ веке. Как поддерживается их жизнь?
— Требования, предъявляемые к инфраструктуре культурной сферы, меняются с каждым годом. Наиболее крупным модернизационным проектом в этой области стала реконструкция здания Красноярской краевой филармонии. Зато теперь, когда к нам приезжают всемирно известные музыканты и коллективы, мы можем предложить зал на полторы тысячи мест с живой акустикой и уникальным сценическим оборудованием. Практически закончено строительство здания Красноярской государственной академии музыки и театра. За последние годы обновились краевой театр кукол и ТЮЗ. Прошли ремонтные работы в театре оперы и балета, музыкальном театре. В этом году началась глобальная реставрация здания драматического театра им. А. С. Пушкина.
— Красноярск стал миллионным городом. Изменится ли в связи с этим отношение к развитию его театрального движения?
— Достаточно серьезное финансирование позволяет Красноярску не только создавать свое внутреннее культурное пространство, но и интегрироваться в российский, мировой контекст. Усилия последних лет были оценены на уровне Министерства культуры Российской Федерации. В рамках проведения Всероссийского конкурса в номинации «Лучшая практика деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры» министерство культуры Красноярского края заняло 1-е место в группе регионов с низкой и средней сбалансированностью консолидированных бюджетов.
У нас есть возможность приглашать маститых режиссеров, балетмейстеров, известных деятелей культуры и искусства, которые обогащают нашу творческую среду. Культурная жизнь Красноярска и края насыщена различными мероприятиями, проходит множество фестивалей, в том числе и театральных, которые с интересом посещает молодежь.
Наши театры стали качественно прирастать по репертуару, принимают участие в работе престижных фестивалей, гастролируют. Минусинский драматический театр в 2012 году получил грант президента Российской Федерации среди театральных коллективов России на предстоящие три года. Главному режиссеру Красноярского краевого драматического театра им. А. С. Пушкина Олегу Алексеевичу Рыбкину присуждена одна из трех премий правительства Российской Федерации имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства России.
После прихода молодых режиссеров новый творческий импульс получили такие театры, как Красноярский ТЮЗ и Норильский Заполярный театр драмы им. В. В. Маяковского. Театры открывают собственные творческие лаборатории. Театр им. А. С. Пушкина проводит фестиваль современной драматургии «Драма. Новый код» (ДНК), Лаборатория Красноярского ТЮЗа — «Вешалка. Театр из ничего», которая в этом году будет посвящена теме детской драматургии. Пока Красноярский ТЮЗ — единственный в России уверенно занимает эту нишу.
— Во многих сибирских городах активно заявляют о себе независимые театры. У нас антреприза пока что ходит в «падчерицах»?
— Почему же — в Красноярске создаются антрепризные, причем довольно интересные, труппы. Медленно, но этот процесс развивается. Есть артисты, постоянно работающие в антрепризе. Есть подобного рода коллективы, у которых уже наработан репертуарный план, есть свой благодарный зритель. Мы понимаем, что здесь необходима поддержка органов власти, министерства культуры Красноярского края. В ближайшее время будем решать этот вопрос.
— Елена Галактионовна, в Красноярске создано краевое учреждение культуры «Дом искусств». Способен ли он сформировать единое пространство для действующих в крае 11-ти отделений творческих союзов?
— Открытое сотрудничество и поддержка проектов, которые предлагают творческие союзы, — это генеральная линия министерства культуры Красноярского края. Для этого и создан Дом искусств, задача которого — осуществлять формы поддержки всем творческим союзам без исключения. Не все они имеют собственные помещения, серьезное финансирование со стороны своих федеральных организаций.
В нашем крае существует два союза писателей, и мы стараемся с ними выстраивать работу таким образом, чтобы всем было комфортно. Красноярская писательская организация всегда была сильна именами. И сегодня красноярские писатели широко известны в России и за рубежом. Учреждение ведет активную работу: проводит краевые художественные выставки, организовывает выездные встречи писателей с читателями в территориях края, поддерживает создание и выпуск литературных журналов.
Под крышей Дома искусств обрели свою нишу композиторы. Их лучшие произведения приобретаются, звучат в тех или иных исполнительских проектах. Красноярское отделение Союза архитекторов России — самодостаточная организация. Но и с ее руководством мы находим общий язык, реализуем совместные проекты. Главное, чтобы творческие союзы и сами проявляли инициативу. Поверьте, правительство Красноярского края, депутатский корпус всегда открыты к решению вопросов, касающихся культуры и искусства.
— Заинтересованы ли краевые власти в развитии красноярского документального кино?
— Когда-то в Красноярске был филиал Свердловской киностудии. Увы, кинолетопись прервалась вместе с распадом СССР. Перед бывшим «Енисейкино», а ныне КГБУК «Красноярский кинограф» никогда не стояла задача производства кино. Для них главное было — приобретение фильмов для кинопроката на территории Красноярского края.
В 90-е годы кинопрокат был практически уничтожен. Но за последние четыре года вместе с муниципалитетами нам удалось исправить ситуацию, стабилизировать видео- и кинопрокат. Посещение кинопоказов в Красноярском крае резко увеличилось. Но документальное кино как жанр важный и необходимый, не спорю, пока еще не вписался ни в одну из существующих структур. Нет такого учреждения в крае, которое было бы создано специально для производства документального кино.
Союз кинематографистов России сейчас ищет спонсорские деньги, обращался и к нам с просьбой поддержки хотя бы на уровне заказов по созданию актуальных для Красноярского края документальных фильмов. Мы поддержали ряд проектов по созданию фильмов о красноярских художниках. Надеюсь, когда будет формироваться бюджет следующего года, по возможности сможем включить строку расходов по поддержке создания документального кино.
— Как вы оцениваете уровень культуры на селе?
— Село живо во многом потому, что клуб, библиотека, школа еще удерживают там жизнь. Но, к сожалению, люди, которые создавали очаги культуры на селе, не молодеют. А молодежь хочет жить в городах. Для того чтобы изменить ситуацию, всем заинтересованным отраслям, не только культуре, нужно прилагать максимальные усилия по закреплению кадров в глубинке. Краевая культура, в свою очередь, озабочена формированием материально-технической базы клубов. Где-то уже осуществляются капитальные ремонты. Есть и такая схема, как разработка проектов повторного применения.
Что касается укрепления кадров, создания для них соответствующих условий, то в рамках Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ между краем и муниципалитетами четко разграничены полномочия. Наша задача — содержать краевые учреждения. Задача муниципалитетов — думать о кадрах на местах. Главы муниципалитетов — постоянные гости в министерстве культуры, нам удается совместно решать многие вопросы. Единственное — не все сразу получается. Мы стараемся использовать все возможные ресурсы.
Содействуем появлению целевых мест для абитуриентов, которые готовы получить образование в сфере культуры и искусства и вернуться к себе домой, чтобы работать по специальности. У нас есть Красноярский краевой научно-учебный центр кадров культуры, который проводит повышение квалификации, переподготовку, семинары, мастер-классы для работников культуры и искусства со всего края. У нас работают библиотечный техникум в Канске, краевые колледжи культуры и искусства в Минусинске и Красноярске, художественное училище (техникум) им. В. И. Сурикова, которые готовят специалистов для всего края. Но этого, очевидно, не хватает?
— Коснемся темы сохранения объектов культурного наследия. Станет ли Енисейск когда-нибудь культурной Меккой Сибири?
— В Енисейске уже завершены ремонтно-реставрационные работы на таком объекте культурного наследия, как Спасский собор. Практически закончен комплекс работ по Спасскому Енисейскому мужскому монастырю. Долгие годы в руинах стоял Богоявленский собор, который был первым каменным храмом Приенисейского края. Сегодня здесь проводятся реставрационные работы. Настоящая жемчужина Енисейска — Успенская церковь, которая является комплексным памятником культуры общероссийского значения. Здесь осталось отремонтировать одну ограду. К 2019 году Енисейск, к своему 400-летнему юбилею, должен преобразиться. Планируется восстанавливать исторические памятники, объекты гражданской архитектуры.
В целом на территории края сегодня расположено 4,5 тысячи объектов культурного наследия. Для того чтобы обработать, подготовить учетные документы на их реставрацию, потребуется немало времени. В компетенцию краевой культуры входит государственная охрана, предполагающая создание всех учетных карт на любой объект, паспорта, в котором были бы представлены все характеристики объекта, проведение культурно-экспертной экспертизы. Это большая и сложная работа, которая требует серьезных финансовых средств. Министерство культуры Красноярского края за последние годы, спасибо правительству края и депутатам Законодательного Собрания, существенно продвинулось в этом направлении. Не каждая область, край могут похвастаться теми средствами, которые у нас направляются на сохранение культурного наследия.
— Почему именно наш город, расположенный далеко от побережья Тихого океана, стал центром и организатором III Международного музыкального фестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона?
— Наличие политической воли и нашего желания обрести новых партнеров и друзей, поддержка со стороны президента Российской Федерации, правительств ряда стран позволило нам провести представительный культурный форум, который стал полилогом культур народов Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако развитие международных отношений, культурных и экономических связей настойчиво включает в сферу интересов стран Азиатско-Тихоокеанского региона и государств Центральной Азии. Поэтому среди участников фестиваля были артисты из Казахстана, Кыргызстана, Монголии и Таджикистана. Мы заинтересованы в развитии экономических связей и сотрудничестве и со странами Америки, Австралии, Океании.
— Как министр культуры вы обязаны поддерживать разнообразие музыкальной культуры в крае. А каковы ваши собственные музыкальные пристрастия?
— Мне приходится бывать на концертах и спектаклях разных жанров и направлений. Любое настоящее искусство захватывает и заставляет переживать искренние глубокие чувства. Когда я чувствую отклик в сердцах зрителей, вижу восторженные глаза, то понимаю, что в первую очередь на сцене должно быть искусство: современное, народное, классическое. Однако если у меня возникает выбор, то я предпочту концерт классической музыки, оперу, балет. Это искусство — созидающее, организующее, оно дает пищу для ума, настраивает на позитивный лад.
«Вестник земли Сибирской», № 3(14), июль 2012 г.
Наталья Сангаджиева