Народной песни россыпь золотая!
18 мая в малом концертном зале Красноярской краевой филармонии состоялся праздник «Золотые россыпи народной песни». Участники концерта — лучшие отдельные и сводные хоры, ансамбли песни и танца из Богучанского, Бирилюсского, Емельяновского, Минусинского, Большеулуйского, Курагинского, Канского районов, а также из Красноярска, Лесосибирска, Сосновоборска и Железногорска, всего более полутысячи человек.
В программу вошли лирические и плясовые, шуточные и хороводные песни из двухтомного издания «Золотые россыпи народной песни России», которое объединило под своей обложкой песенное наследие 55 регионов нашей страны. Автором идеи и руководителем издательского проекта выступил Владимир Михайлович Ковальчук, заслуженный работник культуры Российской Федерации, главный специалист Государственного центра народного творчества Красноярского края, более 30 лет возглавлявший это учреждение.
Аншлаг был не только в МКЗ, но и за кулисами. Многочисленные коллективы заняли все фойе Малого зала. От обилия людей в русских народных нарядах появлялось ощущение, что оказался на сельском празднике. Причем не иначе как век назад.
Представим некоторые коллективы. У окна с видом на Енисей расположился хор из села Красный Маяк Канского района. Хор — долгожитель, существует более полувека. Сейчас коллективом руководит Александр Николаевич Юронов.
Два десятка лет исполняет русские и казачьи песни хор с ласковым названием «Реченька» из Емельяновского района (ДК Шуваевский). Руководитель Владимир Михайлович Дудинский говорит, что в репертуаре «море песен», а звучат они под баян. Четыре десятка лет за «плечами» у хора из села Селиваниха. В коллективе, руководит которым Вячеслав Зайцев, 23 певуньи. Хор опекает управление культуры администрации Минусинского района.
40 лет поддерживается традиция народного пения в Большеуринском хоре Канского района. Главный по хору Георгий Гончаров не без гордости отметил, что в репертуаре имеются и авторские произведения, а за золотые голоса хор неоднократно признавался победителем всероссийских конкурсов самодеятельных коллективов.
Самым молодым и по возрасту, и по составу участников на этом концерте стал студенческий хор Красноярского колледжа искусств, под управлением Ларисы Экард. Костяк его составляют учащиеся четвертого курса народно-хорового отделения. В обширном репертуаре, который обновляется каждые полгода, все жанровые разновидности: плясовые, обрядовые, фольклорные песни.
Хотя молодежи в хоровых коллективах не так много, как хотелось бы, но она есть, значит, есть, кому передавать опыт и традиции. Этот факт отметил и министр культуры края Геннадий Рукша:
— Давно такого концерта не было! Надо признать, что много лет мы не видели и не слышали хоровой потенциал края вместе. Поэтому и взялись собрать лучшие коллективы. Для меня большая радость видеть столько разнообразных хоров. Не менее радостно, что немало молодежи, поющей народную песню. Замечательный коллектив нашего колледжа искусств, академии музыки и театра. Как же не радоваться, что и традиции передаются, и слушатель есть. А благодаря изданию книги легче разнообразить репертуар, открывать для себя новые темы.
После поздравления коллег виновник торжества русского духа Владимир Ковальчук поделился своим мнением о состоянии русской культуры и о процессе работы над двухтомником:
— Если быть откровенно честным, сбор материала проходил долго и тяжело. Пришлось поработать с 55-ю субъектами РФ, частными коллекционерами, учеными в этой области.
География — от Ростова и Астрахани до Улан-Удэ. На это ушло 4,5 года моей жизни. Сейчас самому трудно представить, как это все получилось. Тысяча десять песен в двух томах и огромное количество авторов.
— Что побудило взяться за сей нелегкий труд?
— Потому что мы — люди русские, и нас не свернешь с дороги. У нас всегда есть желание вернуться к корням. А это помогает ещё и ещё раз ощутить и понять себя: что мы сегодня?
— Приблизились к ответу на вопрос о секрете русской песни?
— Кто-то очень просто сказал: «Песня — душа народа», «Забудешь песню — загубишь душу». Понимаете?! Это духовные корни российского народа.
В эфире радиостанций русской музыки вы не услышите, по телевидению не увидите. Исключения — «Золотое кольцо», Надежда Бабкина, да хор им. Пятницкого иногда в правительственном концерте промелькнет. У нас отняли наше начало! Пропаганда художественной культуры такова, что мы лишены возможности прикосновения к своим корням. И это в том числе явилось основой идеи книги. Есть маленькие сборники на отдельных территориях, но в целом Россия не знает русской песни. В Архангельске представить себе не могут, что поют в Астрахани, и так далее. Эти две книжки дают возможность ознакомиться с золотыми образцами народного искусства 55 субъектов огромной страны.
— Сколько получится томов, если собрать полную коллекцию золотых песен России?
— Полагаю, до десятка книг. Чтобы провести такую работу, нужна поддержка Министерства культуры России. А пока такой заинтересованности не прослеживается. Зато мы ездим на «Евровидение»! А что этот конкурс нам, русской культуре, дает, особенно те обязательные номера, которые надо исполнить на английском языке? Мы якобы погружаемся в мировую художественную культуру, со всеми народами. В принципе, это неплохо, если не уделять этому столько эфирного времени, в то время как мы отрываемся от своих корней. Если потеряем национальную основу, то будет не нация, а народонаселение. Мы уже близки к этому. А изумительные песни, кровь и плоть русской души не могут пробиться к слушателю. Поэтому такие концерты — отдушина для истинных ценителей, желательно, чтобы они проводились чаще.