Владимир СПИВАКОВ: «Я слышу ту музыку, что еще впереди!»
Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова в рамках своего тура по Восточной Сибири и Дальнему Востоку с единственным концертом выступил в Красноярске. Концерт посетил губернатор края Лев Кузнецов, члены краевого правительства, депутаты ЗС и многие видные деятели культуры.
Перед началом в филармонии состоялась
Оказалось, что спонсорская помощь является для ВТБ сегодня одним из приоритетных направлений в развитии. Банк тесно сотрудничает с «Мариинкой», недавно купил несколько редких книг для Президентской библиотеки… А национальный оркестр — предмет особой гордости. То, что, собственно, и называется «российской культурой». Неслучайно ВТБ является также генеральным спонсором известнейшего международного фестиваля классической музыки «Владимир Спиваков приглашает…».
Затем журналисты обратились к знаменитому дирижеру…
Выяснилось, что Владимир Спиваков твердо убежден: русский оркестр должен обязательно играть в России, причем даже больше в «глубинке», где «культуру» в прямом смысле стали утрачивать. Это в отличие от тех же знаменитых американских, которые если куда и выезжают, то лишь по «политическому» заказу или очень большим праздникам. Да и «радости больше», как пояснил маэстро. Поэтому, как он отметил, «обещание свое Путину выполнил: оркестр создан и гастролирует». Музыканты уже побывали практически во всех уголках России. Коллектив оказался единственным симфоническим оркестром, давшим концерт на Чукотке. Основная же проблема — не как управиться со
А еще оказалось, что у Спивакова есть фонд, который помогает детям. Не зря же перед каждым концертом на открытые репетиции музыканты всегда приглашают учащихся музыкальных школ,
Предлагаем читателям небольшое интервью с маэстро.
— Кто вас сформировал как музыканта?
— Ойстрах, Янкелевич, Бернстайн.
— Что хотите исполнить больше всего?
— Первую симфонию Рахманинова. Я ее никогда не дирижировал, а мы не играли. Тем более, меня об этом его внук попросил. Она была исполнена первый раз еще при жизни композитора, причем крайне неудачно. Рахманинов потом три года был в депрессии — ничего не писал. Потом ее исполняли еще раз,
— Как вы относитесь к разным
— Равнодушно. Я абсолютно не гламурный, не «глянцевый» человек.
— Саундтрек не хотите написать?
— Уже написал. К полнометражному мультику Гарри Бардина «Гадкий утенок»
— Вам сам Лео Бернстайн свою палочку дарил…
— Я с ней и не расстаюсь. И сегодня буду ею дирижировать.
— Говорят, зрители вас иногда встречают очень необычно…
— Жизнь — это разговор перед лицом молчания, говорил Иосиф Бродский. У меня каждый день происходит
— А почему в вашем русском национальном оркестре солист — китаец?
— Фен Нин — очень хороший музыкант, поэтому и солист. (Отвечая на вопрос, маэстро заулыбался и выразил надежду, что его собеседник не расист и не
— Привносят ли иностранцы
— Музыка очень тесно связана с языком. У иностранцев совсем другое языковое пространство, поэтому они как раз и придают иное звучание известному произведению. Но это даже хорошо. Пусть и необычно, зато интересно.
— Вы все время погружены в музыку, наверное, она не оставляет вас и во сне?
— Бывает, что не могу заснуть от «проигрываемой» в голове мелодии, я и сейчас, пока говорю с вами, слышу музыку, которая впереди!
К сожалению, время маэстро расписано по минутам. Присутствующий на встрече министр культуры Красноярского края Геннадий Леонидович Рукша пообещал всем, что «попробует заманить» Спивакова еще раз, а потом сделать его приезды ежегодными.
На открытой репетиции, как и было обещано, собралось много детей, а сам дирижер, дав коллективу
Программа была хотя и разнородной, но из «того», без чего классическая музыка вообще и не музыка: Чайковский, Паганини, Мендельсон. Совершенно разные по стилю, тем не менее — это всего лишь разные грани того большого культурного пространства, называемого классикой. И русский оркестр, и солист из Китая справились безупречно. Нескончаемый шквал аплодисментов еще долго будет ходить эхом по залу.
Сергей Шереметов
Поговори со мной… оркестр
В фойе зрители обменивались впечатлениями. Некоторые из гостей поделились своим мнением с нами.
Алексей Садовский (театровед, Москва):
— В Красноярске выступил один из лучших оркестров России, а может, и первый на сегодня по качеству звука, составу, сыгранности… Очень сожалею, что концерт проходил в таком маленьком зале. Оркестр Спивакова легко собрал бы и БКЗ, но этот зал пока на ремонте. А публика есть. Открытая репетиция — это беспрецедентная акция. Для учащихся музыкальных школ, колледжа искусств побывать в такой ситуации — посмотреть «кухню» оркестра — редкая удача. Маэстро Спиваков большой подвижник. Это настоящий праздник для красноярских ценителей классической музыки!
Светлана Нажалова (тележурналист):
— Я нахожусь под сильным эмоциональным впечатлением. У него очень интересные интерпретации произведений, как я слышу. Я вообще, идя сюда, не понимала, как можно этот концерт живьем сыграть. «Концерт для скрипки с оркестром № 1» Н. Паганини я слышала в записи, в исполнении легендарных музыкантов. Оркестр и солист были как единый организм. Я дышала вместе с ним. На концертах симфонической музыки обожаю те места, где оркестр начинает «разговаривать» с солистом. Я потрясена!
Павел Ростовцев (полномочный представитель губернатора края в Центральном округе):
— Скажу честно, я не большой знаток симфонической музыки. Для меня это новый мир, новая ситуация. Зато я хорошо ощутил тот энергетический поток, который оркестр отправлял в зал, как солист умело подчеркивал тонкие моменты. В свое время не так много было возможностей посещать подобные концерты, все больше пропадал на сборах, тренировках, соревнованиях. Сейчас вместе с супругой стараемся восполнить этот пробел и посещаем концерты классической музыки.
Анна Киселева (солистка Красноярского театра оперы и балета, лауреат международных конкурсов):
— Отмечу замечательное звучание оркестра. Впрочем, у нас в городе тоже хорошие оркестры. Я пришла, потому что нам, вокалистам, полезно слушать скрипичную музыку. Фен Нин мне очень понравился, особенно то, как он строит музыкальную фразу, какие делает нюансы… Я и отдохнула, и с пользой для себя провела время.
Михаил Юдин (координатор акции «Открытая репетиция»):
— Такие исторические моменты, как концерт оркестра Спивакова в крае, надо записывать, чтобы показать на одном из местных телеканалов или сделать
Опрашивал Геннадий Каледа