Владимир СПИВАКОВ: «Я слышу ту музыку, что еще впереди!»

Владимир СПИВАКОВ: «Я слышу ту музыку, что еще впереди!» Владимир СПИВАКОВ: «Я слышу ту музыку, что еще впереди!» Владимир СПИВАКОВ: «Я слышу ту музыку, что еще впереди!» Владимир СПИВАКОВ: «Я слышу ту музыку, что еще впереди!» Владимир СПИВАКОВ: «Я слышу ту музыку, что еще впереди!» Владимир СПИВАКОВ: «Я слышу ту музыку, что еще впереди!»

Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова в рамках своего тура по Восточной Сибири и Дальнему Востоку с единственным концертом выступил в Красноярске. Концерт посетил губернатор края Лев Кузнецов, члены краевого правительства, депутаты ЗС и многие видные деятели культуры.

Перед началом в филармонии состоялась пресс-конференция, на которой журналисты задали маэстро интересующие их вопросы. Но первой взяла слово Татьяна Викторовна Бугаева, управляющая филиалом ОАО «ВТБ» в Красноярске, который является генеральным спонсором всего концертного турне.

Оказалось, что спонсорская помощь является для ВТБ сегодня одним из приоритетных направлений в развитии. Банк тесно сотрудничает с «Мариинкой», недавно купил несколько редких книг для Президентской библиотеки… А национальный оркестр — предмет особой гордости. То, что, собственно, и называется «российской культурой». Неслучайно ВТБ является также генеральным спонсором известнейшего международного фестиваля классической музыки «Владимир Спиваков приглашает…».

Затем журналисты обратились к знаменитому дирижеру…

Выяснилось, что Владимир Спиваков твердо убежден: русский оркестр должен обязательно играть в России, причем даже больше в «глубинке», где «культуру» в прямом смысле стали утрачивать. Это в отличие от тех же знаменитых американских, которые если куда и выезжают, то лишь по «политическому» заказу или очень большим праздникам. Да и «радости больше», как пояснил маэстро. Поэтому, как он отметил, «обещание свое Путину выполнил: оркестр создан и гастролирует». Музыканты уже побывали практически во всех уголках России. Коллектив оказался единственным симфоническим оркестром, давшим концерт на Чукотке. Основная же проблема — не как управиться со 110-ю участниками, а что в буквальном смысле им не на чем играть. «Все ценное во время перестройки продали, и теперь нужные инструменты даже за большие деньги не купишь. Что могу, конечно, сам достаю, но…« — отметил маэстро.

А еще оказалось, что у Спивакова есть фонд, который помогает детям. Не зря же перед каждым концертом на открытые репетиции музыканты всегда приглашают учащихся музыкальных школ, детей-инвалидов, сирот, трудных подростков… «Родители подарили мне сердце, которое любит людей. И после распада СССР я не мог безучастно смотреть на страдания стариков и детей», — продолжил Владимир Спиваков. За время своего существования фонд помог примерно 10 тысячам детей, были проспонсированы 94 тяжелейших операции. И хотя открытые репетиции «дело очень трудное — ведь это почти второй такой же концерт, детям мы никогда не отказываем».

Предлагаем читателям небольшое интервью с маэстро.

— Кто вас сформировал как музыканта?

— Ойстрах, Янкелевич, Бернстайн.

— Что хотите исполнить больше всего?

— Первую симфонию Рахманинова. Я ее никогда не дирижировал, а мы не играли. Тем более, меня об этом его внук попросил. Она была исполнена первый раз еще при жизни композитора, причем крайне неудачно. Рахманинов потом три года был в депрессии — ничего не писал. Потом ее исполняли еще раз, где-то после войны, и опять неудачно. Теперь я попробую.

— Как вы относитесь к разным хит-парадам, где вы частенько фигурируете?

— Равнодушно. Я абсолютно не гламурный, не «глянцевый» человек.

— Саундтрек не хотите написать?

— Уже написал. К полнометражному мультику Гарри Бардина «Гадкий утенок»

— Вам сам Лео Бернстайн свою палочку дарил…

— Я с ней и не расстаюсь. И сегодня буду ею дирижировать.

— Говорят, зрители вас иногда встречают очень необычно…

— Жизнь — это разговор перед лицом молчания, говорил Иосиф Бродский. У меня каждый день происходит что-то необычное. Но я этому рад.

— А почему в вашем русском национальном оркестре солист — китаец?

— Фен Нин — очень хороший музыкант, поэтому и солист. (Отвечая на вопрос, маэстро заулыбался и выразил надежду, что его собеседник не расист и не ура-патриот.)

— Привносят ли иностранцы что-то свое в звучание коллектива?

— Музыка очень тесно связана с языком. У иностранцев совсем другое языковое пространство, поэтому они как раз и придают иное звучание известному произведению. Но это даже хорошо. Пусть и необычно, зато интересно.

— Вы все время погружены в музыку, наверное, она не оставляет вас и во сне?

— Бывает, что не могу заснуть от «проигрываемой» в голове мелодии, я и сейчас, пока говорю с вами, слышу музыку, которая впереди!

К сожалению, время маэстро расписано по минутам. Присутствующий на встрече министр культуры Красноярского края Геннадий Леонидович Рукша пообещал всем, что «попробует заманить» Спивакова еще раз, а потом сделать его приезды ежегодными.

На открытой репетиции, как и было обещано, собралось много детей, а сам дирижер, дав коллективу всего-то пару наставлений, принялся… Тут не опишешь — смотреть надо. А Рахманинов — все же гений! Первая симфония — тоже шедевр. Фен Нина, правда, не было, он появился только на концерте, но тоже не обманул ожиданий — виртуоз!

Программа была хотя и разнородной, но из «того», без чего классическая музыка вообще и не музыка: Чайковский, Паганини, Мендельсон. Совершенно разные по стилю, тем не менее — это всего лишь разные грани того большого культурного пространства, называемого классикой. И русский оркестр, и солист из Китая справились безупречно. Нескончаемый шквал аплодисментов еще долго будет ходить эхом по залу.

Сергей Шереметов

Поговори со мной… оркестр

В фойе зрители обменивались впечатлениями. Некоторые из гостей поделились своим мнением с нами.

Алексей Садовский (театровед, Москва):

— В Красноярске выступил один из лучших оркестров России, а может, и первый на сегодня по качеству звука, составу, сыгранности… Очень сожалею, что концерт проходил в таком маленьком зале. Оркестр Спивакова легко собрал бы и БКЗ, но этот зал пока на ремонте. А публика есть. Открытая репетиция — это беспрецедентная акция. Для учащихся музыкальных школ, колледжа искусств побывать в такой ситуации — посмотреть «кухню» оркестра — редкая удача. Маэстро Спиваков большой подвижник. Это настоящий праздник для красноярских ценителей классической музыки!

Светлана Нажалова (тележурналист):

— Я нахожусь под сильным эмоциональным впечатлением. У него очень интересные интерпретации произведений, как я слышу. Я вообще, идя сюда, не понимала, как можно этот концерт живьем сыграть. «Концерт для скрипки с оркестром № 1» Н. Паганини я слышала в записи, в исполнении легендарных музыкантов. Оркестр и солист были как единый организм. Я дышала вместе с ним. На концертах симфонической музыки обожаю те места, где оркестр начинает «разговаривать» с солистом. Я потрясена!

Павел Ростовцев (полномочный представитель губернатора края в Центральном округе):

— Скажу честно, я не большой знаток симфонической музыки. Для меня это новый мир, новая ситуация. Зато я хорошо ощутил тот энергетический поток, который оркестр отправлял в зал, как солист умело подчеркивал тонкие моменты. В свое время не так много было возможностей посещать подобные концерты, все больше пропадал на сборах, тренировках, соревнованиях. Сейчас вместе с супругой стараемся восполнить этот пробел и посещаем концерты классической музыки.

Анна Киселева (солистка Красноярского театра оперы и балета, лауреат международных конкурсов):

— Отмечу замечательное звучание оркестра. Впрочем, у нас в городе тоже хорошие оркестры. Я пришла, потому что нам, вокалистам, полезно слушать скрипичную музыку. Фен Нин мне очень понравился, особенно то, как он строит музыкальную фразу, какие делает нюансы… Я и отдохнула, и с пользой для себя провела время.

Михаил Юдин (координатор акции «Открытая репетиция»):

— Такие исторические моменты, как концерт оркестра Спивакова в крае, надо записывать, чтобы показать на одном из местных телеканалов или сделать интернет-трансляцию. В МКЗ попала одна тысячная часть зрителей, а как минимум 60 тысяч человек посмотрели бы этот концерт по телевидению. У вас потрясающий зал. Бывает наоборот. В Омске концерт проходил в зале одного театра, зрители сидели далеко от сцены, акустика слабенькая. А у вас все соответствовало записи, все было близко к идеалу. Во Владивостоке на репетиции было две тысячи человек. Там в зале на экране шел фильм «Огни большого города» Чарли Чаплина, а оркестр играл аккомпанемент. Я сам чуть не плакал. Спиваков сделал так, что Чарли Чаплин сошел с экрана как живой. Фильм с живым оркестром произвел эмоциональный удар… Так как я летаю вместе с ними по туру, то поневоле жалею артистов. Из-за задержки рейса из Владивостока в Хабаровск музыканты прямо с самолета отправились на сцену и выдали все замечательно. А смена часовых поясов, конечно, влияет. В коллективе немало людей в возрасте, да что там — в дороге молодой женщине лет тридцати стало плохо, нашатырем приводили в сознание. Но, несмотря ни на что, в каждом городе оркестр играл блестяще. Так Спиваков и его музыканты понимают свою задачу — обеспечение равного доступа к культурным ценностям для жителей различных регионов нашей страны.

Опрашивал Геннадий Каледа

Опубликовано: «Вестник ЗС», № 8, ноябрь 2011 г.

Комментарии