Голос Шансона — красноярская версия

Голос Шансона — красноярская версия

Предвзятое мнение по итогам конкурса заинтересованного слушателя

Вот и закончился красноярский конкурс «Голос Шансона 2015», который, лично меня (как человека, имеющего некоторое отношение к шансону), одновременно и озадачил, и огорчил, и… порадовал. Но… давайте, по-порядку.

Не вступая в полемику о самом названии и содержании жанра (Сколько людей — столько и мнений. Своё я уже неоднократно и публично высказывал…), но… в первую очередь, озадачил конкурс тем, что… с моей точки зрения, он мог называться как угодно, только НЕ конкурсом ШАНСОНА. Именно жанровых песен, которые имеют право именоваться шансонными, на конкурсе (за очень редким исключением) было наперечёт. А в финал, вообще, попали всего три.

В очередной раз повторюсь, я совершенно не соглашаюсь с навязываемым мнением, что шансон (на русском языке, так будет правильнее) — это песенное творчество «… талантливых, образованных, любящих маму людей» сидящих в «самом чудесном месте на Земле», под названием — тюрьма. (Кстати, эта прекрасная и ироничная фраза Алексея Пиманова, превосходно характеризует именно самих, не очень далёких и мало образованных, критиков шансона.)

Хочу напомнить, что в понятие жанра, входят не только блатные песни бывалых сидельцев, но и огромный пласт превосходного городского и цыганского романса, военных и эмигрантских песен, юмористических и сатирических вещей, жанровых и бытовых зарисовок, и т. д., и т. п. Думаю, не ошибусь, если скажу, что в русской песенной культуре, на сегодняшний день, нет более ёмкого, образного, поэтического и разнопланового жанра, чем презираемый многими шансон. Другой вопрос, что большинство вновь создаваемых песен, в лучшем случае, с большим трудом и скрипом доходит до своего слушателя. Клеймо «НЕ ФОРМАТ!» и ценник ротации, охраняет радио и ТВ эфиры, куда лучше «колючки, запретки и „утюга“ с автоматом».

К сожалению, не пробиваются, именно самые лучшие, самые умные, самые достойные вещи. «Творения», типа: «О, боже, какой мужчина…" (Господи! Извини, что написал Твоё имя с маленькой буквы! Было стыдно упоминать его всуе и в ТАКОМ контексте,) и им подобные, с лёгкой руки редакторов музыкальных программ гордо шествуют по волнам эфира и… формируют вкус слушающей публики. Тут вспоминается фраза великолепного Владимира Владимировича: «Если звёзды зажигают, значит… это кому-то нужно?», с которой невозможно не согласиться.

Именно на фестивалях и конкурсах, заинтересованные слушатели, имеют, зачастую, единственную возможность услышать что-то новое, необычное, яркое и талантливое, не продравшееся сквозь препоны и запретки «НЕ ФОРМАТА», в одном месте увидеть и самим оценить многих авторов и исполнителей. Как уже известных, так и новых.

К тому же, осмелюсь заметить, зритель голосует не только своим сердцем, но… ещё и кошельком, и если он, купив билет, приходит на мероприятие, на афише которого крупными буквами написано слово: «ШАНСОН», так будьте добры, уважаемые организаторы и прокатчики, предоставьте зрителю именно ШАНСОН, а не ваше понимание и прочтение данного жанра. Не надо пытаться «поднимать» нашего зрителя и слушателя до желаемого вам «уровня», думаю, он сам разберётся, «что такое хорошо и что такое плохо».

И вот здесь, я перехожу к своему огорчению от конкурса… Мало того, что многие конкурсанты (талантливые и профессиональные ребята и девчонки, многих из которых я знаю лично, искренне люблю и ценю их творчество), достаточно легко изменили жанру, в котором они себя позиционируют, так ещё (почему-то!) решили на этом конкурсе посостязаться в перепевке ЧУЖИХ песен. При этом имея СВОИ, весьма достойные вещи, написанные или ими самими, или специально для них.

Это мне совершенно не понятно.

Ребята, если я захочу послушать песни Лены Хрулёвой (Ваенги), Любы Успенской или Михаила Захаровича Шуфутинского… так я, куплю билет и схожу на концерт названных артистов. В крайнем случае, поставлю запись, посмотрю видео, скачаю фонограмму из Интернета.

Я понимаю, что, скорее всего, на формирование репертуара очень сильное влияние оказало само место его проведения («Караоке-клуб " Play-Пой») и всё же… Всё же!

Не знаю как другие, а лично я… посещаю все доступные мне конкурсы и фестивали, в надежде услышать и увидеть что-то новое, талантливое и интересное. Новый необычный голос, новую превосходную песню, нового запоминающегося артиста (автора, исполнителя), новый шикарный номер… Но никак НЕ (даже очень добротную и качественную) интерпретацию уже известных мне вещей. Вот, как-то так. И… мне почему-то думается, что я в этом не одинок.

Кстати… если бы, в самом начале, организаторами конкурса, было бы заявлено, что… основная задача мероприятия направлена на то, чтобы выявить в отдельно взятом городе Красноярске именно вокалистов неплохо исполняющих песни из репертуара метров российской эстрады, то… этого моего огорчения и претензии, точно бы не было. Равно как и моего присутствия на мероприятии.

(Если что… уж извините, что так много говорю от собственного лица. Это не от стремления кого-то, чему-то научить… Просто, в данном материале, я высказываю собственное мнение, свою точку зрения. Очень надеюсь, что и моя точка зрения, тоже имеет место быть, хотя… и знаю, что многие с ней будут не согласны. И это уже… их точка зрения, их позиция, которая, так же как и моя имеет право на существование).

А, напоследок, о приятном. Меня очень порадовало, что многие (любимые и ценимые мной) конкурсанты, помимо работы над своим вокалом начали уделять большое внимание и актёрской составляющей выбранной ими профессии. (Здесь, я хочу отметить, что даже, если пение и не является основной работой многих участников конкурса, если себе на жизнь они зарабатывают другими способами… всё равно, профессионализм многих конкурсантов не подлежит никакому сомнению). Особенно хочу отметить номера Наташи Солдатенко и Светланы Скрипальщиковой.

Браво, девчонки! Эх, если бы, это ещё… были бы и свои песни. Если бы, это ещё… был бы шансон!

Не разочаровал меня конкурс и в… узнавании новых имен. Крайне заинтересовал меня дуэт Сергея и Натальи Савиновых (к сожалению, почему-то не вошедших в финал, хотя… на мой пристрастный взгляд, Наталья и Сергей, более других конкурсантов соответствовали заявленному названию конкурса). Я встретился с ребятами, получил в подарок от них диск с их песнями, послушал его и… только укрепился в своём мнении, что узнал новых, очень интересных авторов и артистов.

Вторым (ранее не известным) понравившимся мне исполнителем, стал Александр Щербаков. Прекрасный голос, подача, манера. Отличная финальная песня. С… единственным (уже названным) недостатком — чужая.

Хотя… если бы, не вот этот, уже столько раз упомянутый недостаток… можно было бы смело отмечать, практически всех, участников конкурса. Ребятам, хочется искренне посоветовать всерьёз задуматься о создании собственного репертуара, поиске своих песен и своих, интересных им авторов. Всё остальное у них уже есть. Осталось дело за малым. И тогда… кто знает, может быть, мы все (и критики, и доброжелатели) будем часами простаивать в очереди у билетных касс, в надежде заполучить лишний билетик на концерт любимого артиста.

Также хочу отметить и прекрасный конферанс Михаила Кириллова. Как-то так получилось, что раньше я не знал Михаила в этой роли. Сейчас это моё упущение исправлено. Всё прошло живо, не натянуто, с юмором и необычными импровизациями. В общем — 5+!

Порадовал своим профессионализмом дуэт «Art & ARO», но… при всех достоинствах этого коллектива (и собственная композиция, и прекрасные голоса ребят, и манера держаться на сцене, и…, и…, и…), увы, это не моё. Просто мне, как представителю «низменного» шансона больше нравятся совсем другие вещи, другие композиции, другие тексты, другая музыка. Что совсем не умаляет творческий путь и поиск ребят. Тем более, как понимаю, недостатка в слушателях и почитателях у них нет и это совсем не удивительно. В своём направлении (которое я бы, даже с большой натяжкой не назвал шансоном), ребята работают очень и очень неплохо.

Это же относится и к… девушке с зонтиком — Светлане Корниенко. Надеюсь, она всё поняла правильно, сделала скидку на мой низменный вкус и не слишком обиделась на моё суждение о её песни. Тем более, что в личном разговоре, она сама определила её, как (корректно скажу!) более соответствующей стилю «поп». Думаю, этим всё сказано.

Тоже могу сказать и о победителе конкурса — Дмитрии Гаремове. (Я подозревал, что моё мнение вряд ли сойдётся с мнением уважаемого и компетентного жюри, но… всё равно не думал, что это будет настолько кардинально). Хотя… я, как уже неоднократно говорил, смотрел на конкурсантов совершенно иным взглядом. Совершенно иные достоинства ставил во главу угла и легко мог простить совершенно иные недостатки. Но… меня очень неприятно поразил выбор Дмитрием финальной песни. Позволю себе заметить, что всё же… есть некоторые песни, которые НЕ СТОИТ исполнять в кабаках, среди снующих официантов, выпивающей и закусывающей публики. Даже, если это песня… претендующая на 1 место в конкурсе. На этом — точка!

Про не упомянутых мной — Алмаса Багратиони, Алика Арзаева, Володю Дубровского, Сергея Ивлева, Володю Шатрова, Марину Михаленко и Наташу Песневу, в своё оправдание могу сказать только одно — я уже неоднократно (и лично, и письменно) высказывал своё мнение о творчестве этих артистов. Они его знают, оно не изменилось, а только укрепилось в лучшую сторону.

И… ничего личного. Как говорится — «истина дороже». Авторская «Песня про Красноярск» Валерия Шолерова… Увы! …мне не понравилась совершенно. В первую и главную очередь текстом. Особо обидно, что многие другие песни Валерия гораздо более профессиональны и качественны. Значит, может! Может! А в данном случае (с моей точки зрения)… не получилось. Обидно!

Не знаю, хватит ли у кого сил и желания, дочитать всё написанное выше до конца. Совсем не уверен.

По большому счёту, это писалось только для того, чтобы… во-первых, привести возникшие (в собственной голове) мысли, в более стройную и логическую цепочку, а… во-вторых, рассказать (всем, кому это будет интересно) о несколько иной (отличной от общепринятой и навязываемой) позиции некоторых представителей гонимого и ругаемого, но… всё равно, замечательного жанра, под названием — ШАНСОН. С не очень умной и грамотной добавкой — РУССКИЙ.

Так получилось, что это было сделано по-поводу. Но, согласитесь, не было бы желания, вряд ли бы нашёлся и повод.

Прошу извинения у всех, кому не понравятся какие-то отдельные мои высказывания, или общий тон данных заметок. Повторюсь, ничего личного, я всего лишь старался, как можно более корректно, но… крайне честно высказать своё, отдельно взятое и, наверняка, предвзятое мнение.

Чего, в свою очередь и в свой адрес, жду и от всех остальных.

Андрей Кузьмин

Для Территории культурных событий

От редакции: Автор готов ответить на ваши суждения и замечания о местных исполнителях шансона и как этот жанр теперь понимать?

Дата публикации: 13.05.2015

Комментарии