Николай ДРОЗДОВ: «Миссия учителя — построить гражданское общество в своем классе, школе, стране!»

Николай Дроздов, ректор Педуниверситета им. В. Астафьева Встреча ректоров в Педуниверситете Обсуждение сотрудничества с университетом Софии Николай Дроздов в момент обсуждения Николай Дроздов, ректор Педуниверситета им. В. Астафьева Игорь Борисенко и Николай Дроздов Николай Дроздов Подписание соглашения о сотрудничестве с университетом Софии, Болгария Ректоры красноярских ВУЗов и делегаты  из Болгарии Николай Дроздов показывает коллегам старинную монету Николай Дроздов держит в руках старинную монету

ДОСЬЕ

Николай ДРОЗДОВ родился в 1947 г. в Кабардино-Балкарии. В 1964-м окончил Ангарское ПТУ № 4. В 1973-м — исторический факультет Иркутского государственного университета. Работал научным сотрудником Красноярского краеведческого музея, преподавателем и заведующим кафедрой КГПУ, заведующим лабораторией Института археологии и этнографии СО РАН. С 1997 года — ректор КГПУ им. В. П. Астафьева, профессор, доктор исторических наук. Автор более 290 научных работ по археологии и истории Центральной, Южной и Восточной Азии. Председатель Совета ректоров Красноярского края.

Ректор Красноярского педагогического университета им. В. П. Астафьева Николай Дроздов — личность, легендарная во всех отношениях. Большую часть своей жизни он отдал развитию высшего образования.

Николай Иванович — крупный специалист с мировым именем в области археологии каменного века Северной Азии, палеоэкологии древнего человека и истории первоначального заселения Азии и Северной Америки. Им были сделаны уникальные открытия древнейших археологических стоянок в Сибири, в Северной Америке, Китае.

В течение последних 20 лет руководит широкомасштабными работами, проводимыми в Красноярском крае по паспортизации археологических памятников, начальник Богучанской археологической экспедиции в зоне затопления Богучанской ГЭС на Ангаре.

— Николай Иванович, сейчас говорят, что у нас много вузов, и не мешало бы часть сократить. Что думаете по этому поводу?

— Не понимаю, какая ставится цель, когда говорят об объединении или сокращении вузов. Нам говорят, что много учителей, надо педуниверситет присоединить к классическому университету. Но у этих вузов разные задачи! К примеру, задачи Сибирского федерального университета — готовить инженеров, гуманитариев, разрабатывать энергосберегающие технологии. Наша — выпускать педагогов, учителей.

Япония объявила о всеобщем высшем образовании, потому что оно является одним из параметров качества жизни страны. В Японии стремятся к тому, чтобы каждая домохозяйка имела высшее образование. Там считают, что так она лучше воспитает своих детей. Чем больше образованных людей, тем цивилизованнее государство. И меньше преступлений. Наше государство должно обеспечить каждому человеку потребность в образовании. Так записано в Конституции РФ.

Наше отечественное вузовское образование было всегда фундаментальным. Что происходит сейчас? Возьмем педагогическое образование, здесь каждый день перестройка. Слава богу, педагогическое сообщество добилось, что у нас у единственных бакалавриат будет пять лет, а не четыре года плюс магистратура. Учителя надо готовить тщательно, как врача.

Уже много лет мы готовим педагогов, владеющих смежными специальностями. Например, наш студент может получить образование «учитель математики и информатики» или получит право преподавать биологию и химию, физику и информатику, историю и религиоведение. Для районных школ с малым количеством учеников это особенно актуально. В этом году 90 процентов абитуриентов будут поступать на пятилетний бакалавриат исключительно в педагогический университет, в остальных вузах бакалавриат будет 4-летним.

— Что еще мешает современной системе образования?

— Отсутствие нормального закона об образовании. Один старый закон принят в 90 г. XX века, а подзаконных актов уже больше, чем сам закон, запутаться можно. Нельзя экономить на образовании! Я считаю, что в вузах, ПТУ, колледжах должно быть самое совершенное оборудование, иначе как добиться качества образования? Не так давно я побывал в городе, где учился в ПТУ. Зашли в слесарные мастерские, и я увидел свою юность, нашел свой верстак, на котором когда то, в 1963 году, выцарапал «Коля». Как можно на таком оборудовании готовить квалифицированных рабочих?

— К сожалению, школы сегодня имеют очень разный уровень оснащенности. И, похоже, дети провинциальных образовательных учреждений обречены на отставание от столичных?

— Конечно, значение технического прогресса не отменить. Но главный в школе — учитель. Школьный двор можно обустроить, оборудование — купить, но не с этого начинается школьный путь ребенка. А начинается с того, как его встретит учитель. В начальной школе учитель — и математик, и литератор, и музыкант, и художник, и родитель, т. е. воспитатель. Поэтому, конечно, преподаватели нужны квалифицированные. В 90-е годы в вузах повсеместно закрывали факультеты начальных классов и дошкольного образования. Но я сказал, что у нас этого ни в коем случае не допущу! Теперь это самая востребованная и нужная специальность.

— Сейчас, когда рождаемость выросла и первых классов снова стало так много, что они получают литеры и «Г», и «Д», и «Е», жизнь сама подтвердила правильность такого решения.

— К факультету начальных классов у меня особое отношение, потому что начальная школа — основа всей будущей жизни человека. Поэтому наш корпус на Мира, 83 полностью отдали под начальное образование. На первом этаже расположена замечательная художественная галерея. Студенты имеют возможность заниматься рукоделием, рисовать, посещают музыкальные классы и т. д. 80 процентов выпускников факультета работают по специальности. Для меня это главное подтверждение нашей правоты. Учитель нужен для школы.

— У педагогического вуза двойная миссия — он не просто учит студентов, он выпускает учителей. А учитель в России, так уже сложилось исторически, больше чем учитель.

— У учителя колоссальная роль! Его миссия — построить гражданское общество в своем классе, в своей школе, в своей стране! Так что на нас еще лежит задача духовно-нравственного воспитания учителя, мы должны научить будущего учителя гражданственности, патриотизму. Сегодня семья стала совершенно другой, 50 процентов семей занимаются не воспитанием детей, а поиском дополнительного заработка. Жизнь все время дорожает, и денег многим не хватает даже на еду. Хорошо, если в школе есть продленка, у родителей есть деньги заплатить за нее, тогда ребенок находится под присмотром. Есть опустившиеся семьи, где детей воспитывает улица. Есть семьи, где ребенка даже не могут отправить в первый класс. Учитель должен показать ребенку, будущему родителю, ценность семьи.

— Как удается из современных, во многом прагматичных студентов готовить хороших учителей?

— В нашем университете для студентов работает сообщество «Молодая семья». Вместе с красноярским филиалом Центра национальной славы России мы создали российский волонтерский центр. Сейчас работаем по программе «Святость материнства». В ней участвуют не только наши студенты, но и ребята из СибГАУ, медицинского университета, других вузов. Есть программа «Ты не одна». Она направлена на поддержку одиноких женщин, родивших ребенка.

Кроме знания предмета, методики преподавания мы даем ребятам возможность заниматься спортом, развивать таланты. Такой опыт необходим будущим учителям, чтобы в школе они сами могли организовать спортивную секцию, художественный или технический кружок. У нас проводятся бардовский конкурс, фестиваль художественной самодеятельности. Ни в одном вузе нет конкурса чтецов, а мы его проводим два раза в год. Это потрясающе душевное мероприятие!

Нельзя ограничиваться только учебой, особенно будущему учителю, который должен увлекать своих учеников. Для этого надо быть интересной, активной и жизнеутверждающей личностью. Мы заключили договоры с красноярскими театрами, филармонией, бесплатно распространяем билеты среди своих студентов. Билеты покупаем за счет внебюджетных средств.

— Педагогический университет много лет сотрудничает с детскими домами края. Как студенты воспринимают встречи с брошенными детьми?

— В детские дома 12 лет назад я ездил сам, заключал договор о сотрудничестве. Ивановский интернат в Ирбейском районе был первым. Сейчас их у нас восемь — в основном сельские. Наши студенты сами собирают для детей игрушки, книги, игры и т. д. Но главное не подарки, а сопереживание. Ребята, которые в первый раз приезжают в детский дом, не могут сдержать слез. Я в таких случаях говорю: «Плачьте, плачьте — это полезно для души!»

— Что вы считаете основой образования в педагогическом университете?

— Уважение к студенту. Это главное и для учителя — уважение к детям. Задача учителя — увидеть талант ребенка и развить его. В маленьком человечке ты должен видеть человека. У малышей тоже есть своя мудрость. Педагог всегда сам творческий человек. И наши выпускники — творческие, креативные, инициативные ребята. Поэтому они так активно участвуют в волонтерском движении. Успешно выступают в краевых и российских творческих конкурсах. Совсем недавно наши девочки выиграли российский Гран-при конкурса по психологии, победителем краевого конкурса «Учитель, которого ждут» в 2012 году стал студент исторического факультета, а И.Озолина — победительница этого конкурса в 2010 г. — в июне представляет наш университет в США на Молодежном саммите, в числе лучшей двадцатки молодежи России.

— Удается отслеживать дальнейшую судьбу ваших выпускников?

— Мы это делаем постоянно, для этого создали центр трудоустройства и карьеры. Было приятно, когда мне позвонили и сказали, что в Ужурском районе наш выпускник в 39 лет стал заслуженным учителем РФ. Но не только наблюдаем, мы всегда готовы помочь: методическими наработками и материалами, книгами. Есть сайт о лучших выпускниках.

— Несмотря на все реформы, вы снова используете опыт прошлого?

— Да, и очень активно. Сейчас у нас востребованы даже учебники дореволюционного периода, такие как «Дидактика» красноярца Ивана Савенкова. Хотя написана книга еще в XIX веке. Эта ниточка, связь научного сообщества и преподавательского, не должна никогда прерываться. Если происходит разрыв, соединить потом очень трудно. Мы это испытали в своей жизни в 90-е годы, когда кричали о плохом Советском Союзе, а сейчас все по крохам восстанавливаем.

Наталья Сангаджиева

Фото Геннадий Каледа 

Опубликовано: «Вестник земли Сибирской», май, 2012г.

Комментарии