Тезисы доклада «О противодействии экстремизму, ксенофобии и формированию толерантности» на заседании Совета гражданской ассамблеи Красноярского края.
С докладом выступил член Совета, председатель общественной палаты национальностей, президент Красноярской региональной Чувашской
Благодарю Совет Гражданской ассамблеи за оказанную мне честь выступить с докладом перед вами в столь тревожных вопросах. Декабрьские события в Москве, январские в
ЭКСТРЕМИЗМ (от лат. Extremus — крайний) — приверженность в политике к крайним взглядам и мерам. Его порождают различные факторы: развал сложившихся социальных структур; обнищание широких слоев населения; экономический и социальный кризис, ухудшающий условия жизни большинства населения; ослабление государственной власти и дискредитация ее институтов; падение исполнительной дисциплины; рост антисоциальных проявлений; распад прежней системы ценностей; нарастание чувства ущемления национального достоинства
Самое главное в проблемах нестабильности
Сегодня общество делится на денежных и безденежных, получивших у власти бюджетные деньги и недвижимость и не получивших, получивших доступ к большому пирогу в виде бюджета и не получивших, получивших право вымогать взятки и получивших право давать взятки за
Национальный вопрос в России стоит очень остро сейчас, и возник он не благодаря событиям в Москве на Манежной. Скорее, эти события явились следствием того, что этот вопрос не решается в современной России. Каких только советов, рекомендаций, срочных мер и всего- всего предлагается предпринять, как всегда, под лозунгом: «Спасай Россию!», бить предлагают нерусских, а конкретно — «кавказцев». Как же мы, россияне, дожили до такой жизни, что единый народ России начинаем делить на русских и чужих.
В конце
Старый «национальный вопрос» в свете происшедших печальных событий на площадях и улицах Москвы вновь стал «раскачиваться» достаточно безответственными молодыми и немолодыми людьми разных национальностей, населяющих территорию нынешней России и бывшего СССР. Использование этих событий как повод применить силу в самом широком смысле этого слова, естественно, раздуваемыми страхами для того, чтобы сбить нарастающее общее социальное недовольство широких слоев населения условиями жизни, деятельностью и бездеятельностью властных структур. Выразителем такого недовольства первой является молодежь, даже школьники, причем это недовольство изначально «жесткой» прямой связи с «национальным вопросом» не имеет. Это недовольство населением всеми ветвями власти, манипуляционной системой выборов и назначений
Мы не можем делать вид, что не чувствуем наличия элементов некоторого стороннего «регулирования», точнее — провоцирования людей разных национальностей. Мы не можем не удивляться просто безмозглой реакции некоторых СМИ,
Почему опять наступаем на те же «грабли»? Те же, да не совсем. К старту сегодняшних событий и, безусловно, к
В условиях современного российского общества ксенофобия и этнофобия имеют явную тенденцию к нарастанию, что обусловлено целым рядом причин. Ксенофо́бия («Греческий язык» греч. ξένος, «чужой» и φόβος, «страх») — нетерпимость к
Одной из основных причин является расширяющийся процесс легальной и нелегальной миграции, высокое демографическое давление в ряде республик России и СНГ на фоне продолжающейся депопуляции (уменьшение абсолютной численности населения
Рассматривая проводимую государством деятельность в области разрешения межэтнических конфликтов и противоречий с точки зрения ее организации, следует признать, что эта важнейшая работа не имеет системного характера. Изначально государственная политика в этой области формировалась без наличия утвержденной концепции национальной идеи и основ построения межнациональных взаимоотношений в России. Сейчас национальная политика России базируется на следующих концептуальных основах:
Феномен роста ксенофобии в России заключается в том, что русские по своему менталитету абсолютно не склонны к национальной ненависти и нетерпимости. До развала СССР жившие среди русских инородцы встречались лишь с благожелательным отношением к себе и чаще всего ассимилировались, растворялись в русской среде. Далее в связи с масштабной миграцией и демографическими проблемами был превышен порог ассимиляции, составляющий 15% от числа коренных жителей. Но одними этими факторами рост проявлений ксенофобии, принимающих организованные формы в виде различных движений и союзов, объяснить нельзя. На мой взгляд, большую роль в процессе сыграли именно концептуальные несоответствия государственной национальной политики.
Россия — самая многонациональная страна мира, и в ней многие вопросы народонаселения необходимо решать, учитывая интересы всех народов, проживающих в России. Об этом гласит Конституция Российской Федерации, принятая всенародно 12 декабря 1993 года. «Толерантность (социология)» Толерантность в социологии («Латинский язык» лат. tolerantia — терпение) -«Терпимость» терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Концепция мультикультурализма (или всесмешения) не соответствует национальным интересам ни русских, ни других народов России, теряющих свою этническую идентификацию. По своей сути, как и концепция многонациональности, это повторение неудачного эксперимента СССР, пытавшегося создать новую общность людей — советский народ. Российская пытается создать еще одну искусственную общность людей — российский народ, или нацию россиян, очередную фикцию, не имеющую под собой ни крови, ни почвы. Вспомним нулевую реакцию «советского народа» на развал Советского Союза. На мой взгляд, оптимальное для России развитие государственной национальной политики должно выглядеть следующим образом: эволюция от постулата «интернациональная солидарность» к постулату «национальная солидарность», а затем последовательно — к «гражданской солидарности наций», скрепляющей различные народы в рамках единого государства, но не размывая их в фикцию «гражданской нации». В связи с этим приведу чувашскую мудрость, которая гласит: " Солидарность народа — богатство государства» Только ясная национальная идея позволит, наконец, определиться с целями и задачами самого государства, правильно расставить приоритеты развития (для чего нужен человек, какой воспитанности гражданин, на какие цели собирать налоги, с кого и куда направить бюджет и многое другое).
Красноярский край сумел сохранить атмосферу межнационального мира, согласия и сотрудничества. И существенный вклад в это внесли
Думается, что отправной точкой в этом может послужить разработка новой Концепции региональной национальной политики Красноярского края, определяющей зону ответственности каждого ведомства в реализации данной концепции, в том числе и по взаимодействию с Гражданской ассамблеей и Палатой национальностей. Логическим продолжением этой концепции должна стать разработка и принятие целевой программы с условным названием «Этнотолерантность». А о важности национального вопроса в деле профилактики экстремизма и даже терроризма говорить сегодня не приходится.
Попытки работы в этом направлении периодически делаются, когда начинается выборная кампания, когда происходят трагические события, подобно декабрьским и январским. Но проходит время, все успокаивается, и ничего не меняется. В течение 20 лет просим управление, теперь уже министерство культуры края, создать Дом дружбы. О нем давно мечтают все национальные общественные организации края, которые не могут позволить себе дорогостоящую аренду помещений, где совместно с органами власти, правоохранительными органами могли бы проводить культурную, разъяснительную работу с народами края, а также адаптационную работу с мигрантами.
В настоящее время ни в одном из официальных документов не сформулированы четко принципы общежития в нашем крае. Необходимо обозначить нормы и правила поведения, принятые в нашем обществе.
На днях Гражданская ассамблея широко обсудила проект Закона РФ об образовании. Была высказана масса замечаний, в особенности в области воспитания детей духовности, патриотизму.
Все целевые программы, направленные на воспитание молодежи, носят в основном показательный характер, затрагивают незначительную часть молодежи, направлены в основном на расходы выделенных из бюджета средств. Программу реализовывает только одно ведомство (либо министерство спорта, туризма и молодежной политики, либо министерство образования, либо министерство культуры
Если оперативные текущие моменты органы власти на всех уровнях еще пытаются решить
Когда готовил доклад, обработав огромную информацию, для себя сделал главный вывод: многие беды и проблемы в России происходят не от того, что мы, многонациональный народ, пытаемся решать национальные вопросы, а от невыполнения Конституции, федеральных и местных законов. При этом самое удручающее, что ни Конституция, ни законы не имеют прямого действия, подчас носят рекомендательный характер, что дает возможность их обойти чиновникам и опытным адвокатам. Каждому закону, каждой его статье требуется множество подзаконных актов, инструкций, указаний, положений
Мои предложения
1 шаг — провести съезд народов Российской Федерации, созвав старейшин, авторитетных общественников всех народов, со всех регионов, где определить приоритеты развития России в национальных вопросах, как выйти из создавшейся ситуации.
2 шаг — возродить Палату национальностей в Российской Федерации или передать вопросы национальной политики Совету Федерации, а членами в СФ направить истинных представителей народов и народностей РФ.
3 шаг — поручить Совету Федерации разработать и принять Закон «О национальной политике Российской Федерации», перед которым обязаны быть равны все народы, независимо от места проживания в России и национальной принадлежности, а также Закон о воспитании, образовании в РФ.
4 шаг — двигаться по рекомендациям съезда народов РФ, если же он состоится. А самое главное — предложил бы почаще советоваться с народом в нашем многонациональном народном государстве.
Конечно же, анализ всех сторон обсуждаемых вопросов требует времени, надеюсь, в своих выступлениях вы их дополните, расширите, углубите.