Тезисы доклада «О противодействии экстремизму, ксенофобии и формированию толерантности» на заседании Совета гражданской ассамблеи Красноярского края.

С докладом выступил член Совета, председатель общественной палаты национальностей, президент Красноярской региональной Чувашской национально-культурной автономии Геннадий Иванович Храмов, кандидат экономических наук, заслуженный работник культуры Чувашской Республики.

Благодарю Совет Гражданской ассамблеи за оказанную мне честь выступить с докладом перед вами в столь тревожных вопросах. Декабрьские события в Москве, январские в Ханты-Мансийском АО, Чебоксарах и других регионах стали очередным обсуждением и осуждением экстремистских выступлений молодежи нового поколения. Новая волна возмущения и осуждения идет по всей стране, всему миру после террористического акта в аэропорту Домодедово. Этим проявлениям экстремизма и ксенофобии необходимо дать своевременную оценку и сделать все возможное, чтобы в дальнейшем они не повторились. И здесь роль гражданского общества переоценить невозможно.

ЭКСТРЕМИЗМ (от лат. Extremus — крайний) — приверженность в политике к крайним взглядам и мерам. Его порождают различные факторы: развал сложившихся социальных структур; обнищание широких слоев населения; экономический и социальный кризис, ухудшающий условия жизни большинства населения; ослабление государственной власти и дискредитация ее институтов; падение исполнительной дисциплины; рост антисоциальных проявлений; распад прежней системы ценностей; нарастание чувства ущемления национального достоинства и т. д. Эти факторы в России представлены в достаточном количестве. Хотел бы выделить роль государства в воспитании нового человека и семьи. Практически их задачи не находят друг друга, не соприкасаются, и в результате имеем то, что имеем. В качестве основного показателя обычно называют социально-экономическое неравенство. В современной России разрыв между богатыми и бедными постоянно увеличивается — по некоторым подсчетам, разрыв между уровнем дохода 10% самых бедных и 10% самых богатых россиян во много раз превышает аналогичный показатель в странах Запада. По данным многих опросов, произошло не только фактическое падение жизненного уровня большинства населения страны, но и рост недовольства этого большинства своим материальным положением. В России ситуация усугубляется еще и тем, что значительная доля граждан (от 40 до 65% в разных исследованиях) критически оценивают проводимую правительством экономическую реформу.

Самое главное в проблемах нестабильности морально-психологического климата населения России — вхождение в политическую жизнь нового поколения молодежи новой России, которое не обременено идеологией патриотизма и любви к Родине, уважения старшему поколению, более того, даже трудиться их никто не научил.

Сегодня общество делится на денежных и безденежных, получивших у власти бюджетные деньги и недвижимость и не получивших, получивших доступ к большому пирогу в виде бюджета и не получивших, получивших право вымогать взятки и получивших право давать взятки за что-либо, коррупция, бесконечный рост цен и тарифов, бездеятельность власти приводит к экстремизму.

Национальный вопрос в России стоит очень остро сейчас, и возник он не благодаря событиям в Москве на Манежной. Скорее, эти события явились следствием того, что этот вопрос не решается в современной России. Каких только советов, рекомендаций, срочных мер и всего- всего предлагается предпринять, как всегда, под лозунгом: «Спасай Россию!», бить предлагают нерусских, а конкретно — «кавказцев». Как же мы, россияне, дожили до такой жизни, что единый народ России начинаем делить на русских и чужих.

В конце 1980-х годов рухнула национальная политика Советского Союза, и братские союзные республики стали суверенными государствами, а национальные автономные республики — обособленными республиками в Российской Федерации. С этого момента национальная политика внутри Российского государства была переложена на субъекты РФ и общественные организации.

Старый «национальный вопрос» в свете происшедших печальных событий на площадях и улицах Москвы вновь стал «раскачиваться» достаточно безответственными молодыми и немолодыми людьми разных национальностей, населяющих территорию нынешней России и бывшего СССР. Использование этих событий как повод применить силу в самом широком смысле этого слова, естественно, раздуваемыми страхами для того, чтобы сбить нарастающее общее социальное недовольство широких слоев населения условиями жизни, деятельностью и бездеятельностью властных структур. 
Выразителем такого недовольства первой является молодежь, даже школьники, причем это недовольство изначально «жесткой» прямой связи с «национальным вопросом» не имеет. Это недовольство населением всеми ветвями власти, манипуляционной системой выборов и назначений

Мы не можем делать вид, что не чувствуем наличия элементов некоторого стороннего «регулирования», точнее — провоцирования людей разных национальностей. Мы не можем не удивляться просто безмозглой реакции некоторых СМИ, интернет-изданий, «смакующих» отдельные события и эпизоды, в которых, как всегда в истории «национального вопроса», нет ни правых, ни виноватых — есть просто убийцы-погромщики и их жертвы, и для истории неважно, с какой стороны — это самое главное, что нужно понять. А еще, пожалуй, из категорий самого важного, нужно понять первопричину происходящего в наши дни. Ведь это мы уже не раз проходили!

Почему опять наступаем на те же «грабли»? Те же, да не совсем. К старту сегодняшних событий и, безусловно, к какому-то возможному продолжению в событиях завтрашних привели не субъективные расхождения в культуре поведения или еще чего-то в этом роде, привело то, что мы имеем, является жертвами ПОЛИТИКИ ВЛАСТЕЙ, основанной на коррупционной политике, «свободе» гонки за сверхприбылью, за дармовым трудом привлеченной рабочей силы, политики, игнорирующей трудовой потенциал местного населения, которая своими действиями давно превысила допустимую численность приезжей рабочей силы, и сейчас все это привело к существенным нарушениям условий жизни коренного населения Центральной России, особо это чувствует Москва. Исходной позицией послужил огромный поток денежных средств, хлынувший в предшествующие годы в объекты строительного комплекса, производства, обслуживания, осваивать который силами бесправной дешевой рабочей силы, получающей мизерные зарплаты по темным схемам, намного выгоднее, чем привлечь к этой работе жителей хотя бы центральных районов России.

В условиях современного российского общества ксенофобия и этнофобия имеют явную тенденцию к нарастанию, что обусловлено целым рядом причин. Ксенофо́бия («Греческий язык» греч. ξένος, «чужой» и φόβος, «страх») — нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного. Воздвигнутое в ранг мировоззрения, оно может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления.

Одной из основных причин является расширяющийся процесс легальной и нелегальной миграции, высокое демографическое давление в ряде республик России и СНГ на фоне продолжающейся депопуляции (уменьшение абсолютной численности населения какой-либо страны или территории) коренного населения значительной части субъектов федерации. Ксенофобия вызвана не самим фактором миграции напрямую, а прекращением процесса ассимиляции резко возросшего числа мигрантов в принимающем социокультурном пространстве, самоорганизацией их в диаспоры и сообщества, в том числе криминальные, и вытеснением коренного населения из определенных сфер деятельности.

Рассматривая проводимую государством деятельность в области разрешения межэтнических конфликтов и противоречий с точки зрения ее организации, следует признать, что эта важнейшая работа не имеет системного характера. Изначально государственная политика в этой области формировалась без наличия утвержденной концепции национальной идеи и основ построения межнациональных взаимоотношений в России. Сейчас национальная политика России базируется на следующих концептуальных основах: во-первых, унаследованной у СССР идеи многонациональности; во-вторых, западных либеральных идеях равенства, толерантности, мультикультурности.

Феномен роста ксенофобии в России заключается в том, что русские по своему менталитету абсолютно не склонны к национальной ненависти и нетерпимости. До развала СССР жившие среди русских инородцы встречались лишь с благожелательным отношением к себе и чаще всего ассимилировались, растворялись в русской среде. Далее в связи с масштабной миграцией и демографическими проблемами был превышен порог ассимиляции, составляющий 15% от числа коренных жителей. Но одними этими факторами рост проявлений ксенофобии, принимающих организованные формы в виде различных движений и союзов, объяснить нельзя. На мой взгляд, большую роль в процессе сыграли именно концептуальные несоответствия государственной национальной политики.

Россия — самая многонациональная страна мира, и в ней многие вопросы народонаселения необходимо решать, учитывая интересы всех народов, проживающих в России. Об этом гласит Конституция Российской Федерации, принятая всенародно 12 декабря 1993 года. «Толерантность (социология)» Толерантность в социологии («Латинский язык» лат. tolerantia — терпение) -«Терпимость» терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Концепция мультикультурализма (или всесмешения) не соответствует национальным интересам ни русских, ни других народов России, теряющих свою этническую идентификацию. По своей сути, как и концепция многонациональности, это повторение неудачного эксперимента СССР, пытавшегося создать новую общность людей — советский народ. Российская пытается создать еще одну искусственную общность людей — российский народ, или нацию россиян, очередную фикцию, не имеющую под собой ни крови, ни почвы. Вспомним нулевую реакцию «советского народа» на развал Советского Союза. На мой взгляд, оптимальное для России развитие государственной национальной политики должно выглядеть следующим образом: эволюция от постулата «интернациональная солидарность» к постулату «национальная солидарность», а затем последовательно — к «гражданской солидарности наций», скрепляющей различные народы в рамках единого государства, но не размывая их в фикцию «гражданской нации». В связи с этим приведу чувашскую мудрость, которая гласит: " Солидарность народа — богатство государства» Только ясная национальная идея позволит, наконец, определиться с целями и задачами самого государства, правильно расставить приоритеты развития (для чего нужен человек, какой воспитанности гражданин, на какие цели собирать налоги, с кого и куда направить бюджет и многое другое).

Красноярский край сумел сохранить атмосферу межнационального мира, согласия и сотрудничества. И существенный вклад в это внесли национально-культурные объединения нашего Красноярья. В настоящее время на территории края проживает 137 национальностей общей численностью свыше 340 тыс. чел. И это без учета мигрантов. Конечно же, работа с этим огромным количеством людей разных культурных традиций, религий и ментальности проводится во взаимодействии диаспор с органами власти при активном сотрудничестве с общественной палатой национальностей Гражданской ассамблеи края, куда входят 25 региональных национально-культурных автономий и организаций. Помимо постоянных членов палаты она взаимодействует более чем с полутора сотнями национальных общественных объединений, центров, творческих коллективов, действующих в городах и селах объединенного Красноярского края. На современном этапе главной задачей палаты является профилактика проявлений радикального национализма и национал-экстремизма. Члены палаты национальностей ведут большую работу среди своих соотечественников по сохранению родного языка, культуры, национальных традиций, по социокультурной интеграции мигрантов в гражданское сообщество края, по их адаптации к российским правовым нормам и правилам совместного проживания. С другой стороны, палата осуществляет масштабную культурно-просветительскую работу межнационального характера, направленную на формирование идеологии сохранения мира и согласия на красноярской земле.

Думается, что отправной точкой в этом может послужить разработка новой Концепции региональной национальной политики Красноярского края, определяющей зону ответственности каждого ведомства в реализации данной концепции, в том числе и по взаимодействию с Гражданской ассамблеей и Палатой национальностей. Логическим продолжением этой концепции должна стать разработка и принятие целевой программы с условным названием «Этнотолерантность». А о важности национального вопроса в деле профилактики экстремизма и даже терроризма говорить сегодня не приходится.

Попытки работы в этом направлении периодически делаются, когда начинается выборная кампания, когда происходят трагические события, подобно декабрьским и январским. Но проходит время, все успокаивается, и ничего не меняется. В течение 20 лет просим управление, теперь уже министерство культуры края, создать Дом дружбы. О нем давно мечтают все национальные общественные организации края, которые не могут позволить себе дорогостоящую аренду помещений, где совместно с органами власти, правоохранительными органами могли бы проводить культурную, разъяснительную работу с народами края, а также адаптационную работу с мигрантами.

В настоящее время ни в одном из официальных документов не сформулированы четко принципы общежития в нашем крае. Необходимо обозначить нормы и правила поведения, принятые в нашем обществе.

На днях Гражданская ассамблея широко обсудила проект Закона РФ об образовании. Была высказана масса замечаний, в особенности в области воспитания детей духовности, патриотизму.

Все целевые программы, направленные на воспитание молодежи, носят в основном показательный характер, затрагивают незначительную часть молодежи, направлены в основном на расходы выделенных из бюджета средств. Программу реализовывает только одно ведомство (либо министерство спорта, туризма и молодежной политики, либо министерство образования, либо министерство культуры и т. д.). Действия ведомств не согласованы между собой и проводятся без участия Гражданской ассамблеи. Необходимо сформулировать и принять единую концепцию работы с молодежью в Красноярском крае, в которой необходимо обозначить основные цели и векторы формирования определенных ценностей (воспитание патриотизма, защиты Родины, уважение старших и т. д.). Общественным молодежным организациям необходимо объединиться вокруг молодежной Палаты Гражданской ассамблеи, а она должна стать координатором общественных организаций в вопросах молодежной политики.

Если оперативные текущие моменты органы власти на всех уровнях еще пытаются решить каким-то образом, то стратегические вопросы остаются без внимания. В этих условиях гражданское общество страны, институты гражданского общества не имеют права замалчивать имеющиеся перекосы в политической жизни РФ; невыполнение многих статей Конституции органами всех ветвей власти; необходимость разработки новой концепции народонаселения РФ и принятия Закона «О народонаселении в Российской Федерации», в котором были бы отражены задачи в области воспроизводства населения, зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, этнического состава населения и т. д. Для разработки концепции и Закона имеются все необходимые данные прошедшей Всероссийской переписи населения 2010 года.

Когда готовил доклад, обработав огромную информацию, для себя сделал главный вывод: многие беды и проблемы в России происходят не от того, что мы, многонациональный народ, пытаемся решать национальные вопросы, а от невыполнения Конституции, федеральных и местных законов. При этом самое удручающее, что ни Конституция, ни законы не имеют прямого действия, подчас носят рекомендательный характер, что дает возможность их обойти чиновникам и опытным адвокатам. Каждому закону, каждой его статье требуется множество подзаконных актов, инструкций, указаний, положений и т. д. и т. д., многие из которых не разработаны до сего времени. Поистине был прав Уинстон Черчиль, который говорил: «Там, где существует десять тысяч предписаний, не может быть никакого уважения к закону».

Мои предложения

1 шаг — провести съезд народов Российской Федерации, созвав старейшин, авторитетных общественников всех народов, со всех регионов, где определить приоритеты развития России в национальных вопросах, как выйти из создавшейся ситуации.

2 шаг — возродить Палату национальностей в Российской Федерации или передать вопросы национальной политики Совету Федерации, а членами в СФ направить истинных представителей народов и народностей РФ.

3 шаг — поручить Совету Федерации разработать и принять Закон «О национальной политике Российской Федерации», перед которым обязаны быть равны все народы, независимо от места проживания в России и национальной принадлежности, а также Закон о воспитании, образовании в РФ.

4 шаг — двигаться по рекомендациям съезда народов РФ, если же он состоится. А самое главное — предложил бы почаще советоваться с народом в нашем многонациональном народном государстве.

Конечно же, анализ всех сторон обсуждаемых вопросов требует времени, надеюсь, в своих выступлениях вы их дополните, расширите, углубите.

Дата публикации: 23.02.2011

Комментарии