Времена Года

Времена Года
4 ноября 2014 18:00

4 ноября в 18.00 в Красноярском театре оперы и балета состоится показ спектакля «Времена года» от театра «Балет Москва». Эта постановка станет одним из завершающих мероприятий культурной программы VIII Красноярской ярмарки книжной культуры, организатором которой является Фонд Михаила Прохорова.

«Времена года» — это неоклассический балет на музыку композитора-минималиста Владимира Мартынова, который после перерыва был вновь возрожден театром в этом творческом сезоне.

Эта постановка перевернула представление зрителя о классике и произвела сильное впечатление на театральных критиков.

Язык хореографии в спектакле перекликается с музыкальной канвой произведения, которое представляет собой игру в различные композиторские стили и техники. Опираясь на классическую базу, танцовщикам предлагают новую форму и темп танцевального выражения. Изогнутые спины, высокие прыжки и резкие падения на пол, хитросплетения тел артистов и танец на табуретах. Костюмы сменяются в унисон эпохам музыкального повествования. Есть и светлые полупрозрачные туники из туаля, дополненные ярко-красными венками на головах танцовщиц, и черные юбки-солнце у мальчиков и девочек, контрастирующие с белым верхом, и обтягивающие темные трико. Танцовщики скользят на пуантах по сцене, словно на катке, имитируя «лунную походку».

Графичность, четкие линии, простые цвета повторяющихся вертикальных модулей являются основой лаконичного дизайна декораций, дополняющих минималистическую музыку постановки.

В основу работы положен музыкальный цикл композитора Владимира Мартынова «Времена года». Он включает материалы одноименного произведения Антонио Вивальди, прелюдии Баха, увертюры Мендельсона и канона Авро Пярта. В партитуре Мартынова речь идет не о смене сезонов календарного года, а о смене периодов в истории концертной композиторской музыки. Каждый сезон представлен фигурой определенного композитора. Вивальди — весна, Бах — лето, Мендельсон — осень, Пярт — зима.

Хореографическое осмысление спектакля создано тремя талантливыми хореографами. Кирилл Симонов раскрывает «Весну» и «Зиму», а тандем Анастасии Кадрулевой и Артема Игнатьева описывает «Лето» и «Осень».

За музыкальное сопровождение отвечает ансамбль Opus Posth под руководством Татьяны Гринденко. Стилистика коллектива объединяет различные традиции исполнения — аутентичную, авангардную, архаический фольклор — и также опирается на концепцию Владимира Мартынова. На сцене музыканты как одно целое взаимодействуют с танцовщиками, когда действие одних вторит действию других и наоборот.

Справка:

Театр «Балет Москва» — уникальное явление среди государственных театров столицы. Это ключевое связующее звено в области современного танца — для зрителя, для профессиональных исполнителей, хореографов и композиторов. В основе лежит репертуар, где мощный акцент сделан на современный танец и современный балет. Театр намеренно не ставит себя в узкие рамки, его цель — профессионально развивать эту сферу, используя новый язык хореографии, который актуален сегодня и станет классикой через 20 лет. В театре одновременно существуют две самостоятельные труппы — классического балета и современного танца, и работа строится на сотрудничестве с российскими и международными хореографами-«современниками», как начинающими, так и хорошо известными. Директор театра Елена Тупысева.

* * *

Владимир Мартынов — композитор, мыслитель, писатель, историк, знаток древней и современной музыки. Его нередко причисляют к школе минималистов, хотя на самом деле его музыкальный кругозор оказывается намного шире.

В 1970 г. закончил Московскую консерваторию (класс композиции Н. Сидельникова). В 1973 г. начал работать в Московской экспериментальной студии электронной музыки. В 1975—1976 гг. участвовал в концертах Ансамбля старинной музыки (блок-флейта), исполнявшего европейскую музыку XIII–XIV веков. В 1976—1977 гг. годах Мартынов выступает в составе Московского ансамбля солистов (фортепиано, электронные клавишные), исполнявшего авангардную, электронную и минималистскую музыку (Кейдж, Штокхаузен, Лигети, Райли, Фельдман, Сильвестров, Пярт), а также музыку западноевропейского Средневековья. Увлекался электроникой, рок-музыкой и арт-роком: в 1977 гг. году создал рок-группу Форпост. В 1976—1978 гг. в творчестве композитора произошел перелом, от авангарда он стал двигаться к новой простоте. Как эстетик и философ развивал идею «конца времени композиторов», а вместе с ним — исчерпание эстетики авторства, стилистики концертного исполнительства, культа «звёзд» и т. п.

Владимир Мартынов — автор музыки более чем к 50 телевизионным и кинофильмам, среди которых «Михайло Ломоносов», «Особо опасные», «Холодное лето 53-го», «Поворот», «Остров» и др., а также к ряду мультфильмов («Шкатулка с секретом»). Принял участие в записи коллективной пластинки «Метаморфозы» (1980), состоящей из классических и современных произведений в аранжировках для синтезатора «Синти-100». Мартынов известен совместной работой с Юрием Любимовым и Анатолием Васильевым, который почтительно инсценировал его «Плач пророка Иеремии», а также поставил «Моцарта и Сальери».

Владимир Мартынов — один из основателей Центра развития и поддержки новой музыки Devotio Moderna. Участвовал во Всемирной Театральной Олимпиаде (Москва), Фестивале Триалог (Таллин). С 2003 активно занялся мультимедийными проектами и инсталляциями. Осуществил ряд проектов с Д. Приговым, Л. Рубинштейном, а также рок-группой АукцЫон, Л. Фёдоровым.

* * *

Кирилла Симонова называют одним из самых ярких молодых хореографов современности. Свой первый хореографический номер выпускник Академии русского балета им. Вагановой поставил практически «на спор». И получил первое место на конкурсе хореографов. Хранящий верность родной Мариинке — «лучшей в мире школе классической хореографии», современной хореографией он занимался в Австралии. Будучи художественным руководителем Национального театра Карелии, он несколько лет был главным балетным ньюсмейкером республики: каждая премьера — сенсация, событие общероссийского масштаба. В 2007 году спектакль «Золушка» в постановке Кирилла Симонова был награжден премией «Золотая Маска» за «Лучший спектакль в балете».

* * *

Анастасия Кадрулева закончила Бурятское Хореографическое училище, танцевала в государственном академическом театре под руководством Б. Я. Эйфмана, работала с театром «Игуан». Училась у ведущих преподавателей современного танца. В 2008 году закончила Академию Русского Балета им. А. Я. Вагановой по специальности хореограф-балетмейстер, класс профессора Г. Алексидзе. Лауреат международных и российских конкурсов артистов балета и хореографов. Является автором не только балетов и перформансов, но и хореографом в драматических и оперных спектаклях. А также преподаватель Академии Русского Балета им. А. Я. Вагановаой по предметам «Лаборатория импровизации» и «Искусство хореографа». Анастасия является хореографом таких спектаклей театра «Балет Москва», как «Эквус», «Времена года», «Болеро» и «Половецкие пляски».

* * *

Артем Игнатьев закончил Академию Русского Балета им. А. Я. Вагановой по специальности артист балета. После работы в Государственном Академическом Театре балета под руководством Б. Я. Эйфмана решил углубиться в изучение современных стилей хореографии и танца. Много сотрудничал с молодыми хореографами Санкт-Петербурга, а также с театром танца «Игуан» и школой танца «Каннон Данс». Участвовал в проектах и стажировался в Австрии, Нидерландах, Германии, Бельгии, Москве, Франции, Швеции, США, в частности в таких компаниях, как Comish Opera Berlin, Kony Jansen Company, Palindrome Company. Сейчас Артем является куратором современной труппы театра «Балет Москва», хореографом многочисленных спектаклей театра: «Эквус», «Времена года», «Смерть Тарелкина», «Болеро» и «Половецкие пляски».

Комментарии