Сергей Лазарев/Андрей Машанов. Выставка произведений

17 декабря — 25 января 2013 11:00 - 18:00

Выставка открывается 17 декабря 2012 г. в 17.00 в залах Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской Академии художеств по адресу пр. им. Газеты «Красноярский рабочий», 197 (остановка «Предмостная площадь)и продлится до 25 января 2013 г. Выставка открыта для посещения с 11.00 до 18.00 ежедневно, кроме понедельника, вход свободный.

В рамках ежегодного зимнего Суриковского фестиваля Российская академия художеств представляет вниманию красноярцев и гостей города уникальную выставку, впервые столь полно отражающую творчество таких самобытных художников, как С. Лазарев (г. Томск) и А. Машанов (Омск). Оба мастера широко известны за пределами своих городов, но в Красноярске до сегодняшнего дня показывались лишь единичные их произведения.

Заслуженный художник России, профессор Томского государственного педагогического университета Сергей Петрович Лазарев родился в 1942 года в Томской области. Окончил московский государственный художественный институт в 1982 году. Член Союза художников России с 1982 г. В его активе более 70 выставок с в России и за рубежом, 9 персональных выставок.

Картины и графические листы С. Лазарева находятся в собраниях Министерства культуры и Союза художников Российской Федерации, в музеях Томска, Ноябрьска, Салехарда, Ханты-Мансийска, Омска, Кемерова и Новокузнецка. Художник С. П. Лазарев — профессионал высочайшего класса, один из зачинателей и лидеров известного во всем мире направления сибирской неоархаики. Сочетание многогранной одаренности и редкостного трудолюбия делают его поистине знаковой фигурой в культуре Сибирского региона конца 20 — начала 21 века.

Как у любого большого художника, в работах Сергея Лазарева присутствует несколько смысловых пластов. В зависимости от своих запросов, каждый зритель имеет возможность воспринять как отдельные из них, так и совокупность их многозначности и взаимопроникновения. Лазарев не ограничивает себя жанровыми и видовыми рамками, к его произведениям неприменимо традиционное деление на живопись и графику. Он пишет маслом и темперой на холсте и оргалите, использует смешение различных графических и живописных техник в работах, выполненных на бумаге. Пройдя серьезную реалистическую школу, он смело выходит за пределы фигуративного искусства и свободно сочетает изображение реальности с абстрактными формами, вводит в ткань произведения знаки и тексты.

Зритель, склонный искать в каждом произведении философский смысл и духовное начало, будет вчитываться и вдумываться в многосложные авторские построения. Человек, умеющий ценить технику и мастерство, оценит филигранность исполнения и виртуозное владение всеми доступными в изобразительном искусстве выразительными средствами. Зритель, ожидающий от художника удовольствия для глаз также не останется разочарованным, потому что работы Сергея Лазарева не всегда понятны, но — неизменно красивы.

Выпускник художественного факультета Омского государственного педагогического института и Творческой мастерской графики Российской академии художеств в Красноярске Андрей Николаевич Машанов (р. 1959) также участник множества престижных выставок в России и за ее пределами, член Союза художников России в 1995 г.

Его работы хранятся в музейных коллекциях Омска, Кургана, Новосибирска, Томска, Новокузнецка, Кемерова, Уфы и Красноярска. Невероятным образом ему удается сочетать редкостную творческую продуктивность с преподавательской работой и административной деятельностью — А. Машанов является председателем Омского регионального отделения Союза художников России.

Художник мастерски владеет различными графическими техниками, отдавая при этом предпочтение цветному офорту. В этой технике он достиг настолько высокого профессионального мастерства, что одно только это обстоятельство — достаточный повод прийти на выставку. Тем более, что в Красноярске за последние десятилетия офорт, в котором когда-то блистали великие Рембрандт, Франсиско Гойя, незаслуженно забыт. Свойственное офорту травление металлической печатной формы кислотой, Машанов дополняет гравированием сухой иглой, использует печать на цветном фоне и подкраску акварелью, вводит элементы каллиграфии.

Гравюры Андрея Машанова могут быть простыми и лаконичными, сложными и замысловатыми, но всегда отличаются утонченной элегантностью исполнения. Глубоко интересуясь древнерусским искусством и архаическими культурами Сибири, художник тактично и вдумчиво переосмысливает традиционные художественные приемы, не переходя грани между изысканной стилизацией и примитивным подражанием или бездумным цитированием исходных мотивов. Гибкая линия, обтекаемые контуры грациозно вытянутых в высоту фигур, изящная пластика жестов, гармоничность колорита — ?характерные качества его манеры. Глубина философского содержания выражена в его работах не в меньшей степени, чем у Сергея Лазарева, но, по сравнению со своим основательным и серьезным коллегой, Машанов проще для восприятия, потому что ему не чужды мягкая лирика, тонкая ирония и добрый юмор.

Комментарии