OSCAR SHORTS-2017. Фильмы
«Оскар» – суперзвезда. Нет в мире награды более популярной и желанной, чем премия Американской Киноакадемии. Слава этого приза не знает государственных границ – несмотря на то, что неамериканские фильмы могут попасть только в избранные номинации. Среди них – категория короткометражного кино. Здесь собираются выдающиеся фильмы со всего света. Они невелики по метражу, зато в художественных достоинствах часто превосходят «тяжеловесов» из «основных» номинаций. Уже пять лет подряд все номинированные на «Оскар» игровые и анимационные работы выходят в российский прокат. Новый год – новые шедевры: остросоциальные и романтические, реалистические и почти сказочные, самые разные, но обязательно – зрелищные. «Оскар» всегда помнит о зрителе: про что бы ни был фильм, он должен быть интересным – кредо Киноакадемии.
В шорт-листе игровых короткометражек, претендующих на «Оскар-2017», – только европейцы. Роскошная франко-швейцарская фантазия «Женщина и скоростной поезд» с великой Джейн Биркин – образец сентиментальной красоты в духе «Амели». Французский психологический триллер о пороках европейской демократии «Внутренние враги» – кино с высокой социальной ответственностью. «Тихие ночи» из Дании превращают актуальную тему африканских мигрантов в идеальную любовную мелодраму. Венгерская драма «Хор» – шедевр морального беспокойства, частная история, в которой отражается глобальное общественное устройство. Испанская комедия «Таймкод», уже отхватившая золото Каннского фестиваля, – универсальный праздник чистого кино, остроумный, чувственный, пластичный. Пять фильмов, которые нельзя пропустить и невозможно забыть.
«Все вместе» (Mindenki) / Криштоф Деак, Венгрия, 2015; 26 минут. Обладатель «Оскара» в этом году.
Зофья –
новенькая в будапештской школе, известной своим хором, многократным
лауреатом-дипломантом-призером. Девочка обожает петь, а принцип директора школы
предельно демократичен: у каждого, кто любит петь, есть право выступать в хоре.
Но любить и уметь петь – разные вещи: и вот учительница музыки придумывает
хитрый (и не очень честный) способ для достижения победных результатов... Сильнейший
венгерский «Хор» (в оригинале он называется «Все») напоминает о легендарном
направлении в восточноевропейском кино ХХ века – фильмах морального
беспокойства. Это когда в простой и, вроде бы, локальной истории отражается
весь социум с его несправедливостью, ложью и лицемерием. Киноакадемия не
случайно обратила внимание именно на эту картину: помимо профессиональных достоинств
и мощного драматизма в ней есть действенный заряд оптимизма. Не надо бояться,
не надо пасовать перед злом – и всё получится. Выход есть. Награды:
Audience Award - 32éme Festival du Cinema Européen Lille
Audience Award - Festival International de Cine Lanzarote
People’s Choice Award - TIFF Kids Toronto
Daazo.com Special Award - Friss Hús Fesztivál Budapest
Grand Prix & Best International Short & Audience Award - Short Shorts Film Festival & Asia, Tokyo (OSCAR® Qualifying)
Best Child Actress (for Dorka Gáspárfalvi and Dorottya Hais) & Audience Award - Sapporo Shortsfest
Best Live Action Short Film - Chicago International Children's Film Festival (OSCAR® Qualifying)
2nd Prize - Interfilm KUKI + TeenScreen Berlin
Best Short Film - Olympia Film Festival, Greece
«Внутренние враги» (Ennemis intérieurs) / Селим Аззиза, Франция, 2015; 28 минут.
1996-й. Учитель
с алжирским паспортом решил официально получить французское гражданство: он
родился в Алжире, когда тот еще был частью Франции, и всю жизнь провел в этой
стране. Казалось бы, формальность – но не для офицера полиции, учиняющего
заявителю суровый допрос с пристрастием. Всё начинается с невинных общих мест –
«Вы знаете девиз Французской республики?», «Чем была Бастилия до революции 14
июля?», и заканчивается чуть ли не обвинением в терроризме – на том основании,
что учитель ходил в мечеть и обсуждал ислам с соседями... Действие
датировано 1996-м годом – еще не случилась трагедии 11 сентября, и мир пока не
охвачен антитеррористической паранойей. Однако для режиссера Селима Аззиза
повседневный расизм и обыкновенный полицейский фашизм – патология, которой
Франция больна давно; равенство и братство остались только в девизе. Аззиз –
опытный монтажер звуковых эффектов, работавший на блокбастерах «Александр»,
«Вавилон н.э.» и «Невероятное приключение мистера Спивета». Для режиссерского
дебюта он выбрал неожиданно камерную историю – и превратил сюжет социальной
драмы в настоящий триллер: диалог героев становится дуэлью, психологическим
поединком, где ставка, может, и не жизнь, но свобода и достоинство. Вещи, не
менее важные. Награды: Clermont-Ferrand ISFF
- Audience award Clermont-Ferrand ISFF
- student jury award Tetuan IFF - Grand
prize award COLCOA Los Angeles -
Audience special award Vienna VIS - Grand
prize award Nancy Lorraine IFF,
France - Special Mention Bueu IFF (Spain) -
Special Mention Savannah IFF - Best
global short Badalona Filmets,
Spain - Grand prize award Festifrance, Brazil -
Grand prize award Alcine Alcala de
Henares, Spain - Best European short Villeurbanne, France
- Freedom award & Format court award Aguilar de Campoo, Spain
- Audience award Bogota Bogoshorts, Columbia -
Best International Fiction short film «Женщина
и поезд» (La femme et le TGV) / Тимо фон Гунтен, Швейцария, 2016; 31 минута. Элиза Лафонтен –
одинокая дама из идиллического городка Монбижу. Каждое утро она с улыбкой машет
флажком проносящемуся мимо экспрессу, но, кажется, этот поезд – единственное,
что еще радует Элизу, тогда как всё остальное больше раздражает. И её
легендарная булочная, славившаяся на всю франкофонную Швейцарию шоколадными
трюфелями, доживает последние дни: никто уже не ценит качество, довольствуясь дешевкой
из сетевого немецкого супермаркета. Жизнь Элизы меняется с появлением
необычного друга по переписке – кондуктора того самого поезда: скорость 300
километров в час не помешала ему разглядеть красивую женщину... Трогательный и
хрупкий романтический фильм о невероятной мечте основан, как ни удивительно, на
реальных событиях. В прошлом году «Женщина и скоростной поезд» украсила
кинофестиваль в Локарно – напоминающим об «Амели» сочетанием юмора, печали и
выдумки, живописным стилем и, конечно, исполнительницей главной роли: это Джейн
Биркин, икона ХХ века, секс-символ 1970-80-х годов, отчаянная подруга Сержа
Генсбура (и мама Шарлотты Генсбур), актриса, певица и модель для подражания.
Сегодня Биркин совершенно не боится своих лет: стареть тоже можно красиво. Награды: Civic Judge Award
Sapporo Short Fest 2016 Audience Choice Award
Narrative Short Heartland Film Festival 2016 Best Short Film
Award: Noves Visiones Sitges Film Festival 2016 Audience Award Shnit
International Shortfilmfestival 2016 Winner Best
Screenplay CWA Los Angeles 2015 Grand Prize Winner Best
Screenplay TRMS Park City 2015 «Тихие
ночи» (Silent Nights) / Аске Банг, Дания, 2016; 31 минута. «Ты даже не
представляешь, как в Дании холодно», – жалуется Кваме, нелегальный эмигрант из
Ганы, своей оставшейся в африканской деревне жене. Кваме – бездомный, собирает
бутылки и копейки, дрожит от холода и голода и получает насмешки и удары – и от
других нелегалов в том числе. Даже миска дармовой похлебки и место в ночлежке
«Армии спасения» достаются не каждую ночь – беспросветное существование.
Которое неожиданно согревает любовь к одинокой и неустроенной волонтерше
Ингер... Высококлассная
мелодрама находит современных Ромео и Джульетту – любовников, разделенных, увы,
непримиримыми противоречиями – в уютном Копенгагене, наших, таких далеких от
Шекспира дней, когда цивилизация почти стерла серьезные социальные различия.
Спасибо новому глобальному кризису: в его свете даже старинная рождественская
песнь «Тихая ночь» звучит по-новому – как гимн сытых и равнодушных европейцев,
забывших, что такое подлинная христианская любовь. «Таймкод» (Timecode) / Хуанхо Хименес, Испания, 2016; 15 минут. «Как прошла
ночь? – Нормально. До завтра! Хорошего дня». Вот и все реплики, которыми обычно
обмениваются Луна и Диего – коллеги, почти не пересекающиеся на работе: Луна
сторожит парковку днем, Диего – ночью. Просматривая записи камер наблюдения,
Луна замечает, что её ночной напарник на дежурстве действует не совсем «по
уставу». Так начинается необычный «бесконтактный» роман молодых людей,
посредником в котором становится видеокамера. В коллекции
«Таймкода» уже есть «Золотая Пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля,
единственная награда, способная конкурировать с «Оскаром» в популярности. Это,
действительно, неожиданный фильм, сумевший изобрести новые – оригинальные и
эффектные – визуальные «слова» в жанре печальной романтической комедии. Награды: 69th Festival de
Cannes - Palme d'or best short film
43rd Ghent Film Festival - Best European short film
34th Festival Tous Courts Aix-en-Provence - Youth Jury Award
30th EFA European Film Awards - Nomination
31st Spanish Film Academy Goya Awards - Nomination
58th ZINEBI Bilbao International Festival of Documentary and Short Films - Spanish Cinema Great Award
46th 2016 ALCINE Festival de Cine de Alcalá de Henares - Audience Award, 3rd prize
27th São Paulo International Short Film Festival - Top Audience Favourite
35th Uppsala International Short Film Festival - Audience Award, UR Award
31st Rio De Janeiro International Short Film Festival Curta Cinema - Audience Award
31st Cinema Jove Festival Internacional de Cine de Valencia - Movistar+ Award
16th KFF Kaohsiung Film Festival - Fantasy Fireball Award
14th Asiana International Short Film Festival - Special Jury Award
14th TOFIFEST International Film Festival - Special Mention
38th CINEMED Festival Cinéma Méditerranéen Montpellier - Audience Award
Год: 2015-2016
Страна: Франция, Венгрия, Швеция, Дания, Испания
Жанр: Короткометражное кино
Режиссер: Криштоф Деак, Селим Аззиза, Тимо фон Гунтен, Аске Банг, Хуанхо Хименес,
Продолжительность: 133
Возрастные ограничения: 16+