«Разливается песня твоя и моя…»
На днях в краевом центре состоялся фестиваль
После фестиваля Олег Иванов дал эксклюзивное интервью корреспонденту «СГ».
— ОЛЕГ Борисович, как вам наш песенный марафон — по сравнению с соседними регионами, где тоже проходят конкурсы подобного рода и где вам доводилось бывать?
— Есть общая тенденция, которая объединяет, — это так называемая сибирская песня, отличающаяся особым духом, который нельзя выразить словами: прежде всего это близость к русской народной песне. Сибирская песня — такой сложный сплав, коктейль русской, украинской, казачьей песни, с восточной, татарской мелодикой.
Нас объединяет то, что мы сибиряки, хотя индивидуальности разные.
— Конкурс появился не так давно. Многие авторы сочиняли «в стол», опираясь на традиции советской песни…
— Для того и существуют подобные фестивали, чтобы люди слушали друг друга, а не только самих себя. Это опасная ситуация. Надо прислушиваться к тем, для кого ты пишешь песни, а тут есть возможность вынести свои творения на суд публики и жюри.
— Председатель красноярской организации Союза композиторов Олег Проститов считает, что называть себя композитором может лишь человек, окончивший консерваторию. Что вы скажете на этот счет?
— Я с этим категорически не согласен, потому что научить писать музыку не может никакая консерватория. Можно обучить ремеслу. Конечно, для написания симфоний и опер требуется академическая подготовка. Это правильно.
И в Союз композиторов без высшего музыкального образования не примут, это записано в уставе.
Мы же говорим о песенном жанре. Фундамент профессиональной музыки покоится на народной музыке, а она наиболее ярко представлена песенным творчеством. Либо ты родился с мелодическим даром, либо нет.
Без образования труднее осмыслить, что происходит в жанре, что востребовано. Тем не менее мы знаем выдающихся композиторов без специального образования. Например, Евгений Радыгин. Дай Бог каждому композитору написать такие песни, как «Уральская рябинушка» («Ой, рябина кудрявая!») и другие жемчужины. Или Юрий Антонов — потрясающий композитор, с яркой, самобытной мелодикой. Этот список можно продолжить.
— Кто из участников приглянулся лично вам?
— Да, были артисты, порадовавшие меня. Нет под рукой списка, не вспомню всех, было огромное количество новых имен. Своей энергетикой удивил Михаил Торохов из Зеленогорска, дуэт «Живая вода» из Кемерово, шестнадцатилетний баритон Андрей Домахин из Балахты. Если звезды «лягут», из него может получиться певец такого плана, как Сергей Захаров. У парня отличные природные данные. Очень хороший, слаженный ансамбль из Курагинского района — «Гармония», они поют в стиле ретро, но сегодняшнего дня, у них песни со вкусом аранжированы. Очень достойный, перспективный коллектив, надеюсь, на следующем фестивале ему повезет больше.
— Олег Борисович, вы, если не ошибаюсь, тоже сибиряк?
— Я родился и вырос в Барнауле. Здесь уже узнал, что один из организаторов фестиваля, Александр Кузнецов, — родом из Кемеровской области, почти земляк. Я закончил в Барнауле музыкальную школу, заочно учился в музыкальном училище, а закончил медицинский институт. Шесть лет руководил студенческим эстрадным ансамблем. Мои песни пелись в институте, потом в городе. Если это и было хобби, то очень серьезное.
Почти каждый день я писал по песне. В
— Можно найти ваши песни на
— На фирме „Мелодия“ в свое время вышло два моих
Давно это было. У меня подготовлено восемь дисков, по 15 песен в каждом, и я веду переговоры по их выпуску. Сложно утрясать авторские права с поэтами и исполнителями, пришлось подписывать кучу бумаг. Теперь хотелось бы выйти на порядочную выпускающую компанию, чтобы не обманули, а то ведь предлагают драконовские условия. Надеюсь, в этом году проект будет реализован, и мои песни смогут обрести вторую жизнь.
Геннадий КАЛЕДА.