Погружение в «Аквариум» или «всплытие» новых лиц
Много воды утекло в Енисее с 2007 года, когда в театре оперы и балета, с юбилейной программой в честь 35-летия, «всплывал» «Аквариум» в последний раз в Красноярске. Пятилетка пролетела незаметно, а вот Борис Гребенщиков заметно изменился. Впрочем, только внешне: изменил форму бороды и прическу. А по духу, исходя из беседы до концерта, такой же шутник, и такой же экспериментатор, если исходить уже от сыгранной в БКЗ программы. «Аквариум» расширился, в том числе и за счет иностранных «легионеров», музыкантов, надо отдать должное, высокого класса. Приезд рок-гуру был организован агентством «Музыкальный город».
«Моя песня изначально благая, если ты ещё к этому не привык», — утверждает Борис Борисович. Похоже, привыкли. Зрители блаженно внимали новым песням из альбома «Архангельск», а вещи прошлых лет, благодаря новым аранжировкам и обилию духовых, воспринимались свежо.
В песне «В поле ягода» у БГ есть слова: «20 лет маленький срок. 20 лет я слушаю рок… 20 лет — ерунда, столько мастерства мне дали года. Если мы доживем до седин, то сыграем как «Цеппелин»! Нынче «Аквариуму» 40 лет, а слова БГ лишний раз подтвердились, оказавшись пророческими.
Как известно, жить в обществе и быть свободным от него нельзя, вот и Борис Борисович в своих спичах со сцены был политкорректен, разумеется, с присущим мэтру сарказмом: «Теперь везде марши, митинги и другие классные мероприятия. Пора петь общественно-полезные песни. Мы начали разрабатывать отрасль маршевой музыки. В следующею десятилетку это может пригодиться. Я призываю: перестаньте заниматься всякой… начните писать марши!».
Или вот ещё: «Представим. В Москве на площади им. ак. Солженицына собирается огромный митинг против обвешивания в магазинах. И они все поют: «корова слышит, корова знает…». А в другом месте митинг продавцов за право обвешивать…».
«Чтобы стоять, я должен держаться корней», — уверяет Гребенщиков. А корни, в смысле творческое наследие у группы обширно и разнопланово, каждый найдет, так сказать, на вкус и цвет. А растаманские песни, они вообще — цветные. Но когда в зале более тысячи человек, то всем не угодишь. Слышал выкрик: — Про Козлодоева толкни!
— Это ещё что, мне вот конкретно не повезло с соседями, — поделилась после концерта доктор Маргарита Николаева, — за мной, по ряду, сидела компания из четырех парней, лет по 35. Они каждые полчаса бегали в буфет накатить коньячку и к концу концерта пробирались на место чуть не падая. Они раскачивались в креслах, громко общались, не стесняясь в выражениях, махали руками. Немного подпортили впечатление. Ребята явно не знали новых песен, зато оживлялись на такие вещи как «все говорят, что пить нельзя, я говорю, что можно». Это их тема. Но, несмотря на этих олухов, я была приятно удивлена аранжировками и сыгранностью группы. На их концерте оказалась впервые, а в 80-е, учась в медуниверситете, мы — продвинутая молодежь, многие их песни подбирали на пианино. Слова не просто разучивали, а пытались угадать, что значит очередной символ автора. Да и сейчас, под настроение, исполняю «Город золотой». Тогда и мечтать не могла, что побываю на его концерте. Мы выросли на его песнях, он был кумиром молодежи того времени, и остается таким до сих пор.
Гребенщиков подходит к программам концептуально, точнее сказать, играет то, что данному гастролирующему составу исполнять сподручнее. Поэтому, одни песни оживают и сверкают новыми гранями, а такие хиты как «Поезд в огне» в обойму не вписываются. Концерт, как и обед, имеет определенное время и нужно вкушать то меню, что предлагает гуру. Сегодня и сейчас. «Аквариум» не повторим на сцене. А из-за стола, как рекомендуют диетологи, надо выходить с чувством легкого голода.
Андрей Матвеев приехал на концерт из Железногорска: — Мое знакомство с группой «Аквариум» началось с фильма «Асса», а вот на их концерте впервые. Для меня «Аквариум» — это философия, в какой-то степени. Как стал их слушать — осознал, для чего живу. Сегодня я услышал другой, но все равно бесподобный «Аквариум». Я с 1988 года собираю их альбомы и помню разные составы: русско-абиссинский оркестр, маленький партизанский отряд, всё что угодно бывало. Фантазии Гребенщикова можно позавидовать.
А вот мнение бывшего радийщика Андрея Немкова: — Концертов «Аквариума» я видел много, но впервые услышал с Брайном Финнекеном. Я давно мечтал послушать группу в нормальном зале, с хорошим звуком, именно с Брайном. Меня порадовал подбор песен: и новые песни и старые хиты. В принципе, я услышал то, что хотел услышать. Очень понравились аранжировки песен с альбома «Архангельск». А сам БГ — прекрасный, душевный, радостный!
— Мне понравилось, что было много песен из альбома «Архангельск», в вживую они звучат даже лучше, чем в записи, — прокомментировал Андрей Шевелев, автор лекций по року, — главный вывод после этого концерта: существуют группы, которые свое истинное величие, мощь и гениальность показывают не только в студии, но и на сцене. Причем на сцене, они звучат даже сильнее чем в записи. Например, «Rolling Stones», «Jethro Tull», «Red Hot Chili Peppers», «U2»… Так вот «Аквариум» в ряду таких великих концертных коллективов. Отмечу и такой факт. В данном составе собрались не только люди, которые играют музыку сочиненную Гребенщиковым, а музыка сама притягивает тех людей, которые ей нужны. Английский барабанщик такой сдержанный, строгий, но очень, на самом деле, правильный. Великолепная духовая секция, для многих песен просто необходима. Сам БГ в отличном настроении и форме. Так что для истинных ценителей всё сложилось удачно, погружение в «Аквариум» прошло успешно!
Процитируем БГ еще раз: «Какая радость, когда человек что-то слышит» и «Гармония мира не знает границ». Казалось бы, «Аквариум» маленькое замкнутое пространство? Ан, нет. Планета Земля, тот же «Аквариум». Одно верно, мы в замкнутом пространстве, а БГ пытается расширить нам сознание. На своем языке. А имеющий уши — услышит.