«БродяГа» БГ в туре от Москвы до Байкала
12 февраля в красноярском оперном театре прошел концерт Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» в рамках тура по Сибири. Заявлен он был как юбилейный — 35 лет «Аквариуму» все-таки! Впрочем, сам БГ на этом факте особенно не заморачивается. Концерт не был похож на торжественную оду самому себе в духе «Моя жизнь». А что касается пресс-конференции, то те, кто хоть раз побеседовал с БГ, знают, что, независимо от количества журналистов, она неизбежно превращается в задушевный разговор за жизнь. Даже если проходит в режиме «блиц»…
— Программа, которую мы сегодня услышали, может претерпеть какие-то изменения?
— Никто этого не знает. Сегодня мы все это играем в первый раз, придумываем по ходу дела. Вообще то, для сегодняшнего концерта задумывалась другая программа… Просто у нас разные фракции в группе лоббируют разные песни.
— И много в группе фракций?
— Каждый день по-разному.
— Почему так мало прозвучало песен с альбома «Беспечный русский бродяга»?
— Концерт и без того получился длинный. Что бы вы хотели из него выкинуть?
— Ничего, конечно. Но, может быть, в других городах, где вы побываете во время тура, побольше из «Бродяги» споете?
— Возможно. Сегодня мы попробовали сыграть так, а что будет дальше — неизвестно. Этот тур, строго говоря, не юбилейный и не в поддержку какого-то конкретного альбома. Другое дело, что сейчас мы готовимся к выпуску альбома «Феодализм», который должен был выйти еще в 89-м, но так и не вышел. А потому играем много песен того времени, которые мы надолго забыли и которые никогда не выходили под одной обложкой. В свое время у нас не хватило ни сил, ни энергии, чтобы издать «Феодализм», а сейчас мы его все-таки собираем.
— Среди спонсоров тура случайно нет какой-нибудь алкогольной компании? Буквально каждая третья песня, прозвучавшая на концерте, про питие…
— У меня ответ на это стандартный: а вы читали Омара Хайяма? Всю жизнь человек это дело воспевал, хотя сам не пил — он ведь был суфий.
— Вы возите с собой лицензионные пластинки? А то в фойе сегодня продавали какие-то более чем сомнительные копии… Как вы вообще относитесь к музыкальному пиратству?
— Я отношусь к этому просто: когда люди в России будут получать достаточно денег для того, чтобы приобретать лицензионные пластинки, тогда я буду за то, чтобы они только их и покупали. А пока, считаю, пираты делают доброе дело…
— На сцене во время концерта висел Веселый Роджер — флаг с черепом и костями. С чего бы это?
— На самом деле этот символ вы найдете в каждой церкви. Это не Веселый Роджер — это Адамова голова, которая лежит под распятием. Так что, можно сказать, у нас христианский символ на сцене находился…
— Часто ли вы обещаете какие-то вещи, которые потом не выполняете?
— Я вообще никогда в жизни никому ничего не обещаю. Потому, наверное, и жив до сих пор.
— Бывает ли, что вы слушаете известных музыкантов с громкими именами — и у вас не возникает с ними абсолютно никакого соприкосновения?
— Да. Например, это блюз — весь без исключения. В одной из программ я исполнял пару вещей, хотел больше, но… меня природа остановила.
— В Барнауле вы открыли центр для женщин, пострадавших от насилия. Почему именно там?
— Это была не моя инициатива — мне принесли оттуда письмо. Если бы я выбирал сам, вряд ли бы выбрал именно Барнаул. Скорее всего, начал бы с Москвы…
— В концерте прозвучало много лирических песен. Есть ли среди них те, которые посвящены какой-то конкретной женщине?
— Вообще любое творчество всегда посвящается кому-то конкретному. Но пока никому из поэтов не удавалось назвать Ее по имени…
— Скоро появится радиостанция имени Аллы Пугачевой, которая будет играть только ее песни. Если бы вам поклонники предложили нечто подобное — вы бы согласились?
— Я считаю, что это бессмысленная трата эфира. Как сказал кто-то из древних, если бы все пели одну ноту, человечество никогда не узнало бы, что такое гармония.
— Лет пятнадцать назад на одном из ваших концертов возникло ощущение: все, это пик, вершина, эта группа может играть все лучше и лучше вживую, но в студии ничего нового уже не создаст. Не было желания работать именно в таком режиме — исполнять песни, которые уже есть, а над новыми не заморачиваться?
— Во-первых, это скучно. А во-вторых, с тех пор мы успели придумать два альбома — другое дело, что записать их не успели. Вообще, когда живешь, не думаешь о таких вещах — все происходит и рождается само собой.
— Вы не утопаете в собственной глубине? Что вас держит наплаву в этой жизни?
— Вы знаете, я не чувствую ни глубины, ни высоты. И ощущения, что тону, у меня тоже нет.
— Вы стали более внимательны к своему здоровью? Вон и сигареты легкие курите…
— Я всегда трепетно к нему относился. То есть даже представить трудно, от каких вещей в жизни мне уже пришлось отказаться.
— Помните свое первое знакомство с уральской музыкой? У вас тогда не было ощущения, что из Свердловска идет что-то талантливое, мощное, но и столь же бесчеловечное и бессердечное — в отличие, например, от вашей музыки? И ведь это шло от Ильи Кормильцева.
— Согласен. Но без Ильи они бы недалеко ушли. Вообще, когда я услышал «Наутилус» впервые, мне просто понравилось, что есть на свете такие люди. Анализировать их музыку я начал лишь несколько лет спустя.
— У русского рока есть будущее?
— Судя по тому, что прошлого нет — будущее, несомненно, есть.
Организатор концерта — продюсерский центр «Музыкальный город», февраль 2007 г.