Война во льдах и подо льдами

Стелла защитникам обороны Диксона на горе Южная Причал на Диксоне, построенный в 1942 году из сибирской лиственницы Стелла защитникам обороны Диксона на горе Южная Памятник героям- североморцам на о.Диксон, 12 моряков захоронены в цоколе памятника

ОБЩЕКРАЕВОЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ГРАНТОВОЙ ПРОГРАММЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

«КРАСНОЯРСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ»

СОЮЗ ЖУРНАЛИСТОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Малоизвестные эпизоды о Великой Отечественной войне в Арктике и Красноярском крае.

По Северному морскому пути, как самому экономичному, шли грузы на фронт с запада на восток и с востока на запад. С 1941 по 1944 год корабли и подводные лодки Гитлеровской Германии вели боевые действия в Баренцевом, Белом и Карское морях.

Уже 23 июня 1941 года немцы бомбили Мурманск и зашли в Баренцево море, рассчитывая, что захват Кольского полуострова приведет к гибели Северного флота. Но наступления на Мурманск одно за другим проваливались. Тогда гитлеровцы захватили порт Нарвик в Северной Норвегии, создав там группу «Норд».

Началом арктической войны на территории Красноярского края считается 27 августа 1942 года, когда фашистский крейсер «Адмирал Шеер» открыл огонь по Диксону, предварительно расстреляв и потопив 26 августа ледокольный пароход «Сибиряков», доставлявший грузы полярникам. По планам спец.операции гитлеровского командования против северных конвоев под кодовым названием «Вундерланд» («Страна чудес»), десант из 180 автоматчиков должен был высадится на Диксоне, захватить пленных из числа руководящего состава Западного сектора Северного морского пути, карты морских ледовых проводок, поджечь угольные склады и уничтожить радиостанцию, поддерживающую связь с Красноярском.

«Сибиряковцы» успели передать на Диксон тревожное сообщение, и здесь были готовы к любым неожиданностям: 26 августа женщин и детей, а также ценные карты морских ледовых проводок вывезли во временно организованный лагерь в устье реки Лемберовой. В случае угрозы захвата полярной станции порта двух поселков, в тундре за сутки был сооружен дополнительный склад продовольствия

Основной огневой удар врага принял на себя маленький сторожевой корабль, «Дежнев», смертью храбрых погибло 5 дежнёвцев, 51 моряков получили тяжелые ранения, пароход «Кара», имевший на бортах огромные запасы взрывчатки менее пострадал, под разрывами снарядов и под прикрытием дымовой завесы, он был выведен в Енисей. Пароход «Революционер» тоже подвергся обстрелу, но выпустив дымовую завесу ушел в бухту «Самолетная». Маленький отряд береговой батареи мужественно сражался и повредил ют линкора: на фашистском судне вспыхнул пожар. Рискуя оказаться в ледовом плену без возможности ремонта, линкор вышел из зоны обстрела береговой батареи и покинул район Диксона. На обратном пути уничтожил полярную станцию Туманную на острове Медвежьем. Прямым попаданием на Новом Диксоне поджег электростанцию, подающую энергию радиоцентру, нефтепровод, загорелись жилые дома. Однако, в проливе Превен был еще раз подбит точным артобстрелом батареей Николая Михайловича Корнякова.

Всего противник выпустил 456 снарядов разного калибра. Впоследствии, до 1945 года караваны судов сопровождал конвой.

В 1942 году для перевалки грузов, ремонта и заправки судов углем, на Диксоне срочно был построен причал из сибирской лиственницы, плахи гигантских размеров привезли по Енисею из Красноярска на 3-х баржах, и устлали дно диксонской бухты. Причал принимает корабли до сих пор.

В августе 1944 года в 60-тит милях от острова Белый случилась еще одна страшная трагедия, гражданский транспорт «Марина Раскова» с 519 пассажирами на борту и шедший в сопровождении конвоя на Диксон, был атакован подводными пиратами. На единственном уцелевшем тральщике, кунгасе, вельботах и катере спаслись 258 человек.

В сентябре 1944 года две подлодки противника расстреляла судно «Норд», перевозившего смену зимовщиков, фашисты взяли в плен полярников и смену караула Карской военно-морской базы, возвращавшихся с полярной станции «Мыс Стерлигова»: 50 автоматчиков высадились на мысе, захватили полярников и учинили настоящий грабеж имущества и продовольствия, имеющееся на станции. Начальнику полярной станции Войцеховскому удалось бежать, переправившись по хрупкому льду реки Лемберова. Остальные плененные были освобождены из концлагерей Норвегии и Польши советскими войсками весной 1945 года.

Тайно оборудованная станция фашистов с 1942 по 1945 находилась в заливе между землей Александры и землей Георгия архипелага «Земля Франца-Иосифа». Нетронутые свидетельства их пребывания были обнаружены лишь в 1951 году.

Самая экономичная и быстрая и доставка грузов Севморпутем — имела решающее значение в исходе войны. Однако, несмотря на сопровождение грузовых судов военным конвоем, гитлеровские подводные лодки расстреливали и топили целые караваны, и ушли из северных морей только в 1945 году.

Заполярье — единственное место, где моряки-североморцы захоронены в цоколях многочисленных памятников.

Моряки — североморцы сражались беспримерно мужественно, и памятники их вечному подвигу установлены на многочисленных островах в Карском море и на Диксоне.

Цель проекта — информировать о великой роли воинов-североморцев — защитников Северного морского пути.

По исполнению проекта проведен опрос 300 респондентов.

Опрос показал, что 90% населения Красноярского края не знает исторических сведений о войне в водах Северного Ледовитого океана и Енисейском заливе.

Создан документальный фильм «Война во льдах и подо льдами» с участием единственного, оставшегося в живых героя обороны Диксона Михаила Георгиевича Пашева.

Выпущен буклет о великом значении Северного морского пути в исходе войны, к которому сибиряки имеют прямое отношение, с описанием отдельных трагических эпизодов в ходе боев в Карском море. Использованы архивные фотографии, свидетельства участников боев, факты.

Исполнители проекта:

1. Нелюбин В.В. — директор проекта, Председатель Правления РОО «Союз журналистов Красноярского края, директор КГТРК «Красноярск».

2. Захаренко Г.А. — руководитель проекта, секретарь РОО «Союз журналистов Красноярского края», режиссер.

3. Гвоздев А.В. — оператор.

4.Фейтельберг М.Б. — оператор.

5. Ламберг В.Н. оператор.

6. Сидельников А.А. — компьютерная графика

7. Гиренко А.И. — монтажер.

8.Лубнина А.Ф. — консультант.

9. Реданский В.Г. — консультант.

10. Григорьев А.А. — журналист

11. Зарубко А.Е. — бухгалтер

Комментарии