КИНОКУЛЬТПРОСВЕТ

«Люди приходят в кино, чтобы разделить одну и ту же мечту»

Бернардо Бертолуччи

В далеком уже 1930 году была создана Восточно-Сибирская студия кинохроники. В зону ее профессиональных интересов входили Якутия, Читинская область, Красноярский край с автономными округами, а также Хакасия и Тува.

Первые сибирские фильмы, как, впрочем, и большинство российских начала прошлого века, конечно же, не сохранились. А вот послевоенный кинематограф развивался очень динамично: снимались бесценные кадры истории развития далеких от Москвы регионов. Киножурнал «Восточная Сибирь» и документальные фильмы студии демонстрировались по всей стране. Снимать же приходилось в очень нелегких условиях — мало того, что климат у нас, мягко говоря, не совсем простой, так еще накладывались и технологические проблемы — работали на 35-миллиметровой кинопленке, которая в производстве требовала массу операций: сначала надо ее отснять, потом проявить, напечатать, напечатанный позитив смонтировать и т. д. Камера тяжеленная, осветительные приборы тоже — кинопленка требует очень много света… Вес «всего» иногда доходил до 500–600 кг. Попробуй потаскай! А вдобавок ко всему весь наш кинематограф подчинялся жесткой идеологии. И если к игровому кино относились лояльнее (там сюжеты ведь придуманы), то к документальному требования были жесткие («Почему это у вас трактористы без галстуков?»).

Красноярская киностудия появилась в 1981 году (правда, всего лишь как филиал Свердловской) благодаря инициативе тогдашнего первого секретаря крайкома Павла Федирко, который мечтал снимать в Красноярске не только документальное кино, но и художественное. К нам потянулись многие выпускники ВГИКа… В 1991-м студия получила самостоятельность, но… наступила перестройка, и стало не до кино. Прекратилось государственное финансирование. Когда оно было, власть могла экономить на зарплате, но не экономила на самом фильмопроизводстве. Сколько просили денег на фильм, столько и давали. Но пришло время «вседозволенности» и «самоокупаемости». Тогда наших кинодокументалистов не раз выручали друзья. Например, при работе над фильмом «Братья» (ставшего впоследствии известным не только в России) съемочную группу забрасывал на попутных вертолетах в тайгу туринский авиаотряд под руководством Андрея Чернова. Впрочем, после тяжелых 1990-х государство опять стало проводить конкурсы и давать хотя бы какие-то деньги на производство фильмов. Однако пришла другая беда: фильмы снимались, а потом складировались, никому ненужные. Потому как напрочь была разрушена система проката.

Молодое поколение плохо знает или не знает вообще, что такое документальное кино. Когда-то его показывали на большом экране, но с тех пор, как кинопрокат превратился в чисто коммерческое предприятие по продаже попкорна, показывать перестали. А ведь когда-то в прекрасном кинотеатре «Совкино» существовала очередь на такие фильмы: людям было интересно, чем живет край. На базе Красноярского музейного центра был организован клуб неигрового кино. В конце 1980-х на киностудии существовали показы по четвергам, на которые собиралась вся красноярская интеллигенция… К сожалению, то ли у нас не было такой популяризации «документалки», как, например, в Екатеринбурге, Иркутске, Новосибирске, то ли в сфере кинопроката не хватало грамотных специалистов… но, когда прокат «накрылся», красноярские хроникеры стали работать только на фестивали. Благо в одной Европе только документального кино их около 400. Но даже очень успешные работы не окупали затраченные на них деньги.

Тем не менее за годы существования красноярского кино было создано более 70-ти документальных фильмов и свыше 120-ти киножурналов «Енисейский меридиан». Более 60-ти работ киностудии стали победителями и дипломантами отечественных и международных кинофестивалей. Здесь снимали свои дебютные фильмы ведущие режиссеры-документалисты страны: Сергей Мирошниченко, Людмила Уланова и Сергей Князев. Съемочные группы Красноярской киностудии участвовали во многих совместных проектах с ведущими отечественными и зарубежными продюсерами. Наибольшее признание получили фильмы «Госпожа Тундра» Сергея Мирошниченко (Гран-при Международного кинофестиваля в Оберхаузене и многочисленные призы всесоюзных фестивалей), «Плотина» Владимира Кузнецова (Гран-при Международных фестивалей в Катовице и Остраве), «Братья» Ирины Зайцевой (приз Российской киноакадемии «Зеленое яблоко, золотой листок» и приз за лучшую операторскую работу Святослава Чаплинского на Свердловском кинофестиваля неигрового кино «Россия»). И в последние годы Красноярская киностудия превратилась в одну из лучших в стране. До последних дней все ее фильмы становились фестивальными, а две трети — призовыми. Даже постфактум (после «кончины» студии) в мае 2008-го первое место присудили нашему фильму «Чувствую себя защитником» на IV Международном телерадиофестивале «Победили вместе», проходившем в Севастополе.

Очередной этап трудностей для кинопроизводства Красноярья начался 17 апреля 2008 года. Здание местной киностудии продали на торгах, его хозяин, бизнесмен Михаил Баранов, выкупивший здание за 17 млн 600 тысяч рублей, явно не был заинтересован в сохранении профиля своего приобретения. Хотя поначалу он уверял, что никто из сотрудников не уволится — кино будет! Но, видимо, убедившись в крайней затратности (а стоимость среднего документального фильма около миллиона), быстро отказался от своих планов.

Что ж, если человека интересует собственность в центре города, а не кино — это понятно! Удивительно другое. Цена вопроса была — около 18 млн рублей, и если бы краевая казна выделила эти деньги, киностудия перешла бы в краевое владение и стала краевым учреждением. Но… собственно, и прежде, как говорят документалисты, Красноярская киностудия не пользовалась в крае должным вниманием власти — многие ее воспринимали как какую-то федеральную структуру, не имеющую отношения к региону.

Большинство кинодокументалистов после этого разъехались кто куда. При отсутствии условий хранения уникальные архивы Красноярской киностудии уехали за пределы края: в специальный архив Госфильмофонда в Красногорск и Иркутск (одна часть). Другая (что снято до 1990 года) являлась собственностью Свердловской киностудии и оправилось в Екатеринбург.

С того времени прошло более двух лет, и позиция государства по отношению к киноискусству изменилась. Сегодня ни одно культурно-массовое мероприятие не обходится без кинопоказа. Развитие кинематографа в крае в настоящее время является предметом особого внимания со стороны министерства культуры. Кроме того, была принята концепция развития кинематографии и аудиовизуальной культуры в Красноярском крае.

Сегодня не только в Красноярске, но и на всей территории края открываются студии, кружки, школы, где подрастающее поколение учат основам экранного творчества. Работы юных режиссеров оцениваются на фестивалях и конкурсах. Так, в Норильске проводится фестиваль «Полярная сова», где строгим жюри оцениваются работы со всего края. И все в один голос говорят о том, что будущее у киноискусства в крае есть.

В рамках Международного Канского видеофестиваля, который ежегодно проходит в Канске, проходят мастер-классы, дающие старт для появления новых видеоработ.

Если говорить об архиве киностудии, то он потерян не будет. Краевое государственное бюджетное учреждение культуры «Красноярский кинограф» планирует собрать воедино все хроникальные видеоматериалы. В рамках стартовавшего проекта «Возвращенная кинохроника» уникальные киноматериалы послевоенного времени, связанные с краевым центром, были присланы из Иркутскоблкинофонда и теперь находятся в Красноярске.

Часть киноархива переведена в цифровой формат для возможности оперативного обращения к аудиовизуальной летописи при изучении истории и культуры Красноярского края. Более того, созданием кинолетописи занимаются специалисты «Красноярского кинографа». Ведутся съемки со всех масштабных культурных событий, к юбилеям и знаменательным датам снимаются короткометражные фильмы. Например, к юбилею поселка Диксон и к 65-летию победы в Великой Отечественной войне был снят фильм «Самая холодная война» о водных сражениях в порту Диксон, о провале фашистской операции и мужественном противостоянии советских моряков.

В разные периоды кино в крае переживало и взлет и падение. Время откладывает свой отпечаток на развитии всего, что нас окружает.

Сегодня очевидно, что кино необходимо краю в своем новом качестве. В качестве массового общения. С одной стороны, кино — это нечто личное, камерное, с другой — массовое общение, диалог с экраном. Кино обладает удивительной массовой энергетикой.

Задача для государственных органов — позаботиться о сохранении и создании летописи. Потому как кино — это история, которая с каждым днем наполняется новыми событиями, лицами и именами. И ту просветительскую роль, которую несет в себе кинематограф, мы можем реализовать только сообща.

Развитие кинематографа поддерживают и федеральные, и краевые органы власти. Все очень хорошо понимают значение кинематографа, его основную цель. И цель — это не просто развлечение, а заполнение современного досуга духовно-нравственным содержанием. Сергей Шереметов

27 августа — День российского кино!

27 августа в России отмечается День российского кино (согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР № 3018-Х от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях», в редакции Указа Верховного Совета СССР № 9724-XI от 1 ноября 1988 года «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях»).

КГБУК «Красноярский кинограф» поздравляет всех красноярцев и жителей края с этим замечательным праздником. Праздник кино — праздник для всех. Потому как нет такого человека, который бы не любил кино. Поздравляем и тех, для кого кино — сфера профессиональной деятельности, ведь, как поется в песне, «кто в этот мир попал, навеки счастлив стал». Всех-всех- всех еще раз с Днем российского кино!

Коллектив КГБУК «Красноярский кинограф»

Опубликовано: Вестник Земли Сибирской", № 7, сентябрь 2010 г Дата публикации: 25.09.2010

Комментарии