Камбоджа. Путешествие. Ангкор-Ват — храм, устремленный к звездам!

Путь на Ангкор-Ват Путь на Ангкор-Ват Мост, с которого начинается путь на Ангкор-Ват Вокруг храма огромный искусственный водоем Этой набережной тысяча лет! Начинаю путь по дороге... ведущей назад! Мост и водоем возле Ангкор-Ват Ангкор-Ват отражается в воде Здесь чувствуешь себя как на крыльях! Первая лестница Ангкора Одна из библиотек по дороге в основной храм Здесь почти каждый камень украшен и имеет свое значение Боковой спуск с моста возле библиотеки Кхмерские рабочие поддерживают порядок в парке Группа туристов входит в первое сооружение Ангкора Семиглавая голова Наги, богини змей Постоянный житель Ангкора пробивается ананасами от туристов Как на кольцах, храм надо обходить по кругу- слева направо Заходим в глубь веков На территории Ангкора Кхмерское искусство резьбы История на ладони. Изображения можно ощутить руками В красном - жених и невеста, посещающие храм Статуя Вишну Под сводами храма Бог Вишну, вид сбоку Стопы Бога. Гид рекомендует к ним прикоснуться Лестница в небеса! От величия храма невольно впадаешь в умиротворение Монахи следят за чистотой у статуй с Буддой Монахи подкладывают свечи для туристов и поддерживают огонь Этот камень сакральный, стоя на нем загадывают желание Вот из таких камней и построен храм Внутри храма более дышащий камень латерит, снаружи песчяник Храм строился без цемента, камни плотно подгонялись друг к другу Между собой камни сцепляли с помощью креста Внутренний двор Ангкор-Ват, служил бассейном Возможно раньше тут был бассейн для короля Изображения танцовщиц Апсара Одна из башен храма Ангкор-Ват в Камбодже Галерея с резьбой Вид на первую галерею с моста Потолок с барельефами в одном из переходов храма Галерея балерьефов содержит 1200 кв м резьбы песчаника Барельефы располагаются горизонтально слева направо Скорее всего сцена из эпоса Махабхарата Армия короля Сурьявармана II, на конях - генералы Индуистское божество Вишну Вид из галереи на внутренний двор В галерее храма Ангкор-Ват можно часами разглядывать рисунки Сценка из индийского эпоса Некоторые изображения отшлифованы руками туристов Изображения в галерее Ангкор-Ват Возможно, тоже индуистское божество Вишну Рисунок в галерее Ангкор-Ват Боги и демоны пытаются добыть эликсир бессмертия На другом конце канат тянет демон В центральной части Ангкор-Вата Почти в центре эпоса, тянусь за эликсиром Не устаешь восхищаться мастерством древних кхмерских резчиков Зеленая лужайка вокруг храма Одна из башен Ангкор-Ват Обезьянам удобно лазить по крыше с резьбой Прогулка по крыше В храм, как домой! Артефакты, собранные у одной из стен храма Дверь, ведущая в небо! Очередь туристов, желающих попасть в верхнею точку Ангкор-Ват Геннадий Каледа покоряет Ангкор-Ват В обратный путь, к нашему тук-туку Дырки в камнях для перетаскивания их с помощью деревянных палок Своды Ангкор-Ват, консольная кладка Галерея - вечный памятник мастерства древних кхмеров Более 1500 Апсар украшают стены Ангкор-Ват! Камбоджа, храм Ангкор-Ват, вид сверху

Если вы что-то читали или видели про самый большой в мире сакральный храмовый комплекс Ангкор-Ват в Камбодже, то ступать на его территорию вы наверняка будете с замиранием сердца и с надеждой постижения хоть какой-то из тайн этого дворца. Крутые ступени дворца Богов — трудный путь на небеса, барельефы на стенах — книга бытия о сотворении мира, архитектура комплекса — дар из прошлого, вырезанный из камня и пять башен, слегка напоминающих кедровые шишки, невозмутимо взирающие на джунгли…

Туристы «поглощают» это величие с широко открытыми глазами и, неизменно, стучащим в мозгах вопросом — как они могли это сотворить тысячу лет назад?! Автор не претендует на истину в данном материале, а лишь пытается упорядочить, в собственном воспаленном воображении, впечатления от соприкосновения с космосом. Ангкор-Ват — земной храм, но божественного происхождения, воздвигнутый в нереально короткие сроки и использованием внеземных знаний.

Если вас интересуют кхмерские руины — вы непременно должны побывать в провинции Сием Рип, на северо-западе Камбоджи, где находится крупнейший в мире храмовый комплекс, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Считается, что храм был посвящен богу Вишну Брахманизма. А вот кто его спроектировал, однозначного ответа нет, но однозначно, что без божественного провидения здесь не обошлось.

Считается, что храм является земной копией Вселенной. Внешняя стена — словно горы на краю мира, огромный ров вокруг комплекса — это океан омывающий землю, а пять башен соответствуют вершинам мифической горы Меру.

Во всех официальных источниках указывается, что храм был воздвигнут в ХII веке, за время правления короля Сурьявармана II (1113- 1150 н. э.). Королем он стал в 14 лет, захватив власть у своего дяди, устроив засаду и нападение, так как прямым наследником не являлся. Он взял себе имя, которое переводится как «Щит солнца».

Сурьяварман II, тут надо отдать ему должное, приступает к объединению империи и за время правления значительно её расширяет. Чтобы оправдать перед народом свое божественное предназначение, юный король задумал строительство грандиозного храма для общения с индуистскими богами, где после смерти он должен будет погребен. По тем временам это один из способов укрепить и продемонстрировать свою власть. Храм-гора задуман как место поклонения короля своему покровителю Богу Вишну и как ворота в загробную жизнь.

Предшествующие короли, а династия берет отсчет с 802 г. н. э., тоже строили храмы, но более скромных размеров, а Сурьяварману нужно всех затмить. Ученые предполагают, что на строительстве могло быть задействовано от 50 до 150 тысяч работников. Это и крестьяне, работающие за пищу и духовную награду, и рабы, захваченные в войнах.

Храм начали строить на болоте, в столице государства, где проживало несколько сот тысяч кхмеров. Город стремительно развивался и превратился в огромный мегаполис с населением до миллиона жителей. В ХIII–XIV веках это был крупнейший город, не только в Азии, а в мире, площадью около 300 кв. км. Население в Париже и Лондоне, для сравнения, составляло по 20–30 тысяч.

Под храмовый комплекс, среди болота и джунглей, была очищена площадь порядка 200 гектаров или более 200 футбольных полей. Жизнь здесь зависит от смены климата — после сезона дождей восемь месяцев засуха. 90% влаги выпадает в сезон дождей. К ближайшим рекам и озерам прорыли каналы. Еще в IX веке для снабжения города начали создавать разветвленную водную систему. Храм Ангкор-Ват, как корабль — чтобы он не сел на мель, строителям пришлось укротить силы природы и создать резервуар воды, выкопав вокруг храма огромный ров (периметр 5,5 км., ширина рва 200 м.). Полтора млн. куб. м. илистого грунта и песка вырыли под водоем. В ров поступала вода, в том числе с крыш храма, во время сезона дождей, поддерживая водный баланс, за счет чего, даже заброшенный на несколько веков, храм довольно хорошо сохранился.

Ров пересекает дорога из камня длиной в 250 метров, заканчивающаяся у ворот с тремя небольшими башнями. В середине моста есть два спуска слева и справа, обрамленные балюстрадами семиглавой змеи Наги, по легенде, покровительницы кхмерского народа. Спуски ведут к зданиям, как считается, библиотек. На лужайке возле строений есть по пруду 65 на 50 м., в воде которых отражаются башни впереди стоящего храма. Все просчитано очень точно. В каждую сторону от первых ворот вдоль рва — длинная крытая галерея с квадратными колоннами. Проходя по мосту, ещё не видишь всего великолепия дворца, но уже пробуждается чувство таинственности.

Тщательность подгонки камней — идеальная, лезвие ножа не просунешь, к тому же при строительстве не использовался цемент, либо иной раствор, камни сцеплялись между собой по принципу замка. Это позволяло резчикам создавать шедевральные каменные полотна. Здесь строили рай на земле!

Пройдя немного по внутреннему дворику, попадаешь в ещё одну галерею на первом уровне длинной по 400 метров по обе стороны от центра, покрытую барельефами. Только представьте себе каменное полотно общей площадью 1200 кв. м. резьбы песчаника!

Русских туристов в тот день, похоже, кроме нас двоих, не было, и наши восторженные комментарии у входа на мост услышал кхмерский гид, говорящий по-русски. Он сам подошел и предложил свои услуги гида по храму. Николай, как он просил себя называть, некогда учился в Советском Союзе, по профессии — преподаватель истории, рассказывал нам о храме с любовью и довольно подробно. Из его комментариев мы почерпнули немало сведений.

Без подсказок гида, разобраться во множестве тесно переплетенных сюжетов на стене галереи, довольно сложно. Тут, пояснял Николай, армия короля с генералами на конях, вот битва Курукшетра (сцена из эпоса Махабхарата), это битва из Ланки (сцена из эпических Реам Ке), а здесь суд Ямы — ад и рай, вот победа Вишну над Демоном…

Особенное внимание Николай обратил на сценку из обычной жизни в конце восточной галереи, где мужчину наказывали за измену жене. Так сказать, показательно-воспитательный момент! Эта каменная Библия для простого малограмотного кхмерского народа того времени, сейчас воспринимается, если медленно идти вдоль стены, как фильм в формате 3D. Посмотрите фото и вы увидите эффект объемного рисунка: есть передний фон, задний, а есть детали уходящие вглубь, на третий план. Исполнение виртуозное.

Резьба делалась по песчанику в основном на 2–3 см. В храме есть надписи на санскрите и кхмерском языках, но имен художников обнаружить не удалось, известно лишь, что были младшие и старшие резчики и были Мастера. По храму раскидано более 1500 изображений небесных танцовщиц Апсар, и ни одна из них не повторяется, есть мнение, что среди резчиков были и женщины, именно они кропотливо вырезали Апсар, цветы и узоры. Резьбой покрыто чуть ли не всё в храме, начиная с крыши. Можно предположить, что только резчиков трудилось несколько сотен. Дома в городе строились из дерева и плотницкое дело, за несколько веков, находилось на высоком уровне, резчикам по камню было у кого перенимать опыт. И что немаловажно, по завершению работ барельефы покрывались золотом. Ослепительная картина! Лицезреть эти рисунки во всем великолепии простой народ мог по праздникам.

Нельзя не сказать о камнях. Тысячи камней за тысячу лет не изменили своего положения. В храме преобладают коридоры и небольшие залы, когда требовалась арка, делали консольную кладку, складывали камни, как кубики. Стены укрепляли ступенями, они служили и служат опорами здания, — использован принцип давления и противодействия.

Первый каменный слой зданий делался из латерита (см. на фото). Это камень из железа, алюминия и кварца. С ним легко работать, когда он добыт, потом он становится твердым, но из-за пор, это более «дышащий» камень, хотя и рисунок на нем не сделаешь. На облицовку добывали песчаник. Чуть выше города, км за 30, есть каменные утесы, там возникли первые храмы кхмеров. Блоки весом подчас до одной-двух тонн переносили специальные команды на понтонных баржах. По берегам каналов баржи тянули буйволы и слоны.

Теоретически, так могло и быть, а практически, в это слабо верится. Перетащить надо было десятки тысяч многотонных камней, а их еще надо было добыть из скал, а потом точно разбить на равные блоки, и, что наиболее сложно, отшлифовать и идеально совместить друг с другом, порой на высоте до 60 метров?! Так, центральный храм находится на высоте 42 метра, а высота главной башни 65 метров. Есть версия, что блоки из песчаника отливали на месте в деревянных каркасах, от того они и получались ровными… Возможно! Но как их поднимали на высоту двадцатиэтажного дома?

Конечно, в историю строительства храма я не изучал досконально, возможно, опытный строитель докажет, что сие не чудо, а дело техники. Но в том то и дело, что никакой техники, акромя примитивной, вроде кирки да, может быть, лома, у древних кхмеров не было. И это приводит в ступор мозги филолога. Остается только уповать, что дворцы для Богов возводились не без их же помощи. Без неких тайных знаний тут не обошлось, причем взятых из одного очень древнего источника.

Сами кхмеры приписывают постройку этого храма некоему божественному архитектору Висвакарману. Храм состоит из пяти прямоугольников, один внутри другого. Ров и внешние стены необычайно точно расположены по сторонам света. Без знаний астрономии сделать это было бы невозможно. Стоит упомянуть о том, что к власти были допущены жрецы-брахманы. Они были министрами, советниками короля, судьями, обеспечивали сохранность королевских династий, они же являлись хранителями сакральных знаний. Возможно, из их числа назначался прораб-уникум? Как ни крути, а подросток, хоть и из королевской семьи, придумать столь масштабный храмовый комплекс не мог.

На одном из храмов Ангкора нашли надпись на санскрите: страна Кампу подобна небу. Невольно напрашивается вопрос: какому небу — реальному или звездному? Если соединить главные храмы Ангкора, что и сделали ученые, то получится схема необычайно похожая на созвездие Дракона. Прослеживаются параллели по пирамидам в Египте и сооружениям майя. В долине Гиза есть три пирамиды, схема расположения которых совпадает с тремя звездами в созвездии Орион. В 1996 году было сделано открытие, что идеальное совпадение их схем приходится на день весеннего равноденствия в 10 500 г. до н. э. Совмещение храмов Ангкора с картой звездного неба при помощи астрономической программы на компьютере показало ту же дату. Случайность?

В легендах шумеров, у египтян, в индийских Ведах были обнаружены одинаковые числа (12, 30, 36, 54, 72, 108, 2160, 4320), которые «всплывают» в храмах Камбоджи. Один астроном назвал их числами прецессионального кода, это связано с движением Земли вокруг оси. (Наткнулся в интеренете на такое пояснение термина: «Ось вращения Земли по отношению к Небесной механике с точки зрения земного наблюдателя. Объясняю. Сейчас ось на севере Земли указывает в небе на Полярную звезду. Значит Север там! Но так было не всегда! Примерно 26000 лет назад для моряков, магов и т. д. Север указывала звезда Вега. Еще 26000 лет назад — альфа Дракона. Еще 26000 лет назад — опять Полярная Звезда. Вот что такое прецессия! Этот процесс можно сравнить с вращением юлы»).

Судя по некоторым совпадениям, эти числа были знакомы главному архитектору или жрецам. Например, 54 башни в храме Байон с каменными лицами, в сумме 216 изображений, а это число ровно в десять раз меньше продолжительности одной прецессиальной эры. 54 бога и 54 демона (в сумме 108!) тянут змея на барельефе Пахтание океана, когда Вишну добывает эликсир бессмертия. Ангкор-Ват находятся на 72 градуса восточнее Египетских пирамид. Есть 72 храма Ангкора, а 72 года составляют один градус, если цикл прецессиального кода поделить на 360…

Согласитесь, очень занимательная нумерология, на которую я наткнулся в одном научно-популярном фильме за 2007 год про храмы Ангкора. В фильме том высказана мысль, что Ангкор — это огромная модель прецессии. Только носителем языка математики стала архитектура. Если это так, то были ли короли кхмеров посвященными в древние знания и кому адресовались послания в вечность? Может, грандиозные стройки делались ради бессмертия души? Как можно понять, короли не только верили в рай, а активно его строили. И все же, затевались эти умопомрачительные храмы ради собственной славы или служили некоей идее? Не потому ли кхмерская цивилизация впоследствии развалилась, что выполнила свою миссию на историческом отрезке времени.

Ангкор-Ват притягивал нас еще с прошлого года, когда были в Тайланде. Хотели поехать в Камбоджу на экскурсию, однако, по каким-то причинам поездка отменилась. Через год звезды сложились, и мы, не раздумывая, отправились непосредственно в Камбоджу. И до сих пор под впечатлением именно от Ангкор-Ват, так как вопросов для пытливых умов не убавилось, а появилось еще больше. Значит, есть повод вернуться. Лично мне хочется погрузиться не в море с аквалангом, а вглубь веков, где столько загадок!

Геннадий Каледа

Фото автора

Дата публикации: 13.12.2015

Комментарии