«Коляда-театр» — всегда желанный гость для столичной публики. В Москве уже в четвертый раз проходят гастроли екатеринбургского коллектива. В программе этого моно-фестиваля — 13 самых знаменитых постановок «Коляды-театра». Москвичам покажут сразу три гоголевских постановки: «Женитьба», «Ревизор» и «Мертвые души». Накануне зрители театрального Центра «На Страстном» как раз узнали: почем сегодня ходят мертвые души? Рассказывают «Новости культуры».
Гастроли «Коляды-театра» не первый раз сопровождают ажиотаж, очереди за билетами и переполненный зал. Премьера «Мертвых душ» исключением не стала. Идея этой постановки родилась с костюма. Спортивного. Расписанного под хохлому. Очень модного сегодня, как выяснилось.
«Коляда их сразу скупил все, — рассказывает заслуженный артист России Олег Ягодин. — Все ходят в спортивных костюмах такие. Привет Сочи такой получается. В спектакле очень много всякой русской попсы».
В хороводе под популярный шансон закружило павлово-посадские платки, расписные деревянные доски, цветастые береты с рынка, скалки, сундуки, матрёшки… Клише, пошлость и безвкусицу Николай Коляда возвел в куб.
«Может, провидение какое-то Николаю Владимировичу приходит, — говорит заслуженный артист России Сергей Федоров. — Когда он покупает на рынке такие вещи, которые у нас служат оформлением, декорацией, реквизитом. Он не знал, что это маска протеста. Купил, потому что красиво показалось. Хотел поменять потом, а посмотрел на репетиции — оставляем».
Через всю эту абсурдную современную Россию держит свой путь молодой и модный Чичиков. Держится приблатненно, свободно и весело. Эдакий проныра — ближе к Хлестакову и Остапу Бендеру.
«Молодой аферист, который хочет всё и сразу, — поясняет актер „Коляда-театра“ Маким Чопчиян. — Обычный образ молодого чиновника, который хочет сделать имя в нашей России, который умеет очень быстро подстраиваться под разные слои населения».
Калейдоскоп гоголевских характеров Коляда также виртуозно осовременил. А текст классика так хорошо лег, что актёры смеются: именно это, наверное, Гоголь и имел в виду. Плюшкин здесь — криминальный авторитет, вор в законе. Собакевич — политик из глубинки. А Манилов — банкир. Разве что Коробочка — как и в оригинале, просто недалекая русская баба-помещица.
Пародии и параллели уморительны. Только вот эффект — будто ложкой по лбу (той самой металлической, что в руках и за пазухой у героев). По задумке Коляды в конце спектакля Гоголь буквально переворачивается в гробу. И это не от постановки, конечно. Просто уж какой век ничего не меняется.