Какие спектакли «Коляда-театр» привезет в Красноярск?

Какие спектакли «Коляда-театр» привезет в Красноярск?

На сцене Красноярской академии музыки и театра и Краевого дворца пионеров и школьников с 6 по 9 февраля состоится настоящий театральный праздник. Самый известный частный театр России, участник крупнейших театральных фестивалей нашей страны и мира — екатеринбургский «Коляда-Театр» приедет на гастроли в Красноярск. Проект осуществляется при поддержке Фонда Михаила Прохорова и станет одним из череды культурных событий в честь десятилетия Фонда.

Так в чем же секрет уральцев? Свой ответ предстоит дать красноярской публике. Для зрителя желанные театральные гастроли — это, как правило, визит именитого столичного театра, где на сцене играют популярные актеры кино и сериалов. А тут провинциальный театр, да еще такой, который любят и с нетерпением ждут и в Москве, и в Париже, и в Варшаве, и в Новосибирске. Шутка ли, три года назад спектакль «Гамлет» был показан при полном аншлаге девять(!) раз в Париже на сцене знаменитого театра «Одеон». А перед визитом в Красноярск, театр даст шестнадцать спектаклей в Москве и билетов на них уже практически не достать.

Театр Коляды, метко прозванный известным театральным критиком Павлом Рудневым «местом силы уральской индустриальной зоны», безусловно, одно из достижений современного театрального процесса. Он отличается прежде всего своей индивидуальной, узнаваемой эстетикой. Он отрицает нарочитую красивость, не боится грубости реальной жизни и собирает свои спектакли преимущественно из подручных предметов. Это театр, больше музыкальный, чем драматический, театр ритмов, масок, трагического шутовства. Спектакли Коляды — это и простая, близкая каждому зрителю история, и всегда важная глубокая тема, связанная с социальными вопросами, с проблемами и тонкостями человеческих взаимоотношений.

Для показа в Красноярске выбраны самые яркие и знаковые спектакли, визитная карточка этого театра. Это постановки русской классики «Борис Годунов» Александра Пушкина и «Маскарад» Михаила Лермонтова, искрометные комедии Николая Коляды «Курица» и «Баба Шанель». Не останутся без внимания и маленькие зрители, их ждет встреча с любимыми героями в спектакле «Карлсон вернулся». Именно с этого спектакля десять лет назад и начинался «Коляда-театр».

Коляда-режиссер в постановках классических текстов, пытается найти новый театральный язык, стереть позолоту с «зацелованных до смерти авторов». Режиссер не отвечает на вопросы, он ставит их, включая зрителя в творческий механизм домысливания.

Так, в «Борисе Годунове», самом масштабном, к слову, спектакле театра, главная тема пьесы А. С. Пушкина — «народ и власть» — отступает на второй план. В центре внимания оказывается сущность русского характера, долготерпение и всепрощение русских. Именно народ — главное действующее лицо в этом спектакле. «Борис Годунов» решён в манере площадного, народного, скоморошьего театра. Как тонко подметил кто-то из критиков, на сцене у Коляды нет ничего лишнего, только то, что создает безошибочно узнаваемый и выпуклый образ. Тут это вилы, топоры, ножи, прялки, плаха, бидоны, старинные светильники, ковры-иконы, топорища, тагильские подносы, стиральные доски, сечки и многое другое. Кроме того, на сцене присутствуют 500 матрёшек. Мастерами театра создан костюм Бориса Годунова весом 25 килограмм. Блистательный Олег Ягодин воплотил в образе царя Бориса, кажется, все узнаваемые черты современных политических лидеров. А что народ? Безмолвствует ли он в этом спектакле?

В «Маскараде» на сцене создается некий художественный мир, где костюмы, декорация, музыка — вне времени. Жизнь, как круговорот масок. Это насквозь метафоричный спектакль, где каждый зритель увидит что-то свое, глубоко личное. Режиссёр и актёры пытаются внимательно рассмотреть знакомое каждому любившему человеку чувство — «ревность». То, как назойливо стучит она в голове, вползает черной змеей в душу и может сотворить ужасное. Может ли циничный человек поверить в чистоту другого, если не находит ее в себе?

Знаменитая сказка Астрид Линдгрен в переложении актёров «Коляда-Театра» превратилась в праздник непослушания. Карлсон прилетает к Малышу, чтобы навести полный порядок, поесть плюшек, пропылесосить комнату Малыша, поиграть с Крысой Гойко Митич (в спектакле играет живая ручная крыса), выяснить отношения с Фрекен Бок… Впрочем, невозможно рассказать коротко, что только ни придумывает этот проказник по имени Карлсон, которого вообще зовут «Детство»…

Коляда-драматург просит именовать себя не меньше, чем «солнце русской драматургии» и есть за что. За более чем 25 лет творческой деятельности написано около ста пьес, которые с успехом идут по всему миру. Пьесы его учеников Сигарева, Пулинович, Васьковской ставят именитые режиссеры. «Коляда-Театр» проводит ежегодно театральный фестиваль современной драматургии «Коляда-Plays», десять лет организовывает конкурс драматургов «Евразия».

Яркие комедии Николая Коляды в авторской интерпретации — это зрелище, которое нельзя пропустить.

У Чехова — «Чайка», у Коляды — «Курица». Играли «Курицу» многие театры России, были постановки в Польше, в Чехии, в Венгрии. Наталья Крачковская и Михаил Конкин играли спектакль по этой пьесе в антрепризе. В 1991 году был снят художественный фильм «Курица» с участием Натальи Гундаревой. Курица — прозвище начинающей актрисы драматического театра провинциального городка Дощатова. Эта дико смешная история началась с того, что несдержанная в словах Нонна, ухитрилась одновременно ответить на ухаживания двух солидных мужчин — главного режиссёра и главного администратора театра… Кажется, это первый спектакль «Коляда-Театра», на котором зрителям предлагается просто расслабиться и посмеяться от души.

Не менее счастливая театральная судьба и у «Бабы Шанель». Пьеса была написана в 2010 году и в настоящий момент существует около пятидесяти постановок «Бабы Шанель» в России и за рубежом. А весной 2013 года «Баба Шанель» в исполнении «Коляда-Tеатра» была с восторгом встречена французской публикой. Главные героини спектакля — 5 разномастных старушек. Это солистки самодеятельного ансамбля русской песни «Наитие» — Сара Абрамовна, Капитолина Петровна, Ираида Семеновна, Нина Андреевна и Тамара Ивановна. Всем им далеко за 60, но так хочется жить, хочется любить и быть любимыми. Тем более что руководитель ансамбля — молодой баянист Сергей, в которого все старушки тайно влюблены. Зрителям будет над чем посмеяться, а в конце (ведь на то и существует театр!), может быть, и всплакнуть.

«Мой театр — секта счастливых людей!» — сказал как-то в интервью Николай Коляда. Частички этого счастья и тепла останутся в Красноярске, в сердце каждого зрителя.

Инна Ростуновская по материалам www.kolyada-theatre.ru

Опубликовано: kolyada-theatre.ru Дата публикации: 21.12.2013

Комментарии