Вероника Махотина насаждает джаз в Бородино. На радость зрителям!
В конце февраля красноярская певица Вероника Махотина и группа «Мэйнстрим-бэнд» выступили с программой джазовой музыки в Детской школе искусств г. Бородино. Публика, в основном учащиеся ДШИ, свой восторг выражала со свойственной детству непосредственностью, дружно и оглушительно громко аплодируя джазменам. Остались довольны концертом и артисты
Солистка краевой филармонии, вокалистка и руководитель «Мэйнстрим-бэнда» Вероника Махотина, радуясь вместе с детьми произведенному эффекту, объявила со сцены, что сотрудничать с такой радушной и контактной аудиторией одно удовольствие. «Знала бы наперед, — заметила она, — что в Бородино такая интеллигентная публика, мы бы привезли сюда более сложную программу».
И действительно, юные музыканты с неослабевающим интересом и удовольствием слушали не только обреченные на успех и простые по форме песенные хиты, вроде «Черного кота» Юрия Саульского или «Песенку о морском дьяволе» Андрея Петрова (кинофильм «Человек-амфибия»). Успех сопутствовал и классической джазовой балладе «Моя одна единственная любовь» Гая Вуда — Роберта Меллини, в которой блестяще солировал на альт-саксофоне Евгений Мануйленко, произведению непростому по форме и явно недетскому по настроению.
Адаптируя будущий концерт под детскую, неподготовленную аудиторию, музыканты включили в программу почти исключительно произведения проверенные на публике, хорошо известные, то есть джазовые стандарты или, как еще говорят, евергрины (evergreens, «вечно зеленые»). Концерт начался с заводной, жизнеутверждающей «Stompin' at the Savoy» Бенни Гудмена, которую инструментальный квинтет отыграл по всем правилам раннего, «горячего» джаза.
Третьим номером прозвучала искрометная бразильская босанова, демонстрируя жанровое разнообразие джаза, его способность к органичному обогащению за счет национальных культур мира. «Хелло, Долли» Д. Хермана и «Каравану» Х. Тизола — Д. Эллингтона зал подпевал хором. Кстати сказать, джаз-роковую обработку «Каравана» пианистки квинтета Татьяны Романовской, довольно смело состыковавшей бессмертный джазовый шедевр с «Дымом над водой» группы «Deep Purple», слушатели оценили по достоинству, восприняв этот синтез как вполне органичный.
Но оказалось, что евегрины это достояние не только западной музыкальной классики. При тонком и умном подходе, что и было продемонстрировано крепкими профессионалами из «Мэйнстрим-бэнда», вполне креативными в джазовом смысле могут стать и произведения неджазовые уже по определению. Такие, к примеру, как «А снег идет» Андрея Эшпая и «Колыбельная Медведицы» Евгения Крылатова из дивного мульта 1960-х годов «Умка». Совершенно гениальные по мелодике эти эстрадные песни прозвучали как подлинно джазовые, обнаруживая свойственные только этому направлению музыки интонации, гармонии и ритм. На мой взгляд, эти песни были лучшими номерами Вероники Махотиной, наделенной роскошным голосом (контральто с почти четырьмя певческими октавами), но в неменьшей степени и драматическим дарованием.
А ее выступление в целом, имея в виду неутомимую экспрессию и «жаркую», кажущуюся неуправляемой эмоциональность, можно сравнить с огнедышущим вулканом.
Надо сказать, что музыкальный материал, который использует в своих концертах Вероника, это произведения преимущестенно середины, реже конца XX века. Объясняет она это просто: «В прошлом и музыку кино, и песни, и мюзиклы писали прекрасные мастера, не чета нынешним композиторам». Свои гастроли по городам и весям края Вероника называет просветительскими, доверительно беседуя со зрителями о состоянии музыкальной культуры в стране, о чудовищной маргинализации эстрады, о засилье низкопробного и пошлого. И, разумеется, много поет, на примерах показывая разницу между высоким и низким. Между халтурным и мастерским. Между эрзац-культурой и собственно искусством.
Не первый уже год посещая с концертами джаза музыкальные учебные заведения, в том числе и детские, Вероника Махотина взрослых земляков пытается заинтересовать джазом и подлинной эстрадой, а детей вообще «перетянуть» на свою сторону. Восполняя, по ее словам, зияющие пробелы в образовании воспитанников музшкол, в массе своей не ведающих о джазе или же имеющих о нем весьма отдаленное представление.
-То, чем я с определенного времени занимаюсь, — призналась певица, — можно назвать насаждением среди соотечественников джазовой культуры и джазового мировоззрения. И дети в этом смысле — идеальная аудитория. Открытые миру, любознательные, свободные от предрассудков и стереотипов, чистые духовно и душевно, они способны принять джаз, равно как и любое иное большое искусство, и полюбить его. Думается, что среди нынешних бородинских слушателей есть и потенциальные джазмены, восприемники вековой джазовой традиции.
В этот же день Вероника Махотина и квинтет «Мэйнстрим-бэнд» дали концерт в Детской музыкальной школе Заозерного.
Добавим к сказанному, что по давней традиции, Бородинскую ДШИ примерно каждые три месяца посещают с концертами музыканты различных жанров и направлений.
ВЛАДИМИР ГРЕВНЕВ