Святочные гадания и другие обряды в Енисейской губернии

Крайние даты зимних праздников, по церковному календарю, были посвящены памяти об евангельских событиях рождения Христа и крещения его в Иордане. В народной традиции к этим датам примыкает и празднование Нового года, приходящееся на середину святок. Отличительной особенностью рождественских праздников являлся повсеместно соблюдаемый запрет работать, особенно с наступлением темноты, что и определило народное толкование названия всего праздничного цикла — «святые вечера».

На Руси этот праздник был особенно любим. Значение этой святой ночи столь велико, что даже ход новой истории и наше летоисчисление ведем мы от Рождества Христова. В своей проповеди красноярский священник XIX века Иннокентий Орфеев отмечал, что так давно это было: «…с той чудной и великой ночи, когда родился Спаситель, сотни поколений людей уже сменили друг друга, но радость праздника Рождества Христова и теперь так, кажется, и свежа, и чиста… в той или другой мере мы все испытываем эту святую радость: и старый, и малый, и бедный, и богатый, счастливый и несчастный, знатный и не знатный — все в этот великий день мысленно находимся у яслей Божественного Младенца… Дорогие братья, будем же радоваться этому великому празднику — Рождеству Христову! Будем прославлять Христа Спасителя за те бесчисленные благодеяния, которые Он принес всем людям земли».

В сочельник до «вечерней звезды», то есть до вечерних песнопений «Волхви же со звездою путешествуют», ничего не ели и не садились за стол. Родители рассказывали детям о том, как волхвы пришли поклониться новорожденному Иисусу Христу и принесли ему дорогие подарки. Ребятишки с малых лет перенимали от старших не только народную мудрость, но и сложившиеся веками традиции и обычаи. В домах украшали любимую с детства рождественскую елку. Кстати, лесная красавица пришла в Россию из Германии относительно недавно — при Петре I. Вечная зелень ели и других растений, можжевельника, лавра, омелы была символом неувядающей жизни, поэтому еловые ветки стали традиционным рождественским украшением храмов и домов.

Великий Сочельник

Сибирский календарь Енисейской губернии Алексея Макаренко гласит: «…накануне Рождества — старикам праздник, другие работают, хотя стараются окончить работу пораньше, даже к обеденной поре, чтобы засветло „сходить в баню“ или „княжу“, которая приготовляется женщинами. Заботятся об охране домашнего скота. Днем и в „вечерю“ едят хлеб, капусту с квасом, тертый горох, хлебное „сусло“, переваренное с зернами пшеницы и сушеными ягодами черемухи, рыбы не потребляют». До «вечери», когда появится «вечерошна звезда», зажигают церковные свечи перед святыми иконами, молятся, затем ужинают — «вечеряют», посуду не убирают до утра: по ложкам гадают, как это делается в Великий Сочельник или «Филиппов день». Ложатся спать рано. К Сочельнику хозяйки приводят в порядок дом: моют, чистят, белят, варят травяное пиво для предстоящих «гулянок» в Рождество, пекут печенье, готовят различные яства для угощений.

В ночь на 25 декабря по всей стране, в малых и больших церквах, совершалось торжественное Богослужение. С самого утра Великого дня Рождества славят Христа — ходят «со звездой» по домам, поют церковные гимны и народные колядки о рождении Младенца от Девы, о простых пастухах и мудрых волхвах. Парфентьев в своих воспоминаниях отмечал «особое» поведение епископа Енисейского и Красноярского Преосвященного Павла в эти дни: «Мне хорошо известно, что он перед Рождеством и Святой Пасхой в ночное время, переодевшись в шубу и простую шапку, раздавал тайно кому 3 рубля, кому 5 рублей, хотя прихожане и не могли его отличить, но догадывались, что это он…».

Рождество Христово

Празднование Рождества в кругу семьи начиналось с прослушивания всеношной в церкви. Посещение храма считалось желательным, но не строго обязательным. Церкви зачастую находились далеко от основной массы людей, зимние дороги были затруднительны, особенно для жителей деревень. Служба длилась долго, возвращение требовало длительного времени и потому многие, не смевшие попасть в церковь на рождественскую службу, молились в эту ночь перед домашними иконами.

Рождество отмечалось двумя трапезами: в Рождественский Сочельник и непосредственно в Рождество. Трапеза, что проходила накануне Рождества (в Сочельник), носила исключительно домашний характер. Приход в дом во время трапезы посторонних людей или даже близких родственников, живущих отдельно, не одобрялся, так как считалось, что это может принести несчастье. Трапеза начиналась с появления первой вечерней звезды. Хозяин читал молитву, все члены семьи крестились и приступали к трапезе. В этот день на стол подавали блины, оладьи с медом, постные пироги с грибами, картофель, кашу, сочни пресные, пирожки с ягодами, а также кутью из крупных зерен пшеницы с ягодами, а иногда раcпаренные в меду сушеные ягоды и плоды, что особо любили дети.

Накануне Рождества в Красноярске проходила рождественская ярмарка, которая продолжалась с 20 декабря по 10 января, ее оборот составлял не малую по тем временам сумму — 20 тыс. рублей. В некоторых городах и селах праздник отмечали с Крестным ходом, среди них с 1758 года значится Енисейск, села Усть-Питское Енисейского уезда и Христорождественское Канского уезда.

В первый день Рождества, после церковной службы, каждая семья оставалась у себя дома, «разговлялась» за праздничным столом и отдыхала. Трапеза в этот день во всех семьях предполагала богатый и разнообразный обед, во время которого подавалось множество мясных и молочных блюд, пирогов, в изобилии ставились пиво, брага, вино. Эти традиции русской старины более закрепились в Сибири, меньше подвергшейся влиянию запада.

Обряд «посевания» очень характерен для сибиряков. Обход дворов гостями сопровождался небольшими группами детей, мужчин, молодежи с рождественскими поздравлениями и пожеланиями благополучия. В ответ же благодарным хозяевам принято было дарить подарки-«козульки» — печенье в виде домашних животных и птиц, изготовленное в Сочельник. После обеда и ближе к вечеру в «пауженну пору» в доме появлялись первые гости, составлялись компании для последующих гулянок домашних и «улошных», сопровождающихся обычно пьянством, пением и ездой по улицам. Если гости местные, то через три дня гулянье затихало, а если гости приехали издалека, то гулянье длилось до Крещения. Молодежь делилась на компании и также весело проводила время.

Вот что вспоминают об этом удивительном празднике его современники: «… В сенях вдруг послышалась возня и топот многих ног, раздались дикие голоса, хрюканье и хрипенье, звук бубен и визжание гудка. Двери распахнулись настежь — и гурьба ряженых разом хлынула в комнату… визг девушек и барышень, которые делали вид, что очень напуганы ряжеными, вскоре заглушается музыкой гудка и ударами в бубен. В доме начинался пляс, а в разных углах комнат, среди отдельных групп, уже новые игры…».

Со второго дня Рождества по селениям открываются «вечерки» с игровым пением, игрищами, чему предаются взрослая молодежь и подростки — этот период длился с 25-го по 30 декабря. Начиная со второго-третьего дня святок, молодежь, подростки маскируются и бегают по вечерам ряжеными, а накануне 31 декабря, вечером, желающие узнать судьбу заняты ворожбой на излюбленные темы: кто и когда выйдет замуж, кто женится, какую возьмет жену и так далее.

Кстати, 31 декабря в крупных российских городах было принято проводить маскарадные балы. Они для высокопоставленных красноярцев проходили в здании Общественного собрания или театре. Интересный эпизод по этому поводу записал наш земляк И. Ф. Парфентьев, связанный с жизнью известной в городе семьи Кузнецовых: «Петр Иванович Кузнецов любил посещать маскерады и любил маски угощать чаем, конфетами и шампанским. Однажды его жена Александра Федоровна вздумала испытать мужа, закостюмеровалась и приехала в маскерад, а он, угощая масон, привязывается к ней, как к новой маске, ухаживает, угощает шампанским, она же не пила и была ни кем не узнана, а на завтра все выговорила мужу. Кузнецов же жену боялся и очень уважал».

Первый губернатор Н. П. Степанов записал некоторые святочные гадания красноярцев: «…подслушивают: хорошие речи в пользу, дурные не к добру. Падают спиною в снег: хороший отпечаток — выгодно, не совсем — плохо. Девка подходит к чистому березовому тыну, распахнет обе руки и сколько захватит ими тычинок, заметит. Потом, прикасаясь к каждой, говорит: «молодец вдовец, молодец вдовец» и на каком слове последняя из замеченных тычинок придется, такой будет и суженый…

Поцелуи также были особо почитаемы в Енисейской губернии, выражалось это и в плясках, и в игрищах — «шестерка», «осьмерка» и везде беспрестанно летели поцелуи. Песенный хор сопровождался игрой на скрипке, свирели, флейте и лорнете. Поющие водили хороводы, кружились и снова целовались. Известный исследователь Сибири, участник Второй Камчатской экспедии Витуса Беринга (1735—1745 гг.), Степан Крашенинников, имея в виду красноярцев, отмечал, что «В день Рождества Христова здешние жители нарочно пекут из теста коровок, собак, зайцев и иных зверей, которых называют „козулками“, ими щедро наделяют приходящих в дом „славщиков“, а иным вместо козулек орехами или пирогами славенье дают».

Новогодний праздник

Каждый раз, как только проводилась реформа календаря, вставал вопрос о месяце, с которого вести отчет в новом году. Вот уже три столетия мы отмечаем новый год с 1 января. А когда-то январь не отличался от других месяцев. В Древней Руси новый год встречали дважды: гражданский — в марте, церковный — в сентябре по византийскому церковному (юлианскому) календарю, который пришел на Русь вместе с христианством.

Вместе с этим, летописцы еще долгое время держались своих традиционных методов отсчета времени от сотворения мира. В 1342 году при митрополите Феогносте положено было начинать как церковный, так и гражданский год с 1 сентября. Три с лишним столетия на Руси Новый год встречали в сентябре. И только Петр I «ради лучшего согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах» повелел впредь по примеру европейских стран «лета исчисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря, после Рождества Христова осемь дней спустя…».

Таким образом, первый новый год наступил 1 января 1700 года. В этот день следовало украшать дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями по образцам, выставленным в Гостинном дворе, а в знак веселья было предписано поздравлять друг друга с Новым годом. В честь праздника в Москве на Красной площади проходили огненные потехи, а по дворам было велено стрелять из пушек и мушкетов. «Новый год… в Сибири, как феникс, чреватый различными перспективами, — писал А. Макаренко (в 1913 году), — радостными и горестными, не выходящими, впрочем, за пределы общежитейских интересов и желаний. И Новый год, или как его называют „Васильев день“, празднуется поголовно и повсеместно».

Новый год по старому стилю приходился на день святого Василия. В народе его прозвали Василий Кесаретий, так как святой был из Кесарии. (город в Израиле, построенный царем Иродом). Потому многие обряды, связанные с Васильевым днем, закрепились и за нынешними новогодними торжествами.

Например, непременным угощением в этот день, помимо каш, колбас, вареного и жареного мяса, был поросенок. Он символизировал достаток, плодовитость скота, урожай, благополучие в семье. Издревна славяне использовали свинью, как жертвенное животное, считалось, что оно служит символом солнца. В некоторых районах России и Сибири поросенка заменяла свиная голова, свиной окорок или колбаса. Кроме застолий, в начале января люди не должны были работать: не прясть, не плести корзин и не совершать других подобных дел, боясь, что «накажет Бог или месяц».

С кануна Нового года рождественские «святы вечера» уступают место «страшным вечерам», нечистая сила, по поверьям сибиряков, стремится на волю потешиться над крещеными людьми. С нею заодно и «еретики» начинают творить свои пагубные волшебства над людьми и скотом. Потому скотина должна была «запираться» по хлевам, дворам и «заговариваться» от всякой нечести. Для защиты подворья сибиряки писали смолою кресты на дверях и читали молитвы. Новогодние ужасы длятся до Крещения.

Одним из популярных занятий в дни новогодних праздников было катание с гор на санях. Интересны и некоторые старинные «приметы Нового года», дошедшие, впрочем, с тем же содержанием и до наших времен. К примеру, встретить Новый год в новой одежде означало — хорошо одеваться целый год. Или каким будет новогодний стол — настолько и сытным предстоящий год. Заметим, что в день встречи Нового года не принято было одалживать деньги, дабы не испытывать в них недостатка в течение года, а получать, напротив, очень даже приветствовалось — это к прибыли.

История и современность

В годы советской власти празднование Рождества и Нового года, как «буржуазного» праздника, было строго запрещено. Но почти все жители нашей страны, в том числе и Красноярска, делали это тайно, по-прежнему украшая свое жилище небольшими елочками или еловыми букетиками, закрывали плотно окна и устраивали праздничные ужины. Лишь в 1936 году Новый год был «реабилитирован» и очень быстро вернул себе статус народного праздника.

Спустя год — 1 января 1937 года главная елка Красноярска разместилась в просторном здании городского цирка. Вокруг елки на радость детям бегал маленький трамвайчик, а в фойе детей ждали комната смеха и карусель. Кроме этого, праздничные новогодние ели были установлены на городском катке, в ДК железнодорожников, Доме учителя и даже в детской больнице. А афиши, расклеенные по всему Красноярску, приглашали взрослое население города посетить театр, где проходил бал-маскарад, которым руководил не рождественский дед, а настоящий Дедушка Мороз.

Заметим, что именно с 1937 года в новогодних поздравлениях власти впервые стали говорить о производственных планах и показателях. Спустя некоторое время, а именно с 1948 года 1 января было признано официальным выходным днем, в 1962 году жители нашей страны впервые увидели телевизионный «Голубой огонек», а с 1970 года Леонидом Брежневым была введена традиция праздничного новогоднего обращения главы государства к народу.

В наше время новогодние праздники как сохранили традиции разного времени, так и приобрели новые. Сибиряки по-прежнему любят веселое и хлебосольное новогоднее застолье, ходят в гости, посещают ледовые катки, снежные горки и массовые новогодние мероприятия.

Из особо любимых — это новогодние театрализованные представления, разыгрываемые как в театрах, домах культуры, школьных и дошкольных учреждениях, так и на открытом воздухе в новогодних елочных городках. Новогодние красавицы ели тоже стали другими. Сегодня это уже не традиционное хвойное дерево, принесенное из леса, а чудо инженерной мысли с множеством огней и светомузыкальных комбинаций. Но каким бы по счету не был встречаемый нами год, мы по-прежнему ждем от него удачи и процветания, желая друг другу новой жизни, большого счастья, добра и понимания.

Людмила Сысоева

Дата публикации: 06.01.2013

Комментарии