Красноярск поет Высоцкого
«Ты к знакомым мелодиям ухо готовь
и гляди понимающим оком…»
В день памяти поэта, актера и гражданина, 25 июля, на театральной площади прошел фестиваль «Красноярск поет Высоцкого». Участие в нем приняли не только местные исполнители, а также победители недавно проведенного на Мане фестиваля «Высоцкий и Сибирь».
Что на Мане неделю назад, что в этот день в столице края, природа вносила свои коррективы, — дни выпадали слезоточивые, словно небесная канцелярия выражала свое сочувствие, оплакивая Человека, покинувшего этот мир 29 лет назад.
В предисловии к первой книге Высоцкого после смерти «Нерв» (1981 г.) поэт Роберт Рождественский писал: «Так к ем же он все-таки был — Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Я не знаю. Знаю только, что он был личностью. Явлением. И факт этот в доказательствах уже не нуждается. Высоцкий продолжает свою жизнь. Его сегодня можно услышать в городских многоэтажках и сельских клубах, на огромных стройплощадках и на маленьких полярных станциях, в рабочих общежитиях и в геологических партиях».
Много воды в Мане утекло с тех пор, когда он снимался в фильме «Хозяин тайги» и появлялся в Красноярске, изменился государственный строй, изменилось и само общество, но ровным счетом ничего не изменилось в душе всех русскоговорящих к песням Высоцкого. Это подтверждают многочисленные фестивали памяти поэта по всей стране. Однажды открыв для себя его песни, они становятся друзьями людей по жизни.
А друзья собираются в любую погоду. Так было на поляне под Нарвой, где собралось более полутаратысяч зрителей, так было и в центре города, на театральной площади. Символично, что после начала концерта дождик прекратился, и ряды зрителей у сцены росли как грибы. Если кто и не знал о фестивале, меняли свой маршрут и устремлялись к сцене, заслышав знакомые мелодии, разносившиеся окрест.
Я весь в свету, доступен всем глазам.
Я приступил к обычной процедур
Я к микрофону встал, как к образам,
Нет-нет, сегодня — точно к амбразуре.
С этих слов начинается «Песня певца у микрофона», а я хочу предварить ими переход к комментариям некоторых участников фестиваля. Хоть отчасти, но им предстояло, выходя к публике с песнями Высоцкого, почувствовать себя в его шкуре.
Евгений Дубовик, обладатель гран-при фестиваля «Высоцкий и Сибирь».
— В фестивале «Красноярск поет Высоцкого» участвую с 2005 года, а в Нарву нынче поехал во второй раз. Когда ехал туда не думал о победе, а направился туда за песнями, за удовольствием, за общением. Коль так случилось, что меня выбрали, так тому и быть. Конечно, я доволен результатом и призом от Манской администрации — это хорошая импортная шестиструнная гитара. Здесь я, кстати, играл на своей рабочей гитаре, к той ещё надо приноровиться.
— Какие впечатления от манского феста?
— Организация фестиваля в этот раз мне понравилась больше. В том году все лезли на сцену, жюри три часа отслушивало конкурсантов. Нынче отбор был более жестким, было всего двадцать с чем-то конкурсантов. Было несколько коллективов (дуэтов и трио), которые я с удовольствием послушал.
— Что для тебя Высоцкий?
— Это часть моего творческого пути, часть жизни. У меня в репертуаре около десяти его песен и потихоньку появляются новые. Тут спешить нельзя, у Высоцкого сложные песни, их надо осмыслить, через себя пропустить, прожить. На самом деле, их сложно интонационно спеть, мотив песни выдержать так, как написал автор. Часто слышу, как другие ребята поют и в мелодию не попадают, а это действительно не просто.
— Музыка — это хобби?
— Да, я работаю в милиции. К слову, хочу создать из коллег нормальный ансамбль, такая работа уже ведется. Где-то последние три года что-то осмысленно делаю в музыке, в частности, занимаюсь эстрадным вокалом. В этой стезе двигаюсь. Думаю, что буду участвовать и в других городских конкурсах…
Дмитрий Корявин, актер Красноярского драмтеатра им. А. С. Пушкина
Потери подсчитаем мы, когда пройдет гроза,
Не сединой, а солью убеленные,
Скупая океанская огромная слеза
Умоет наши лица просветленные.
— Предваряя выступление, я прочитал отрывок из стихотворения Высоцкого «Шторм». Мы исполнили «Спасите наши души», малоизвестную, хотя и записанную Владимиром Семеновичем с оркестром Г. Гараняна «Вы в огне, да и в море вовеки не сыщите броду» и «Корсар, ещё не вечер».
Морская тема потребовала и формы соответствующей. Решили не банально подойти к выходу на сцену. А когда экипировались, решили, пользуясь случаем, снять клип, такое живое выступление. Когда днем лил дождь, скажу откровенно, мы все молились: «Господи, дай нам солнца!..». Здорово, что люди собираются, не боясь непогоды, и песни его знают. Мне кажется, выступили качественно, к тому же наша команда оказалась на фестивале самой многочисленной и художественно представленной.
— Не было желания таким живописным составом появиться на манском фестивале?
— Я лично очень хотел поехать на Ману, но, трезво оценив возможности, решил не ехать, да и не все ребята могли поехать. Не получилось, мы готовились к сегодняшнему дню. Три недели репетировали, так как состав сборный, из музыкантов, которые играют в театральных оркестрах нашего города. Вместе со мной пел бэки, припевы и играл на гитаре мой брат Сергей Анисимов, он лидер группы «Атмосферный фронт».
Мы подошли с юмором в музыкальном оформлении его песен. Например, в одной из песен использовали классику современности — это рок-опера А. Рыбникова «Юнона» И «Авось». Приклеили кусочек, — «в море соли и так до черта, в море не надо слез». Эти песни хоть написаны разными людьми, но они об одном и том же. А в песне «Ещё не вечер» совпала тема со Шнуром.
— Ты ещё продолжаешь открывать для себя Высоцкого?
— Я сейчас вспомнил одно интервью, которое он давал за рубежом. Его спрашивают: — А кто автор? — Это я. — А сколько у вас песен? — 600!… Так это было на тот момент, да и не все мы знаем, так что поэта можно открывать бесконечно долго. Я перенесусь в нашем диалоге на театр. Когда играешь один спектакль много раз, текст как бы притупляется, но жизнь твоя не стоит на месте, наполняется какими-то событиями, и вдруг в тех же самых словах ты открываешь другой смысл. Если ты на правильном пути, то и зритель дышит вместе с тобой. Энергия, заложенная в тексте, в стихах никуда не девается, её нужно правильно читать, нужно уметь открывать эти знаки.
Сергей Баякин, ученый муж, автор-исполнитель, альпинист.
Для остановки нет причин,
Иду, скользя.
И в мире нет таких вершин
Что взять нельзя.
— У меня было часовое сольное выступление на манской фестивальной площадке, всё прошло хорошо. Мне понравилось, как был организован сам процесс. Я давно говорил, что фестиваль памяти Высоцкого надо проводить на природе. И очень хорошо, что всё это сбылось, срослось на Мане. Опять же масса народа смогла увидеть те красивые места. А непогода = это ноль внимания, для людей увлеченных «нет плохой погоды». Как-то видел сюжет в новостях про слет рокеров и байкеров, шел дождь, а они в грязи, но радовались жизни и это правильно.
Высоцкого до сих пор поют и это тоже правильно, потому что это такой пласт! Это, если хотите, Пушкин нашего времени. Люди моего поколения жили рядом с ним и живут с его песнями до сих пор. Я с другом выступал сегодня просто под акустическую гитару, хотя планировался выход с джаз-дуэтом «Атилла», но один из участников заболел, а так мы частенько вместе выступаем.
А в жизни что? Продолжаю штурмовать горы и писать песни. Уже подобралось много нового, пора бы засветить. Надеюсь, по осени сделать авторский концерт.
Роман Энгельгардт, директор молодежного центра «Зеркало», директор фестиваля «Красноярск поет Высоцкого».
Капитан, чуть улыбаясь,
Молвил только: «Молодцы!»
От земли освобождаясь,
Нелегко рубить концы.
— Дождь, по-моему, добрая примета, природа в очередной раз оплакивала этого человека. Многие звонили, когда шел дождь, спрашивали, не отменится ли концерт? Я отвечал: «Фестиваль состоится при любой погоде». Я, в принципе, воплотил всё задуманное. Это был пятый фестиваль, а всего в рамках фестиваля за эти годы мы провели 30 мероприятий, выездных концертов. Сегодня выступило более двадцати участников. Радует, что привезли с Манны три ярких номера, будем продолжать эту традицию. В следующем году отбирать участников для нашего фестиваля будем на Мане, пусть там, на природе, люди покажут свой уровень, свое восприятие песен Высоцкого. А без зрителей наш фестиваль не останется.
Ты к знакомым мелодиям ухо готовь
И гляди понимающим оком.
Потому что любовь — это вечно любовь,
Даже в будущем нашем далеком.
(«Баллада о времени» написана для фильма «Стрелы Робин Гуда»).