Холщовый Спас

29 августа (16 августа по старому стилю) Православной Церковью отмечается Третий Спас в память о перенесении в Константинополь из месопотамского города Едессы Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа. По преданию, в этот день правитель Едесс исцелился от проказы, приложившись к полотенцу, которым Иисус отер лицо и на котором отпечатался Его лик. Отсюда пошло и название праздника – Спас на полотне, Спас нерукотворный, Спас на холсте, Холщовый Спас.

Русские люди довольно своеобразно интерпретировали этот церковный праздник. Они считали, что этот день очень благоприятен для торговли полотнами и холстами. Во многих селах, особенно тех, где было развито ткачество, устраивались ярмарки, на которые отовсюду везли ткани домашнего и кустарного производства. «Третий Спас – на зеленых горах холсты продают» - говорили про него крестьяне в европейской части России. Считалось, что торговля ими в этот день будет прибыльной. Кроме того, с этого дня разрешался сбор лесных орехов, поэтому иногда этот праздник называют Ореховым Спасом.

Тем не менее в Енисейской губернии Третий Спас как правило не отмечался и считался за полупраздник, который почитали преимущественно женщины. О холстах и полотнах у нас не думали. Зато в Казачинском районе в этот период, начиная с Третьего Спаса, проводили обряды, связанные со скотом, а точнее, с лошадьми. Например, в селе Рождественском в Третий Спас святили коней, перегоняя их через реку. На одной стороне реки становились мужчины с ружьями. Батюшка святил воду, опуская в нее крест, а мужики стреляли. Испуганные кони переплывали реку и считались освященными. В этот же вечер здесь устраивали конские бега.

Чаще всего в Сибири Третий Спас называли хлебным, потому что именно в этот день пекли первый каравай из нового хлеба. И освящали его в церкви. Полагалось в этот день угощаться овощами, яблоками, орехами. Для Восточной Сибири именно на этот период приходился разгар жатвы. А для стрижей и ласточек наступало время окончательного отлета на зимовку. Наши предки говорили: «Покинули ласточки родную сторонку».

Ложились в норы змеи, редели тучи мошки и комаров, начиналось похолодание. В Богучанском районе до сих пор поговаривают: «Первый Спас – шапку припас, Второй Спас – рукавички припас, а Третий Спас – шубу припас». И хотя календарное лето в те времена еще продолжалось, сибиряки начинали активно готовиться к зиме. Возможны в этот день были и заморозки. Не случайно в Сибири третий Спас называли третьим Калинником.

Комментарии