БФМ - «Пропущенные фильмы 90-х. Карманник»
(12+) / Анимация / мультфильм
Длительность: 80 мин.
31 марта, 20.00 / Дом кино
Рубеж 1990-х годов для отечественной анимации – удивительное время. С одной стороны, уже нет цензуры, власти не до искусства. С другой стороны, нет и зрителей - по телевизору и в кинотеатрах отечественные мультфильмы показывать перестали, а фестивалей в сегодняшнем понимании, пока нет. Студии – прежде всего Союзмультфильм и Союзтелефильм, - еще активно работают, не снижая оборотов, но фильмы, которые они снимают, будто бы падают в черную дыру, их почти никто не видит. А между тем, фильмы, снятые в это странное время и пропущенные публикой, - уникальны. Анимация в это время совсем перестала быть детской, ни до этого, ни после, в России не снималось столько фильмов, осмысляющих болезненную историю страны и ее сегодняшнюю трудную жизнь, картин мрачных, сложных, саркастических. Кажется, даже колорит наших мультфильмов в это время изменился. Так велика была усталость от развеселого и яркого детского кино советских времен, что теперь все фильмы будто бы потеряли цвет: стали почти монохромными, серо-коричневыми.
В этом смысле отечественная мультипликация шла в ногу с другими искусствами, вырвавшимися на свободу из советской клетки, но ей было куда сложнее: в традиционных техниках, с которыми работали наши аниматоры, короткий фильм снимать очень долго, и всегда есть шанс, что к концу съемки картина, связанная с меняющейся современностью, морально устареет. Режиссеры пытались говорить иносказаниями - снимали притчи, фантастику, лубок, сочиняли сказки для взрослых и пользовались парадоксальными ходами сюрреализма и абсурда – недаром одним из самых любимых авторов этого времени был Хармс, чувствовавший алогизм жизни.
Большой фестиваль мультфильмов начинает долгоиграющий проект «Пропущенное кино 90-х» с показа фильмов 1990-го года. Мы выбрали самые показательные мультфильмы для этого времени, отказываясь от немногочисленных хитов (как, например, «Серый волк и Красная Шапочка» Гарри Бардина). Получилось целых две программы настоящих редкостей.
КАРМАННИК
Аида Зябликова, 1990, 18 мин., "Союзтелефильм", СССР
Промышляющее карманными кражами несуразное маленькое существо по имени Колян, оказавшись в чужом кошельке, попало в дом своей жертвы. Здесь Колян подружился с девочкой, привязался к ней и даже спас ее от нападения грабителя. Но хэппи-эндов не бывает.
ОТТОГО, ЧТО В КУЗНИЦЕ НЕ БЫЛО ГВОЗДЯ
Идея Гаранина, 1990, 7 мин., "Союзмультфильм", СССР
Шуточная опера по мотивам английского фольклора в переводе Маршака. В глазах режиссера детские стихи о том, как из-за отсутствия гвоздя чуть не произошла мировая катастрофа, теряют юмор и приобретают апокалиптический размах.
БОЧКА
Александр Федулов, 1990, 16 мин., "Союзтелефильм", СССР
Рано умерший режиссер Александр Федулов знаменит прежде всего своими фильмами рубежа 90-х, полными мрачных настроений и сюрреалистических мотивов. «Бочка» снята по мотивам одноименного рассказа эстонского писателя Арво Валтона. Человек, одержимый идеей, заказал у бондаря большую бочку и поселился в ней, чтобы никто не мешал ему работать. Актуальный сюжет о эскапизме творческих людей.
ПРО МАТВЕЯ КУЗЬМИЧА
Дмитрий Наумов, 1990, 9 мин., "Союзтелефильм", СССР
Эталонное перестроечное кино - рассказ об одном дне из жизни председателя колхоза, полном классического советского абсурда.
СЛАДКАЯ РЕПА
Инна Пшеничная, 1990, 8 мин., "Союзтелефильм", СССР
Постсоветская вариация русской народной сказки о том, как крестьянин Фадей повадился ходить не в свой огород за репой, сделана в традициях русского вертепа. Но только вертепом тут становится телевизор, полный диких историй из перестроечной жизни.
СЛУЧАЙ
Алексей Туркус, 1990, 10 мин., "Союзмультфильм", СССР
По мотивам трех миниатюр Д.Хармса на темы городской жизни 30-х годов: «Встреча», «Столяр Кушаков» и «Оптический обман». Фильм сделан с использованием огромного количества архивных материалов и с невероятным вниманием к архитектуре, музыке и материальной культуре советских 30-х годов. Но вся эта реальность расцветает хармсовским и даже кафкианским сюрреализмом.
АМЕНЦИЯ
Сергей Айнутдинов, 1990, 9 мин., Свердловская киностудия, СССР
2-ой фильм трилогии "АБМАН ЗРЕНИЯ". «Аменция», - пишет автор в начальных титрах, - состояние спутанности, бессвязности сознания, утрата ориентировки во времени, месте, часто сопровождаемое значительным двигательным возбуждением». И рассказывает историю романтической и нежной старушки Смерти, ездящей на черном воронке за теми, кому пора в могилу. Но в советском мире, полном очередей, парадов, танков и всяческого безумия, ей и самой становится плохо.
В Доме Кино с 31 Марта по 31 Марта