Межрегиональная художественная выставка «Образ современника»

17 декабря — 14 февраля 2014 11:00-18:00

Межрегиональная художественная выставка «Образ современника»
(живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, 
фотография, видеоарт)

Выставка открывается 17 декабря 2013 г. в 17.00 в залах Регионального отделения Российской Академии художеств по адресу пр. им. газеты «Красноярский рабочий», 197 (остановка «Предмостная площадь»). Выставка открыта для посещения до 14 февраля 2014 г. с 11.00 до 18.00 часов ежедневно, кроме понедельника, вход свободный.

Посещая красноярские художественные выставки последних лет, нельзя не заметить явное преобладание пейзажа, почти полное отсутствие тематических картин и более чем скромное присутствие портрета. Складывается впечатление, что портретный жанр либо неинтересен нашим художникам, либо слишком труден для них. С некоторыми отличиями, подобная ситуация характерна и для художественной жизни других сибирских городов. Целью инициированного Региональным отделанием Российской академии художеств в Красноярске проекта «Образ современника» были одновременно и своего рода «мониторинг» состояния портретного искусства в регионе, и создание стимула к отображению человека в искусстве, причем не только в портретной живописи, но и в других видах и жанрах искусства.
Судя по количеству заявок на участие в выставке и обидам тех, кто опоздал, интерес к предлагаемой теме оказался выше, чем можно было ожидать. Оказывается, несмотря на огромное множество современных способов визуальной информации, интерес к отражению человеческой личности средствами искусства, отнюдь не угас. После предварительного отбора к участию было допущено около 200 работ 71 художника. Учитывая дороговизну междугородных перевозок, больше половины из них — красноярцы, тем не менее, пятнадцать участников из Иркутска, шестеро из Омска, представлены также Новосибирск, Томск, Кемерово, Новокузнецк, Новоалтайск, Улан-Удэ и Владивосток. Возрастной диапазон не менее широк, чем географический: самые старшие участники — 1915 и 1922 г.р., самые молодые — 1987 — 1988 г.р., поколение 1930 — 1940 гг. рождения представлено 11 авторами, рожденных в 1950 — 1969 гг. — 32 человека, 16 художников родившихся в 1970-е годы и 10 человек рождения 1980—1989 гг. — ставшие художниками уже после падения советской власти. При отборе учитывались только художественные качества работ вне зависимости от степеней и званий. Большинство участников выставки — люди не титулованные, однако среди них — четверо народных художников России, один народный художник Бурятии, десять заслуженных художников России, семь членов-корреспондентов и четверо действительных членов Российской академии художеств.
Большую часть экспозиции вполне предсказуемо занимает живопись, в меньшей степени представлены графика и скульптура, есть и, что в принципе нехарактерно для академических выставок, фотография и видеоарт. Большинство художников понимают под образом современника исключительно портрет, но тем не менее в экспозиции есть около десятка сюжетных композиций, а также пейзаж с фигурами и даже натюрморт. Стилистика произведений тоже разнообразна и варьируется в пределах от традиционного реализма до символизма, примитива и других современных направлений. Отдельно хочется отметить, что специально к открытию выставки ведущими художниками города были созданы портреты руководителей Красноярска и края — Губернатора Красноярского края Льва Кузнецова, Мэра г. Красноярска Эдхама Акбулатова, Председателя Законодательного собрания Красноярского края Александра Усса и Министра культуры Красноярского края Елены Паздниковой. На торжественном открытии гости первыми смогут увидеть новые портреты выдающихся людей нашего города и оценить их сходство с оригиналами.

Словосочетание «образ современника» слишком расплывчато, чтобы вызвать однозначную реакцию. Для одних это фотографии знаменитостей с обложек глянцевых журналов. Другим представляются парадные портреты передовиков производства, а к слову «современник» так и хочется присоединить «строитель коммунизма». Третьим вспоминаются шедевры классического искусства.

Прекрасная Нефертити и загадочная Мона Лиза, меланхоличный Марк Аврелий и язвительный Вольтер, царственная Екатерина Великая и трогательная безымянная кружевница — что знали бы мы об этих людях, если бы не их образы, увековеченные в произведениях изобразительного искусства? Какими были люди, жившие на этой земле до нас? Ни летописные свидетельства, ни исторические трактаты, ни даже литературные шедевры прошлого не дают об этом столь живого представления, как произведения, созданные поколениями художников, гениальных и знаменитых, скромных и неизвестных. Думали ли они о том, что изображая своих современников — королей и полководцев, аристократов и простолюдинов, священников и купцов, светских красавиц и собирательниц колосьев, они создают для будущих поколений собирательный образ человека своей эпохи? Может показаться, что во все времена главной целью искусства было правдивое изображение человека в реальных жизненных обстоятельствах. На самом деле почти всю более чем 40-тысячелетнюю историю изобразительного искусства мастерам кисти и резца не было до своих современников ровно никакого дела.

От каменного века сохранились превосходные изображения животных и схематичные, упрощенные фигурки женщин — потому что главным тогда было простое физическое выживание, для чего требовалось свежее мясо и как можно больше детей. Древнеегипетское искусство впечатляет выразительными образами фараонов и подробно изображенными сценами из жизни, но это делалось для того, чтобы душа усопшего фараона по внешнему сходству нашла его скульптурное изображение, а магически ожившие росписи стен гробницы стали для него привычной жизненной обстановкой. Античная Греция, создавшая эталон человеческой красоты, тоже не знала портрета. Изображая богов и героев, греки представляли себе некий идеал, которому следовало бы соответствовать, — известно, например, что статуи победителей Олимпийских игр были все на одно лицо, различаясь лишь именами. Неужели и римляне, создавшие множество потрясающих своей реалистичностью скульптурных портретов, не стремились создать образ современника? Увы! Римский портрет был связан с культом предков, чьи изображения были объектом религиозного поклонения. Портретны римских императоров тоже выполняли скорее религиозную, чем художественную функцию. Средневековье было тысячелетием господства иконы и реальным человеком своего времени не интересовалось в принципе. В эпоху Возрождения и художнику, и заказчику потребовалось преодолеть мощный психологический барьер на пути к первым портретам, потому что в сознании было заложено, что лицо — это священный лик, и изобразить живого человека значило приравнять его к святым. Естественно, что первых портретных изображений удостаивались царствующие особы. Портрет барокко, классицизма и романтизма чаще воплощал представления о том, каким должен быть человек для исполнения предписанной ему социальной роли, чем таким, каков он на самом деле. И только в середине XIX столетия с наступлением эпохи капитализма, поставившей личность лицом к лицу с действительностью, наступило осознание человеческой индивидуальности, и, как следствие, появление индивидуального, психологического портрета и создание образа современника стало одной из ключевых задач искусства, оставаясь среди них и поныне. А то, насколько удается художникам начала XXI века, живущим в сибирских городах и весях воплотить свое личное понимание человека и его места в мире, и складывается ли из этих личных воззрений собирательный образ современника — судить зрителям нашей выставки.

    Н. В. Тригалева, искусствовед, член Союза художников России

Комментарии