Аустерлиц
13 апреля кинопрокатная компания Cinedoc (при поддержке German Films) выпускает в российский прокат новый документальный фильм Сергея Лозницы «Аустерлиц».
Картина рассказывает об истории музеев, которые в настоящее время работают на территориях бывших концлагерей Дахау, Берген-Бельзен, Равенсбрюк, Заксенхаузен и Дора-Миттельбау. И об эмоциях туристов, посещающих эти лагеря смерти.
Мировая премьера фильма состоялась на 73-ем Венецианском кинофестивале, фильм получил главный приз «Золотой голубь» как лучший документальный фильм на кинофестивале DOKLeipzig и был показан на Берлинале, в Торонто и других кинофестивалях.
“Мало
кому из кинематографисто
Все работы Сергея Лозницы, обладателя приза FIPRESCI Каннского кинофестиваля за игровой фильм «В тумане» (2012), отличаются интеллектуальной остротой и техническим совершенством. «Мастер беспристрастного кинонаблюдения в «Аустерлице» выступает во всеоружии своего метода» (Андрей Плахов).
Картина
«АУСТЕРЛИЦ»
снималась
на территории
самых
посещаемых
туристических
достопримечатель
Фильм гипнотизирует своим ритмом. Многочисленные отражения как будто погружают нас в потустороннее, а туристы будто превращаются в души замученных здесь людей.
Своим названием фильм отсылает к одноименному роману Винфрида Зебальда, посвященному памяти о Холокосте.
Фильм-кинонаблюд
Релиз фильма приурочен к Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей, который отмечается 11 апреля.
РЕЖИССЕРСКИЙ СТЕЙТМЕНТ:
Я никогда не думал, что буду здесь. Проезжал мимо, увидел табличку и завернул.
Тропинка ведет вдоль дороги, сворачивает в сторону. Дома стоят полукругом. Дома, в которых живут люди, обычные жители обычных домов. Желтые стены, белые окна, газоны. Рядом с домом под зонтиком дама пьет кофе. На стоянке машины. Тихий, жаркий летний день. Ничего необычного.
Это просто дома, или уже территория? Это уже территория, а дома – это обычные, трехэтажные, типовые для того времени дома. Просто место для жизни. Смотрите – в окнах цветы. Здесь когда-то жила охрана. Те, кто шел каждый день на работу такую тяжелую и нужную всем, кто послал их туда. А в домах жили их семьи. Кто знает, может и продолжают жить. Но как бы там ни было – это уже территория лагеря, или когда-то ею была. Столовая. Прохожу мимо еды и понимаю, что не могу. Странно.
Направо,
налево, вниз,
вот и забор и
тотальной
симметрии вход.
За забором
группами бродят
люди – туристы.
Все подчинено
строгой логике.
Зачем оставлять
все – только
по одному экземпляру.
Ведь остальное
лишено функциональности
Люди тихо ходят отдельно и группами. Заглядывают в окна и двери, стоят у стендов. Людям все интересно – каждый камень, любая надпись. «Посмотри, здесь был седьмой барак а здесь десятый.» «А вот здесь расстреливали.» «А как они это делали?» «А вот, чтобы пули не летели дальше – специально деревьями уложена стенка.» «А вот здесь лежали трупы.» «А здесь евреи…» Все интересно людям. Где что и как расположено и как мудро была продумана эта машина уничтожения.
А это что за домик? Можно войти внутрь? Пожалуйста, стрелочка приглашает вас к продолжению осмотра. Все уложено белой плиткой до потолка. Вниз уходит конвейер с крюками, цепи, лебедки, заслонка, две печи. «Не желаете посмотреть как это работает?» Сотрудник музея выдвигает какие-то металлические рейки, открывает заслонки. «Вот сюда клали тело. Температура была такая-то. Дым сюда, пепел туда. Вот туда задвигали. Идет тяжеловато. Нужно бы смазать.»
И в этот момент я ловлю себя на мысли, - а имею ли я право стоять здесь и созерцать все это. Где я и что это все такое?
Это место где умерщвляли людей, это место страдания и скорби. И сейчас я здесь – турист со свойственным ему туристическим любопытством, без малейшего понятия о том, а что это такое – быть заключенным лагеря номер … под номером … ежедневно ждущего смерти, и цепляющегося за жизнь, стою здесь и смотрю на устройство окончательного уничтожения тела, следа чьих-то жизней, когда-то, давным-давно, здесь и сейчас.
Вот так и появилась странная мысль – попытаться во всем этом разобраться, сделав фильм.
Год: 2016
Страна: Германия
Жанр: Документальное кино
Режиссер: Сергей Лозница
Продолжительность: 94
Возрастные ограничения: 12+